НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область) от 25.06.2020 № 2-1651/20

Дело № 2-1651/2020

УИД 44RS0001-01-2020-001170-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2020 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи Шуваловой И.В.,

при секретаре Беляковой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области к А.И.Г. о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Следственной управление Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области обратилось в суд с указанным иском, свои требования мотивировали тем, что Приказом Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 07.09.2007 № 27ш образовано следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Костромской области, впоследствии на основании приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 № 23-кш преобразованное в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области. А.И.Г.<дата> принят в порядке перевода из прокуратуры Костромской области на службу в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Костромской области. <дата> в ходе проведения организационно-штатных мероприятий А.И.Г. назначен на должность заместителя руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области (далее - следственное управление). В соответствии с условиями и на основании норм, установленных законодательством Российской Федерации для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, и членам их семей (Закон от 12.02.1993 № 4468-1, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации») А.И.Г. управлением кадров Следственного комитета были рассчитаны выслуга лет для назначения пенсии и сумма пенсии за выслугу лет. В выслугу лет для назначения пенсии А.И.Г. были зачтены периоды службы и учебы согласно прилагаемому расчету. В соответствии с частью 14 статьи 35 Федерального закона от <дата> № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» следственное управление ежемесячно с 07.09.2007, а затем с 15.01.2011 выплачивало ФИО1 50 процентов суммы пенсии за выслугу лет. Сумма выплачиваемой ФИО1 ежемесячной надбавки в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет регулярно пересматривалась следственным управлением в сторону повышения при ежегодном увеличении выслуги лет и наступлении иных обстоятельств (увеличение должностных окладов сотрудников). Последний перерасчет произведен по состоянию на <дата>, в соответствии с ним А.И.Г. была установлена ежемесячная пенсионная надбавка в размере .... По поручению управления кадров Следственного комитета кадровым подразделением следственного управления был сделан запрос в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области (далее -отделение ПФР по Костромской области) о предоставлении информации о том, является ли А.И.Г. получателем выплат по линии Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласно полученного ответа от <дата>, А.И.Г. с <дата> является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Как следует из информации отделения ПФР по <адрес> от <дата>, полученной в ответ на запрос следственного управления в целях уточнения условий назначения А.И.Г. пенсии по линии Пенсионного Фонда Российской Федерации, при назначении А.И.Г. страховой пенсии по старости в стаж засчитаны периоды, зачтенные ранее следственным управлением в выслугу лет для назначения пенсии в Следственном комитете и, соответственно, установления ежемесячной надбавки в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет. Страховая пенсия по старости по линии Пенсионного фонда Российской Федерации назначена А.И.Г. после установления ему ежемесячной надбавки в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет. При назначении А.И.Г. страховой пенсии по старости какие-либо документы о назначении пенсии за выслугу лет отделением ПФР по Костромской области не запрашивались, сам А.И.Г. в следственное управление о факте назначения ему пенсии по линии Пенсионного фонда не сообщил. Кроме того, законодателем в состав денежного содержания сотрудника Следственного комитета включена доплата за выслугу лет (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»). При исчислении выслуги лет для установления соответствующей доплаты А.И.Г. правомерно, в соответствии с приказом Следственного комитета от 24.06.2016 № 51 «Об утверждении Правил исчисления выслуги лет для установления доплаты за выслугу лет сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации») учтены те же периоды, что и при исчислении выслуги лет для назначения пенсии. Установление законодателем двух выплат, несущих одинаковую смысловую нагрузку, следует полагать нелогичным, поэтому ежемесячная надбавка в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет является пенсионной выплатой, назначаемой лишь при возникновении у сотрудника права на пенсию за выслугу лет. Таким образом, в нарушение части 4 статьи 7 Закона от 12.02.1993 № 4468-1, пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в период с <дата> по <дата>А.И.Г. выплачивалась страховая пенсия по старости по линии Пенсионного фонда Российской Федерации и ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет по линии Следственного комитета Российской Федерации, при назначении данных пенсионных выплат учтены хронологически совпадающие периоды. При исключении из выслуги лет для назначения пенсии периодов, учтенных при назначении А.И.Г. страховой пенсии по старости, выслуга составит менее 20 лет. При таких обстоятельствах оснований для выплаты следственным управлением А.И.Г. 50 процентов суммы пенсии за выслугу лет в период с <дата> по <дата> не имеется. А.И.Г. Гаджи оглы отказался от пенсии по старости, и с <дата> выплата пенсии по старости по линии Пенсионного фонда Российской Федерации ему прекращена. Таким образом, денежные средства согласно расчету в размере ..., полученные А.И.Г. в качестве ежемесячной надбавки в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет за период с <дата> по <дата>, являются неосновательным обогащением за счет федерального бюджета и в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возврату.

В связи с изложенным истец просил установить факт неосновательного обогащения А.И.Г. за счет средств федерального бюджета; взыскать с А.И.Г. в пользу следственного комитета Следственного управления Российской Федерации по Костромской области сумму неосновательного обогащения в размере 791 858,42 руб. для последующего их перечисления в федеральный бюджет.

