НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область) от 28.05.2019 № 2-2001/19

Дело № 2-2001/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2019 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Негановой С.А. с участием истца Зайцева Е.Н., представителя ответчика Батяевой Ю.Е., представителей третьего лица Департамента финансов Костромской области Пономаревой М.В. и Чистякова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева Е.Н. к Департаменту здравоохранения Костромской области о признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Зайцев Е.Н. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что является главным врачом ОГБУЗ «Нейская РБ» с <дата>. Приказом директора Департамента здравоохранения Костромской области от <дата> истец привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение положений ст. 136 ТК РФ, а именно за несвоевременную выплату заработной платы сроком 7 календарных дней. О применении взыскания истцу стало известно <дата>. С данным взысканием истец не согласен. Директору департамента здравоохранения Костромской области Н. истцом в письменной форме даны объяснения, в которых изложены причины и обстоятельства по данному факту. План финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения на 2019 финансовый год и на плановый период 2020- 2021 годов составлен своевременно и утвержден директором департамента здравоохранения <дата>. Бухгалтерской службой ОГБУЗ «Нейская РБ» платежные поручения на выплату заработной платы за декабрь 2018 года в Департамент финансов Костромской области направлены своевременно <дата>, о чем свидетельствует подробная распечатка из лицензионной бухгалтерской программы УРМ АС «Бюджет». По неизвестным причинам дата принятия плана финансово-хозяйственной деятельности в части доходы и расходы за счет средств предпринимательской деятельности со стороны Департамента финансов Костромской области датируется <дата>. Заработная плата начислена за весь срок задержки, перечислена компенсация за её несвоевременную выплату сотрудникам, у которых начисление идет за счет средств предпринимательской деятельности. Просит признать дисциплинарное взыскание в виде замечания, примененное на основании приказа директора Департамента здравоохранения Костромской области от <дата>, незаконным и отменить его. Заявленные требования мотивированы положениями ст.ст. 192, 193, 391 ТК РФ.

В судебном заседании истец Зайцев Е.Н. исковые требования поддержал. В ходе рассмотрения дела пояснил, что план финансово-хозяйственной деятельности учреждения утверждается ежегодно Департаментом здравоохранения Костромской области, включает все доходы и расходы учреждения, в том числе по источнику дохода платные услуги. План ОГБУЗ «Нейская районная больница» на 2019 год был утвержден директором департамента здравоохранения Костромской области <дата>. Платежное поручение на выплату заработной платы по источнику доходов от платных услуг направлено в Департамент финансов Костромской области <дата>. Департаментом финансов Костромской области план финансово-хозяйственной деятельности по данному виду дохода принят только <дата>, в связи с чем платежное поручение оплачено <дата>. В связи с поздним принятием плана Департаментом финансов задержка выплаты заработной платы произошла Р. и другим работникам. За несвоевременную выплату заработной платы Р. начислена компенсация в размере 8,61 рублей. Привлечение истца к дисциплинарной ответственности было связано с жалобой председателя профсоюзной организации СОЦПРОФ А. в Департамент здравоохранения Костромской области на несвоевременную выплату заработной платы Р., которая является членом данной организации. В учреждение поступил запрос от заместителя директора департамента Б. от <дата> с требованием разъяснить причину задержки выплаты заработной платы. Направлен ответ, что ОГБУЗ «Нейская районная больница» начисляет заработную плату Р. за счет средств предпринимательской деятельности на основании приказа от <дата> и указаны объективные причины задержки заработной платы. Без соблюдения установленного порядка и участия Департамента финансов Костромской области он не мог расходовать денежные средства. Полагал, что процедура привлечения к дисциплинарной ответственности нарушена, ответчиком не истребованы объяснения от истца, не проведена проверка. План финансово-хозяйственной деятельности учреждения находился в Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденный в полном объеме. В отсутствие разрешения Департамента финансов распоряжение денежными средствами учреждения невозможно.

Представитель ответчика Батяева Ю.Е. исковые требования не признала, пояснила, что в отношении руководителя учреждения не проводится проверка, так как он не является государственным служащим. Полагала, что информация главного врача ОГБУЗ «Нейская РБ» Зайцева Е.Н. от <дата>, представленная по жалобе Р., является объяснением истца, отобранным в соответствии с ТК РФ. Руководителем Департамента здравоохранения принято решение о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, поскольку он должен был выплатить заработную плату в срок за счет средств от оказания платных услуг.

