НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область) от 26.07.2018 № 12-412/18

Дело № 12 –412/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 26 июля 2018 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

судьи Бебешко В.П.,

при секретаре Потаповой Е.С.,

с участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении – Поцелуева В.П.,

представителя УФК по Костромской области Карповой И.В., представившей доверенность № 3 от 23.07.2018, заместителя директора Управления Федерального казначейства по Костромской области Поповой Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Поцелуева Владимира Павловича на постановление от 21.06.2018 № 05-42/7-2018, вынесенное заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Костромской области Поповой Г.М. о привлечении к административной ответственности по 15.14 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

постановлением 21.06.2018 № 05-42/7-2018, вынесенным заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Костромской области Поповой Г.М., должностное лицо – директор ОГКУ «ЦСВ» Поцелуев В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 15.14 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств федерального бюджета в сумме 138 177 руб на цели, не соответствующие условиям их получения, не соблюдении требований статей 38, 162, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.1 Соглашения от 20.02.2017 № 069-08-163 заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Администрацией Костромской области о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Костромской области на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пункта 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2017 № 92.

В жалобе, направленной в суд, Поцелуев В.П. указывает, что вывод административного органа о том, что он осознавал незаконность направления средств федерального бюджета на оплату услуг ФГУП «Почта России» и кредитных учреждений по доставке денежных средств получателям компенсации, то есть совершил административно правонарушение умышленно, сделан на основании предположения работниками Управления Федерального казначейства по Костромской области, а не на фактах и не на основании его устных пояснений, данных им при вынесении постановления по делу об административном производстве.

В судебном заседании заявитель доводы, изложенные в жалобе, поддержал, не отрицал событие административного правонарушения, пояснил, что в его действиях отсутствует умысел, а имеет место неосторожная форма вины, просил применить к нему ст. 2.9 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

Свидетель ФИО6, опрошенная в судебном заседании по ходатайству заявителя, показала, что фактов нецелевого использования бюджетных средств ОГКУ «ЦСВ» допущено не было.

В судебном заседании представители административного органа пояснили, что Поцелуев В.П., как руководитель казенного предприятия, обязан был согласно п. 24 Постановления администрации Костромской области от 09.06.2016, а также п. 43 Устава ОГКУ «ЦСВ» осуществлять контроль за целевым расходованием бюджетных средств, подписывая финансовые документы, он не мог не осознавать происходящее.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

Управлением Федерального казначейства по Костромской области на основании приказа Управления Федерального казначейства по Костромской области от 16.03.2018 № 125 «О назначении плановой выездной проверки в Областном государственном казенном учреждении «Центр социальных выплат»» (далее - ОГКУ «ЦВС») проведена плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за 2017 год.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2017 № 92 «О предоставлении и распределении из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» в 2017 году между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Администрацией Костромской области заключено Соглашение от 20.02.2017 № 069-08-163 о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Костромской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее-Соглашение от 20.02.2017 № 069-08-163).

Согласно пункту 1.1. Соглашения от 20.02.2017 № 069-08-163 и п. 1.1.1 дополнительного соглашения от 05.09.2017 № 069-08-163/2 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Костромской области на финансовое обеспечение расходных обязательств составляет в 2017 году 16 059 430,00 (Шестнадцать миллионов пятьдесят девять тысяч четыреста тридцать) рублей. Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Костромской области, составляет 94% от общего объема бюджетных ассигнований - 15 095 860 рублей.

Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области утвержден на 2017 год главным администратором доходов областного бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2017 года № 92 на лицевой счет №819.02.027.1 ОГКУ «ЦСВ», открытый в Департаменте финансов Российской Федерации по Костромской области, доведены бюджетные ассигнования в общей сумме 16 059 500,00 рублей, в том числе по двум кодам бюджетной классификации: «Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам» и «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Законом Костромской области от 26.04.2016 № 91-6-ЗКО «О компенсации отдельным категориям граждан расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в Костромской области» предусмотрены расходы, связанные с реализацией компенсации отдельным категориям граждан расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в Костромской области, которые относятся к расходным обязательствам Костромской области и финансируются за счет средств областного бюджета.

Постановлением администрации Костромской области от 09.06.2016 № 206-а «Об утверждении порядка назначения и выплаты компенсации отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в Костромской области» утвержден порядок назначения и выплаты компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - Постановление от 09.06.2016 № 206-а).

На основании пункта 2 указанного Постановления Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области обеспечивает назначение и выплату компенсации через ОГКУ «ЦСВ» за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете по разделу 10 «Социальная политика».

В соответствии с пунктом 24 Постановления от 09.06.2016 № 206-а ОГКУ «ЦСВ» несет ответственность за целевым использованием бюджетных средств, предусмотренных на выплату компенсации. С указанным постановлением заявитель ознакомлен.