В судебном заседании представитель истца на основании доверенности ФИО2 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик А.И.Г., его представитель на основании ордера ФИО3 исковые требования не признали, суду пояснили, что ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50% предполагаемой пенсии не является пенсией за выслугу лет в том смысле, в каком это указывает истец в исковом заявлении, а является составляющей денежного содержания сотрудника Следственного комитета, в связи с чем назначение страховой пенсии по старости не препятствует назначению и выплате данной спорной надбавки. Кроме того, со стороны ответчика не имелось недобросовестности, поскольку о том, что он обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости было известно руководству Следственного управления Следственного комитета РФ по Костромской области, а также данные о размере полученной пенсии ежегодно указывались ответчиком в справе о доходах/расходах и обязательствах имущественного характера.

Представитель привлеченного к участию в деле Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области на основании доверенности ФИО4 разрешение исковых требований полагала на усмотрение суда.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Приказом председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 07.09.2007 № 27ш образовано следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Костромской области, а впоследствии на основании приказа председателя Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 № 23-кш преобразовано в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области.

Как установлено в ходе рассмотрения дела А.И.Г.<дата> был принят в порядке перевода из прокуратуры Костромской области на службу в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Костромской области, <дата>. назначен на должность заместителя руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области.

Согласно ч.13 ст.35 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В силу ч.14 ст.35 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» проходящим службу сотрудникам Следственного комитета, имеющим выслугу не менее 20 лет и право на предусмотренное частью 13 настоящей статьи пенсионное обеспечение, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 с 07.09.2007 и далее с 15.01.2011 является получателем вышеуказанной ежемесячной надбавки, сумма которой неоднократно пересматривалась в сторону увеличения и на 01.10.2019г. составляла 26 558,40 руб.

Установлено также, что на основании запроса кадрового подразделения следственного управления ГУ ОПФР по Костромской области в адрес истца представлена информация о том, что в период с 06.02.2017г. по 31.12.2019г. ответчик являлся получателем страховой пенсии по старости.

Согласно доводов истца, в силу ст.7 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 лицам, указанным в ст.1 данного закона, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору. Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Как пояснил истец, в данном случае надбавка в размере 50% от предполагаемой пенсии за выслугу лет является своего рода пенсионной выплатой, дополнительной социальной поддержкой государства.

Согласно п.4 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», разъяснениям, изложенным в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30) не допускается одновременное включение в расчет выслуги лет и в стаж для назначения страховой пенсии по старости хронологически совпадающих периодов. Между тем, как следует из сообщения ОПФР, при назначении ответчику страховой пенсии по старости в стаж включены те же периода, которые ранее были засчитаны следственным управлением при расчете пенсии за выслугу лет. При исключении из расчета выслуги лет периодов, учтенных Пенсионным фондом, выслуга составит менее 20 лет, что исключает возможность установления и выплаты надбавки в размере 50% от предполагаемой пенсии.

Между тем данные доводы суд находит несостоятельными в силу следующего.

Согласно ч.1 ст.35 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» денежное содержание сотрудника Следственного комитета состоит из должностного оклада; доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе; надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей служебным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», за нагрудный знак «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и за год; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как было указано выше частью 14 ст.35 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» предусмотрено, что проходящим службу сотрудникам Следственного комитета, имеющим выслугу не менее 20 лет и право на предусмотренное частью 13 настоящей статьи пенсионное обеспечение, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

Таким образом, надбавка в размере 50% предполагаемой пенсии является одной из составляющих денежного содержания сотрудников следственного комитета, на что прямо указано в вышеназванной норме, а не пенсией, как это указывает истец.

Стороной истца в ходе рассмотрения дела не оспаривался тот факт, что право на получение пенсии за выслугу лет в силу ч.1 ст.6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 возникает у сотрудника только после его увольнения со службы. Между тем, ФИО1 до настоящего времени проходит службу в органах Следственного комитета Российской Федерации.

В данном же случае, как следует из справки руководителя финансово- экономического отдела следственного управления Следственного комитета по Костромской области от 08.04.2020г. выплата ежемесячной денежной надбавки к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть назначена, производится из фонда оплаты труда, с данной надбавки удерживается НДФЛ и отчисляются взносы в фонды (ФОМС, ФСС, травматизм).

При таких обстоятельствах оснований полагать, что в период с <дата> по <дата> ответчик являлся получателем одновременно двух пенсий, у суда не имеется.

Ссылка представителя истца на приказ от 12.11.2012 № 73 «Об организации выплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, имеющим специальные звания, ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть назначена», согласно которому такая надбавка выплачивается только сотрудникам, не получающим пенсию, является несостоятельной, поскольку данный приказ не прошел регистрацию и не был опубликован в установленном порядке, в связи с чем отменен приказом председателя Следственного комитета от 28.09.2018 № 86.

Довод истца о том, что в силу п.4 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом, не является основанием полагать, что у ответчика возникло неосновательное обогащение, поскольку ФИО1 получателем пенсии за выслугу лет не является, кроме того, данная норма применяется при расчете страхового стажа при назначении страховой пенсии по старости. Согласно пояснений представителя ОПФР по Костромской области, поскольку А.И.Г. получателем пенсии за выслугу лет не являлся, оснований для исключения из страхового стажа периодов его службы, вошедших в расчет выслуги лет, не имелось.

При таких обстоятельствах основания для признания выплаченной суммы надбавки к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть назначена за период с <дата> по <дата> в размере 791 858,42 руб. неосновательным обогащением ответчика, а равно и для взыскания указанной суммы с А.И.Г. у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области к А.И.Г. о взыскании неосновательного обогащения отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы.

Судья (подпись) И.В. Шувалова

Копия верна: судья И.В. Шувалова

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2020г.