Представители третьего лица Пономарева М.В., Чистяков Е.А. оставили решение по делу на усмотрение суда. Пояснили, что департамент финансов открывает и ведет лицевые счета государственных бюджетных учреждений, осуществляет санкционирование проводимых ими платежных операций в соответствии с бюджетным законодательством. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» план финансово-хозяйственной деятельности учреждения утверждается в порядке, определенном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Согласно приказу Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения», план утверждается руководителем государственного бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Департаментом финансов ведется электронный документооборот с областными бюджетными учреждениями и департаментом здравоохранения. При расходовании денежных средств учреждениями департамент финансов принимает платежные документы и проверяет на соответствие требованиям и коду бюджетной классификации. Указанные действия осуществляются через программный комплекс АС бюджет, в который главный распорядитель, в данном случае департамент здравоохранения, должен занести данные по плану финансово-хозяйственной деятельности. Учреждение заносит планы в систему АС бюджет, направляет на рассмотрение главному распорядителю департаменту здравоохранения, после план направляется на утверждение в департамент финансов. При санкционировании оплаты УФК по Костромской области должно видеть, по каким расходам проходят платежные поручения. Платежное поручение ОГБУЗ «Нейская районная больница» поступило <дата>. Поскольку на тот момент план финансово-хозяйственной деятельности по доходам от платных услуг не был согласован, платежное поручение не могло быть исполнено. Ввиду возникших сложностей при согласовании планов между департаментом здравоохранения и департаментом финансов была достигнута договоренность о внесении в систему планов в 1/12 части показателей плана предыдущего года по доходам от платных услуг для санкционирования расходов на выплату заработной платы. В программном комплексе указано, что план финансово-хозяйственной деятельности ОГБУЗ «Нейская районная больница» по доходам от платных услуг был занесен в АС бюджет <дата>, проверен <дата>. После этого проведено санкционирование и выплачена заработная плата по платежному поручению от <дата>. Полный пакет документов департаментом здравоохранения представлен <дата>.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

В соответствии со ст. 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

Взыскание налагается при соблюдении процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности и в установленные законом сроки.

При этом, в силу действующего законодательства, на ответчике лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что: совершенное работником нарушение, явившееся поводом к вынесению взыскания, в действительности имело место; работодателем были соблюдены предусмотренные ч. ч. 3 и 4 ст. 193 ТК РФ сроки для применения дисциплинарного взыскания, учтена тяжесть совершенного проступка.

В силу ст. 129 ТК РФ под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Согласно ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 раздела 5 Коллективного договора ОГБУЗ «Нейская районная больница» на 2016-2019 годы заработная плата работникам перечисляется не реже, чем каждые полмесяца, ежемесячно 10 числа за вторую половину предыдущего месяца, и 24 числа за первую половину текущего месяца.

Зайцев Е.Н. является главным врачом ОГБУЗ «Нейская районная больница», что подтверждается приказом директора департамента здравоохранения Костромской области от <дата> копией трудового договора от <дата>, дополнительным соглашением от <дата>.

Согласно трудовому договору с руководителем государственного бюджетного учреждения здравоохранения Костромской области от <дата>, заключенному между Департаментом здравоохранения Костромской области (работодатель) и Зайцевым Е.Н. (руководитель), последний является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью. Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц (п. п. 6, 7 договора).

В соответствии с Уставом ОГБУЗ «Нейская районная больница» департамент здравоохранения Костромской области выполняет функции и полномочия учредителя Учреждения, заключает и прекращает трудовой договору с руководителем Учреждения (п. п.. 1.5, 5.3).

Приказом главного врача ОГБУЗ «Нейская районная больница» от <дата> отменен приказ от <дата> «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», Р. восстановлена в должности «санитарка» без выполнения трудовой функции с <дата> до вступления в законную силу решения Нейского районного суда Костромской области от <дата> по делу №2-234/2018. Приказом установлено считать должность «санитарка» внештатной единицей с оплатой труда по среднему заработку Р. в соответствии с действующим законодательством, за счет источника финансирования – внебюджетные средства.

Р. является членом профсоюзной организации СОЦПРОФ.

В администрацию Костромской области поступило обращение председателя профсоюзной организации СОЦПРОФ А. по вопросу нарушения сроков выплаты заработной платы Р. за вторую половину декабря 2018 года, Департаментом здравоохранения Костромской области <дата> в адрес главного врача ОГБУЗ «Нейская районная больница» Зайцева Е.Н. направлен запрос о предоставлении информации по факту поступившего обращения в отдел финансово-экономической деятельности.