Выплата компенсации осуществлялась ОГКУ «ЦСВ» путем перечисления денежных средств на счета, открытые в кредитных организациях, или через отделения Управления Федеральной почтовой связи Костромской области-филиала ФГУП «Почта России», ПАО «Сбербанк», что не отрицается заявителем.

При проверке использования средств субсидии из федерального бюджета на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме установлено, что перечисление и расходование субсидии производилось по двум видам КВР (код вида расходов).

ОГКУ «ЦСВ» в 2017 году были оплачены услуги связи ФГУП «Почта России» в сумме 253 239,47 рублей, за счет средств федерального бюджета – 238 045,04 рублей, за счет средств областного бюджета – 15 194,43 рублей, ПАО «Сбербанк» - 26 776,07 рублей, за счет средств федерального бюджета - 25 169,48 рублей, за счет средств областного бюджета - 1 606,59 рублей.

Произведенный кассовый расход за счет средств субсидии из федерального бюджета на оплату почтовых услуг и услуг банка не предусмотрен заключенным Соглашением от 20.02.2017 № 069-08-163 и дополнительным соглашением № 069-08-163/2 от 05.09.2017.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Из положений статьи 162 БК РФ следует, что к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В нарушение статей 38, 162, 306.4 БК РФ, пункта 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, действовавшего на момент совершения административного правонарушения, пункта 1.1 Соглашения от 20.02.2017 № 069-08-163 средства федерального бюджета в общей сумме 138 177 рублей использованы на цели, не соответствующие условиям их получения. В другой части – 141833 руб. по факту нецелевого использования денежных средств, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Как усматривается из материалов дела №05-42/7-2018 и протокола об административном правонарушении №42-24/12 от «07» июня 2018 должностным лицом - директором областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» Поцелуевым В. П. допущено направление и оплата средств федерального бюджета в общей сумме на общую сумму 138177 рубля на цели, не соответствующие целям, определенным документами, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств.

Обращений в адрес Департамента по труду и социальной защите населения <адрес> за разъяснениями операций по видам расходов на оплату субсидии за счет средств федерального бюджета ОГКУ «ЦСВ» не направлялось.

Исследованные судом обстоятельства дают основания полагать о том, что возможные нарушения, допущенные органами социальной защиты – Департамента по труду и социальной защите населения <адрес>, при составлении финансовых документов, не являлись основанием для исключения контроля со стороны заявителя за целевым расходованием бюджетных средств в установленном порядке.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд считает, что заместитель руководитель УФК по Костромской области установил обстоятельства дела, обоснованно пришёл к выводу о доказанности вины Поцелуева В.П. в совершении им административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Поскольку совершенное правонарушение посягает на установленный государством порядок в области финансов и целевого использования бюджетных средств, то оно является существенной угрозой охраняемым общественным отношениям по осуществлению бюджетного контроля.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Заявитель является должностным лицом. В соответствии с приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 25.06.2014 № 170-к на должность директора ОГКУ «ЦСВ» назначен Поцелуев Владимир Павлович.

Согласно п.п. 2 пункта 43 Устава ОГКУ «ЦСВ», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 25.07, 2011 г. № 358, Центр обязан обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных Центру бюджетных ассигнований. В соответствии с пунктами 50,51 Устава ОГКУ «ЦСВ», директор Центра осуществляет текущее руководство деятельностью Центра на принципах единоначалия по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к его компетенции. Подпунктом «г» пункта 9 Трудового договора от 25.06.2014 предусмотрено, что руководитель ОГКУ «ЦСВ» обязан обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения.

Вина должностного лица подтверждается отчетами: об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по состоянию на 01.01.2018 форма 1-мм по ОКУД 503010; об исполнении бюджета главного распорядитель, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета по состоянию на 01.01.2018 года форма по ОКУД 0503127, подписана Поцелуевым В.П. Нецелевое использования бюджетных средств является нарушением финансовой и бюджетной дисциплины, которое влечет за собой применение финансовых санкций.

Правильность выводов должностного лица о совершении Поцелуевым В.П. административного правонарушения сомнений не вызывают, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств.

Таким образом, должностным лицом не соблюдены требования статей 38, 162, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.1 Соглашения от 20.02.2017 № 069-08-163 заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Администрацией Костромской области о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Костромской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пункта 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2017 № 92, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ.

Процессуальные нарушения, которые бы повлияли на законность привлечения Поцелуева В.П. к административной ответственности, не допущены.

При вынесении постановления учтены смягчающие ответственность обстоятельства, отягчающих наказание обстоятельств по делу не установлено.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного административного правонарушения, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

постановление от 21.06.2018 № 05-42/7-2018, вынесенное заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Костромской области Поповой Г.М. о привлечении Поцелуева Владимира Павловича к административной ответственности по 15.14 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу Поцелуева В.П.– без удовлетворения.

Данное решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в порядке ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья: В.П. Бебешко