Главным врачом ОГБУЗ «Нейская районная больница» Зайцевым Е.Н. в адрес Департамента здравоохранения Костромской области направлен ответ от <дата>, из которого следует, что заработная плата Р. начисляется за счет средств предпринимательской деятельности, платежные поручение направлены в департамент финансов <дата>. В связи с тем, что Департаментом финансов Костромской области план финансово-хозяйственной деятельности (доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ) принят <дата>, платежное поручение от <дата> оплачено <дата>. За несвоевременную выплату заработной платы Р. начислена компенсация.

Приказом директора Департамента здравоохранения Костромской области от <дата>к за несвоевременную выплату заработной платы в нарушение ст. 136 ТК РФ на главного врача ОГБУЗ «Нейская районная больница» Зайцева Е.Н. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Зайцев Е.Н. <дата> обратился к директору Департамента здравоохранения Костромской области с заявлением об отмене приказа от <дата>к в связи с отсутствием факта дисциплинарного проступка со стороны истца по причине позднего принятия плана финансово-хозяйственной деятельности Департаментом финансов Костромской области.

Заявление оставлено без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные исковые требования, суд учитывает следующее.

Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» утверждены требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе учреждений здравоохранения.

Согласно п. 2 данного Приказа, государственное (муниципальное) бюджетное и автономное учреждение, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета, составляют в соответствии с настоящими Требованиями План в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

План составляется учреждением (подразделением) по кассовому методу в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 4).

В целях формирования показателей Плана по поступлениям и выплатам, включенных в табличную часть Плана, учреждение (подразделение) составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) План, исходя из представленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств (п. 9).

План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 22).

Согласно Положению о Департаменте финансов Костромской области, утвержденному Постановлением Губернатора Костромской области от 10.07.2009 № 141, Департамент финансов Костромской области устанавливает порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств областного бюджета и порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета и администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета. Открывает и ведет лицевые счета государственных бюджетных и автономных учреждений Костромской области. Осуществляет контроль при санкционировании операций в соответствии с бюджетным законодательством. Проводит санкционирование операций (п. п. 35 – 36.1, 37).

Согласно п. 13 Инструкции о порядке открытия и ведения департаментом финансов Костромской области лицевых счетов для учета операций со средствами бюджетных учреждений Костромской области и средствами бюджетных учреждений Костромской области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ, утвержденной постановлением Департамента финансов Костромской области от 11.02.2011 № 2, платежные документы на осуществление кассового расхода принимаются департаментом финансов от областного бюджетного учреждения только в пределах свободного остатка средств, отраженного на его лицевом счете.

Платежные документы от областного бюджетного учреждения принимаются при наличии электронного документооборота между областным бюджетным учреждением и департаментом финансов в электронном виде, подписанные электронной подписью уполномоченного лица областного бюджетного учреждения, или на бумажном носителе.

Представленные областными бюджетными учреждениями платежные документы проверяются департаментом финансов в том числе на непревышение суммы, указанной в платежном документе, над объемом планируемых расходов в текущем финансовом году, отраженном на лицевом счете областного бюджетного учреждения.

Из материалов дела следует, что Департаментом здравоохранения Костромской области <дата> посредством электронной почты в адрес медицинских учреждений области направлено письмо, что сведения о распределении средств по иным субсидиям на 2019 год для введения в план финансово-хозяйственной деятельности и программу УРМ АС «База 2019» должны быть представлены в срок до <дата>. В программу УРМ средства должны быть ведены после согласования плана финансово-хозяйственной деятельности Департаментом здравоохранения Костромской области.

ОГБУЗ «Нейская районная больница» принят план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения на 2019 финансовый год и плановый период 2020-2021 годов от <дата>, который утвержден директором Департамента здравоохранения Костромской области <дата>.

ОГБУЗ «Нейская районная больница» <дата> в адрес Департамента финансов направлено платежное поручение от <дата> по выплате заработной платы за декабрь 2018 года, платеж по которому произведен <дата>, что подтверждается информацией из автоматизированной системы «Бюджет», копией платежного поручения с отметкой об исполнении <дата>.

В связи с указанными обстоятельствами образовалась просрочка по выплате заработной платы за период с <дата> по <дата>.

Как следует из письма департамента здравоохранения Костромской области, направленного электронной почтой в адрес учреждений здравоохранения области <дата> (пятница) в 16 час 35 мин., планы финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранении я согласовываются с департаментом финансов Костромской области. С целью своевременной выплаты заработной платы из средств, полученных от оказания платных услуг, с департаментом финансов есть договоренность, что учреждения здравоохранения заносят в программу УРМ 1/12 часть ПФХД 2018 года.

Из пояснений главного бухгалтера ОГБУЗ «Нейская районная больница» Б., допрошенной в качестве свидетеля, следует, что план финансово-хозяйственной деятельности учреждения в соответствии с поступившим письмом департамента здравоохранения введен в программу <дата> в полном объеме. По состоянию на дату направления учреждением платежного поручения от <дата> по источнику доходов от платных услуг план не принят департаментом финансов, поскольку продолжалась процедура согласования с департаментом здравоохранения. С целью своевременной выплаты заработной платы из средств, полученных от оказания платных услуг, между департаментами достигнута договоренность, что учреждения здравоохранения заносят в программу 1/12 часть плана. Учреждением <дата> введена в программу 1/12 часть, которая принята <дата>, в этот же день произведена выплата заработной платы.

В связи с образовавшееся просрочкой выплаты заработной платы в сумме 2380,72 рублей Р. начислена компенсация в сумме 8,61 рублей, что подтверждается бухгалтерской справкой ОГБУЗ «Нейская РБ» от <дата>.

Учитывая, что платежное поручение на выплату заработной платы направлено учреждением <дата>, до наступления срока выплаты заработной платы, предусмотренного коллективным договором ОГБУЗ «Нейская районная больница» на 2016-2019 годы – <дата>, суд не усматривает виновных противоправных действий главного врача Зайцева Е.Н., повлекших несвоевременную выплату заработной платы Р. и другим работникам учреждения, выплата заработной платы которым осуществляется за счет доходов учреждения от оказания платных услуг.

На момент направления платежного поручения план финансово-хозяйственной деятельности учреждения был утвержден главным распорядителем – Департаментом здравоохранения Костромской области, о нарушении сроков направления либо введения в автоматизированную систему данного плана ответчиком не заявлено, из материалов дела подобного факта не усматривается.

Неисполнение платежного поручения обусловлено дополнительными согласованиями плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения между департаментом здравоохранения Костромской области и департаментом финансов Костромской области, что подтверждается письмом департамента, направленным электронной почтой в адрес учреждения <дата> – по прошествии срока выплаты заработной платы - о необходимости введения в автоматизированную систему корректированных данных.

Из приведенных положений нормативных актов, регламентирующих порядок расходования денежных средств бюджетным учреждением, следует, что учреждение не вправе осуществлять расходование денежных средств, в том числе полученных за счет оказания платных услуг, не санкционированное департаментом финансов Костромской области.

Работодателем – департаментом здравоохранения Костромской области ни в приказе о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, ни в судебном заседании не приведены доводы, какие конкретные действия в рамках имеющихся полномочий должен был совершить, но не совершил главный врач ОГБУЗ «Нейская РБ» Зайцев Е.Н. в сложившейся ситуации для обеспечения выплаты заработной платы Р. и другим работникам в установленный срок.

При таких обстоятельствах решение работодателя о привлечении Зайцева Е.Н. к дисциплинарной ответственности принято в отсутствие достаточных оснований.

Суд находит нарушенным порядок привлечения Зайцева Е.Н. к дисциплинарной ответственности.

Из норм ч. 1 ст. 193 ТК РФ следует, что на работодателя императивно возложена обязанность по истребованию от работника письменного объяснения по факту совершения дисциплинарного проступка. Дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику после получения от него объяснения в письменной форме либо после непредоставления работником такого объяснения (отказа предоставить объяснение) по истечении двух рабочих дней со дня затребования объяснения.

Информация ОГБУЗ «Нейская районная больница» от <дата> за подписью главного врача, направленная по запросу Департамента здравоохранения Костромской области, не может быть рассмотрена в качестве объяснения работника по факту дисциплинарного проступка.

По смыслу положений ТК РФ до работника должно быть доведено, что объяснение истребовано от него лично по факту совершения конкретного дисциплинарного проступка.

Подобное объяснение департаментом здравоохранения Костромской области от Зайцева Е.Н. не получено, акт об отказе от дачи письменных пояснений не составлен.

Учитывая изложенное, суд находит, что приказ от <дата> о привлечении Зайцева Е.Н. к дисциплинарной ответственности является незаконным, исковые требования главного врача ОГБУЗ «Нейская районная больница» Зайцева Е.Н. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Зайцева Е.Н. к Департаменту здравоохранения Костромской области удовлетворить.

Признать незаконным приказ директора Департамента здравоохранения Костромской области от <дата>к «О привлечении к дисциплинарной ответственности главного врача ОГБУЗ «Нейская районная больница» Е.Н. Зайцева».

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина