Дело № 2-743/2021
44RS0001-01-2020-000661-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2021 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего Царёвой Т.С., при ведении протокола помощником судьи Гулькиной Ю.А., с участием истца Петровой Е.Л., представителя ответчика Колобовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Елены Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме о защите пенсионных прав,
УСТАНОВИЛ:
Петрова Е.Л. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Костроме Костромской области, указав, что с <дата> является получателем пенсии по инвалидности На <дата> её стаж составлял 15 лет 4 месяца 21 д., пенсия составляла 75 % среднего заработка за последние два года, но не более трех минимальных пенсий по старости. В 1999 году она представила копию последней страницы трудовой книжки, подтверждающую окончание работы и увеличение стажа. Стаж стал составлять 17 лет 05 месяцев 21 день, но по неизвестным ей причинам в пенсионном деле стаж указан как 13 лет 06 месяцев 02 дня и не увеличивался. В целях защиты своих прав она обратилась в суд, где обосновала наличие подтвержденного стажа, сведения о котором имелись в пенсионном органе, но не учитывались в полном объеме при расчетах. Решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по делу № её требования удовлетворены. <дата> пенсионным органом была заверена справка заработной плате за период с <дата> по <дата> год, в соответствии с которой КЗП составляет 0,936. По неизвестным причинам данные по заработной плате не увеличились. Недобросовестное выполнение работниками пенсионного органа своих должностных обязанностей привело к тому, что с <дата> ей произведен расчет, в результате которого максимальная пенсия (три минимальные пенсии по старости), превратились в минимальную социальную пенсию. По закону о конвертации пенсионных прав имеется три варианта подсчета трудовой пенсии: 1) по п. 3 ст. 30 с применением ИПК, учета не включается; 2) по п. 4 ст. 30 без ИПК с учетом продолжительности трудового стажа, учета включается (ограничение расчетного размера пенсии 3 минимальные размера пенсии по старости) - вариант по которому была назначена пенсия в <дата> году, стаж истца с учебой на <дата> составляет 17 лет 05 месяцев 21 день, самый благоприятный вариант для истца; 3) п. 6 ст. 30 из расчета получаемой пенсии, по которому пенсионный орган увеличил истцу пенсию с 555,96 руб. до 660 руб. на 4 руб. 04 коп. Занижение стажа и коэффициента по заработной плате привело к уменьшению величины расчетной пенсии, а далее к уменьшению величины расчетного пенсионного капитала, уменьшению величины страховой части пенсии, уменьшению величины валоризации, ИПК, т.е. всех остальных, влияющих на размер пенсии, чем нарушены права истца на <дата>. Она неоднократно обращалась в Пенсионный фонд для проведения перерасчетов и заполнения её данных в ИЛС надлежащим образом, однако её требования оставлены без исполнения.
Просила суд обязать ответчика сделать ей перерасчет трудовой пенсии по инвалидности по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как самый благоприятный вариант конвертации пенсионных прав с 01.01.2002; обязать ответчика сделать перерасчет трудовой пенсии по инвалидности с учетом стажа с учебой, который составляет 17 лет 05 месяцев 21 д. (209,7 месяцев); обязать сделать перерасчет трудовой пенсии по инвалидности-с учетом коэффициента по заработной плате 0,936; обязать ПФ зафиксировать в СЗИ ИЛС общий трудовой стаж 20 лет 05 мес. 19 дн.; обязать ПФ произвести валоризацию ПК с <дата> на 19 %; обязать по результатам перерасчета вывести и зафиксировать в индивидуальном лицевом счете индивидуальный пенсионный коэффициент на <дата>.
В ходе рассмотрения дела истец Петрова Е.Л. исковые требования уточняла, сформулировав их следующим образом: обязать ответчика сделать перерасчет страховой части пенсии по инвалидности п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российский Федерации» с <дата> по <дата>, произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии по инвалидности с учетом стажа без учебы, который по решению Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по делу № составляет на 01.012002 15 лет 07 месяцев 21 д. (187,7 месяцев) в с <дата> по <дата>, произвести перерасчет страховой част и трудовой пенсии по инвалидности с учетом коэффициента по заработной плате 0,758 по справке от <дата> за период с <дата> по <дата>, произвести валоризацию ПК на <дата> на 17 % для страховой части пенсии с 2002 по 2014, установить размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности на <дата> в сумме 2592,15 рублей.
Заочным решением от <дата>, принятым в отсутствие представителя ответчика, требования Петровой Е.Л. были удовлетворены.
Определением суда от <дата> заочное решение отменено по заявлению ответчика, рассмотрение дела возобновлено.
В ходе дальнейшего рассмотрения дела Петрова Е.Л. исковые требования уточнила. В уточненном заявлении от <дата> (л.д. 119) просит обязать ПФ сделать перерасчет страховой части трудовой пенсии по инвалидности по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российский Федерации», как самый благоприятный вариант конвертации пенсионных прав для истца; обязать ПФ сделать перерасчет страховой части трудовой пенсии по инвалидности с учетом стажа без учебы, который по решению Свердловского районного суда г Костромы от <дата> по делу № составляет на <дата> 15 лет 07 месяцев 21 день (187.7 месяцев); обязать сделать перерасчет страховой части трудовой пенсии по инвалидности с учетом коэффициента по заработной плате 0,758 по справке, полученной <дата>; обязать ПФ произвести валоризацию ПК на <дата> на 17 % для расчета страховой части трудовой пенсии по инвалидности с <дата> по <дата>; определить решением размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности на <дата> в сумме 2592,15 руб.; произвести перерасчет страховой части пенсии по инвалидности с <дата>.
В судебном заседании истец Петрова Е.Л. данные уточненные исковые требования поддержала. Ссылалась на нарушение её пенсионных прав ответчиком, считала, что в случае удовлетворения иска размер её пенсии увеличится.
Представитель ответчика по доверенности Колобова Ю.В. исковые требования не признала. Пояснила, что позиция истца основана на ошибочном применении норм пенсионного законодательства. Расчеты пенсионного органа являются верными, произведены путем анализа материалов пенсионного дела, размер трудовой пенсии по инвалидности определен в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства, для расчета пенсии ответчиком выбран наиболее выгодный вариант для истца, удовлетворение иска не будет являться выгодным для истицы, не повлечет улучшение её положения, не увеличит размер пенсии.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы настоящего дела и дела № по иску Петровой Е.Л. к ГУ-УПФР в г. Костроме, а также пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Петрова Е.Л. имела инвалидность ... группы. С <дата> ей назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 20.11.19990 № «О государственных пенсиях в Российской Федерации», кроме того назначена фиксированная выплата. С <дата> пенсия исчислена по инвалидности 2 группы в соответствии с нормами ст. 33 Закона РФ от <дата>№, исходя из максимального размера пенсии по старости.
Производились перерасчеты размера пенсии, в частности с <дата> за нестраховые периоды ухода за детьми.
Решением ГУ - УПФР в г. Костроме от <дата>№ с <дата>, с последующими перерасчетами, Петровой Е.Л. назначена страховая пенсия по старости с учетом п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сохраненном размере (не менее получаемой пенсии по инвалидности), в составе страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к пенсии с учетом одного нетрудоспособного члена семьи. Согласно распоряжению ГУ-УПФР о перерасчете размера пенсии от <дата> данные суммы составляют 3668,60 руб. и 8059,31 руб. соответственно.
Также Петрова Е.Л. является получателем ежемесячной денежной выплаты инвалидам с <дата> бессрочно (в <дата> году размер выплаты 2782,67 руб.).
В уточненном иске Петрова Е.Л. просит обязать ответчика сделать перерасчет страховой части трудовой пенсии по инвалидности по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российский Федерации», как самый благоприятный вариант конвертации пенсионных прав для истца. В обоснование требования ссылается на неверно примененные ответчиком формулы расчета и их составляющие.
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле: П = ПК / (Т x К) + Б, где П - размер трудовой пенсии по инвалидности; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида) (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона); К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев; Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.
Согласно ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В случае, если в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии по инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости подлежит умножению на соответствующее отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида на день, с которого назначается трудовая пенсия (пункт 2 статьи 15 настоящего Федерального закона), к 180 месяцам. Умножение указанного ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости на отношение нормативной продолжительности страхового стажа производится в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона в случае смерти застрахованного лица и назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа (п. 1).
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (п.2).
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Среднемесячный заработок застрахованного лица, используемый при оценке пенсионных прав, для определения расчетного пенсионного капитала, в соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ может приниматься за периоды 2000 г. и 2001 г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд до 31.12.2001 на основании документов, выданных в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = ЗР x СК, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности; из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности; из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0,75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
До вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовал Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».
Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ предусматривал для неработающих пенсионеров исчисление пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. При этом, для работающего пенсионера выбирался наиболее выгодный вариант исчисления пенсии по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 или по нормам Федерального закона от 21.07.1997 № 113-ФЗ, с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), который не предусматривал включение в стаж периода учебы (при расчет учитывался стаж в календарном порядке и величина отношения заработков).
Согласно распоряжению УПФР от <дата>№, находящемуся в пенсионном деле Петровой Е.Л. (стр. 34), на <дата> размер пенсии по инвалидности Петровой Е.Л., исчисленный по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», составлял 903,06 руб. (555,96 руб. (основной размер пенсии) + 247,10 руб. (надбавка на двоих иждивенцев) + 100,00 руб. (компенсация)).
В соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 основной размер пенсии исчисляется исходя из осовремененного среднего заработка и общего трудового стажа.
Согласно расчету пенсионного органа, содержащемуся в распоряжении от <дата>№ (стр. 34 пенсионного дела), фактический среднемесячный заработок Петровой Е.Л., представленный для назначения пенсии, за период работы с <дата> по <дата>, согласно ст. 103 Закона Российской Федерации от <дата>№, за последние 24 месяца работы перед обращением за пенсией составил 312,85 руб. Осовремененный заработок заявителя с учетом всех повышающих коэффициентов на <дата> составил 825,56 руб.
Размер пенсии, исчисленный в соответствии с нормами ст. 31 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1, составил 619,17 руб. (825,56 руб. х 0,75, где 0,75 - 75 % заработка, стажевый коэффициент по инвалидности второй группы, независимо от продолжительности стажа пенсионера).
Положениями статьи 33 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 установлен максимальный размер пенсии по инвалидности, который устанавливался на уровне максимального размера пенсии по старости.
Максимальный размер пенсии по старости установлен истице в названном выше распоряжении на уровне 3-х минимальных размеров пенсии по старости, т.е. в размере 555,96 руб. (185,32 руб. х 3), где 185,32 руб. - минимальный размер пенсии по старости)), что соответствует ст. 18 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1.
С учетом изложенного суд считает возможным признать верной позицию пенсионного органа о том, что основной размер пенсии по инвалидности второй группы у истца не мог быть больше 555,96, с учетом компенсации 655,96 руб. (555,96 +100,00), где 100,00 компенсация)). Как отмечено выше, с учетом двух нетрудоспособных членов семьи общий размер пенсии по инвалидности второй группы у Петровой Е.Л. на <дата> составлял 903,06 руб.
В ходе рассмотрения дела Петрова Е.Л. ссылалась на решение суда от <дата>.
Установлено, что <дата> Свердловским районным судом г. Костромы принято решение по делу № 2-434/2019 по иску Петровой Е.Л., которым на ГУ-УПФР в г. Костроме возложена обязанность представить Петровой Е.Л. сведения о состоянии её индивидуального лицевого счета, заполненного по форме «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» (СЗИ-6), утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 15.06.2016 № 491п «Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица».
В мотивировочной части решения Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по делу № указано, что на основании трудовой книжки Петровой Е.Л. и документов, имеющихся в пенсионном деле, общий трудовой стаж Петровой Е.Л. на <дата> без периода учебы (1 год 10 месяцев) составляет 15 лет 7 месяцев 21 день (с учетом периодов получения пособия по безработице); общий трудовой стаж с учетом периода учебы (1 год 10 месяцев) составляет 17 лет 5 месяцев 21 день; общий трудовой стаж с учетом периода по уходу за ребенком (1 год 6 месяцев) составляет 18 лет 11 месяцев 21 день.
Указанные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по ранее рассмотренному делу, принимаются судом во внимание при рассмотрении настоящего дела на основании ст. 61 ГПК РФ.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, по состоянию на <дата> сведений о периоде получения пособия по безработице в материалах пенсионного дела не имелось, так как данные сведения были представлены заявителем только <дата>.
Представителем ответчика не оспаривалось, что с учетом периодов получения пособия по безработице общий трудовой стаж Петровой Е.Л. на <дата> без периода учебы (1 год 10 месяцев) составляет 15 лет 7 месяцев 21 день (187,7 месяцев).
При этом, согласно расчету ответчика, размер пенсии по инвалидности, исчисленный с применением норм Федерального закона от 21.07.1997 № 113-ФЗ, по состоянию на <дата> с учетом продолжительности стажа 15 лет 7 месяцев 21 день составил бы 265,20 руб.
Рп = 0,55 х ЗР/ЗП х СЗП х СТ/Стполн. = 0,55 х 0,369 х 1671 х 0,782 = 265,20, где СТ/СТполн. - величина отношения имеющегося стажа к требуемому - 0,782 (2187,7 : 240 = 0,782).
С учетом двух нетрудоспособных членов семьи общий размер пенсии по инвалидности ... группы Петровой Е.Л. составил бы 512,30 руб. (265,20 + 247,10 = 512,30, где 247,10 -надбавка на двоих иждивенцев).
Таким образом, размер пенсии Петровой Е.Л. по состоянию на <дата> был исчислен из наиболее выгодного варианта в размере 903,06 руб.
Со дня вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» все пенсии пересчитывались в размерах, определенных исходя сведений пенсионного дела.
Согласно ч. 6 ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 была установлена пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца или пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1991 № 340-1, в качестве расчета размера трудовой пенсии принималась сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на трудоспособных иждивенцев.
При этом, расчетный размер трудовой пенсии не мог быть менее 660 руб., на что указано в ч. 7 ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Размер пенсии Петровой Е.Л. с учетом компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации на <дата> составлял 655,96 руб. (555,96 руб. + 100 руб.= 655,96 руб.).
В соответствии с ч. 7 ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер пенсии Петровой Е.Л. с <дата> был доведен до 660 руб.
Как пояснил суду главный специалист-эксперт ГУ-УПФР в г. Костроме Безрукова А.В. при исчислении размера пенсии Петровой Е.Л. по состоянию на <дата> с учетом норм Федерального закона от 21.07.1997 № 113-ФЗ, в том числе учетом продолжительности стажа 15 лет 07 месяцев 21 день (вместо ранее учтенного 15 лет 01 месяца 04 дня), расчетный размер пенсии заявителя также был бы доведен до 660 руб., так как, как отмечено выше, расчетный размер пенсии у Петровой Е.Л. составлял бы 265,20 руб.
Также, с учетом пояснений специалиста установлено, что согласно технологическому порядку, действующему на момент вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в целях определения размера страховой части трудовой пенсии по старости из общего размера пенсии (660 руб.) была выделена базовая часть, установленная п. 1 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, т.е. наименьшая из возможных ее величин, равная 450 руб. и размер страховой части трудовой пенсии по старости Петровой Е.Л. с <дата> составил 210 руб.
До <дата> базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливалась законом в твердом размере. Размер ее зависел от группы инвалидности, наличия иждивенцев и возраста. Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности Петровой Е.Л. с учетом двух нетрудоспособных членов семьи с <дата> составил 750 руб.
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ, с <дата> исключено понятие базовая часть трудовой пенсии, при этом в состав страховой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер страховой части пенсии, который имеет ту же социальную гарантию, что и базовая часть трудовой пенсии.
Общий размер трудовой пенсии по инвалидности Петровой Е.Л. с <дата> подлежал увеличению на 56,94 руб. и составил 960,00 руб. (базовая часть в повышенном размере с учетом двух нетрудоспособных членов семьи 750 руб. + страховая часть трудовой пенсии по инвалидности 210 руб.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Одновременно с таким расчетом определяется величина пенсионного капитала.
Как усматривается из материалов дела на <дата> Петровой Е.Л. уже была установлена пенсия по инвалидности. На момент вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ дополнительных сведений по стажу и заработной плате Петровой Е.Л. в пенсионном деле не имелось. Расчетный размер трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на <дата> был определен истцу в порядке, установленном в вышеприведенном п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Оснований полагать, что размер трудовой пенсии по инвалидности с <дата> был определен ответчиком истцу в противоречие нормам действовавшего пенсионного законодательства и имевшихся материалов пенсионного дела не имеется.
Истица просит обязать ГУ-УПФР в г. Костроме сделать перерасчет страховой части трудовой пенсии по инвалидности по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российский Федерации», как самый благоприятный вариант.
Ответчиком в материалы дела представлен контррасчет (л.д. 109), подкрепленный пояснениями специалиста в судебном заседании, в соответствии с которым в случае перерасчета размера страховой части пенсии по инвалидности по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ права Петровой Е.Л. будут нарушены, ввиду того, что расчет по названному пункту ст. 30 невыгоден для истицы и приводит к уменьшению её пенсии.
Так, размер страховой части пенсии по инвалидности Петровой Е.Л. с <дата>, исчисленный по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, составил бы 164,24 руб.
Согласно расчету специалистов ГУ-УПФР в г. Костроме, с учетом п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ для исчисления расчетного пенсионного капитала необходимо определить расчетный размер пенсии, который исчисляется с учетом общего трудового стажа, учитываемого по состоянию на <дата>, согласно решению Свердловского районного суда г. Костромы от <дата>, продолжительностью 15 лет 07 месяцев 21 день и величины отношения среднемесячной заработной платы Петровой Е.Л. за период работы с 01.02.1996 по 31.01.1998 к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период в размере 0,369.
Расчетный размер пенсии составит 339,13 руб.
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП = 0,55 х 0,369 х 1671 = 339,13, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент 0,55, при требуемом для женщин стаже 20 лет; ЗР/ЗП — отношение среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячк:-заработной плате по стране за тот же период 0,369; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по <дата> для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации, 1671 руб.
Расчетный размер пенсии в соответствии с нормами ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ не может быть меньше 660 руб. и пенсия, не достигающая при использовании формулы расчета 660 руб. при конвертации доводится до этой величины.
В виду того, что расчетный размер пенсии составляет менее 660,00 руб., конвертация пенсионных прав заявителя по состоянию на <дата> осуществляется исходя из расчета 660 руб.
Для женщин, общий трудовой стаж, требуемый для конвертации пенсионных прав приобретенный до <дата>, составляет 20 лет. В том случае, если застрахованное лицо не имеет общего трудового стажа 20 лет для женщин и 25 для мужчин, то величина расчетного пенсионного капитала определяется из стажевого коэффициента равного 0,55. Затем полученная сумма делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Расчетный пенсионный капитал определяется по формуле:
РПК =(660,00 -Бч )х Т х К х СТ/СТполн., где Бч - базовая часть на <дата> - 450 руб.; Т - ожидаемый период выплаты пенсии в 2002 году - 144 месяца; СТ полн. - полный общий трудовой стаж, для женщин (20 лет или 240 месяцев); СТ - общий трудовой стаж заявителя (15 лет 07 месяцев 21 день или 187,70000000 месяца); К - отношение нормативной продолжительности стажа 0,48888889; РПК = (660,00 - 450) х 144 х 0,48888889 : 240 х 187,70000000 - 11562,32 руб.
Страховая часть трудовой пенсии по инвалидности с <дата> составит 164,24 руб.
СЧ= РПК / (Т х К) = 11562,32 : (144 х 0,48888889) =164,24, где Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в 2002 г. - 144 месяца; К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) в зависимости возраста заявителя к 180 месяцам - 0,48888889.
Таким образом, общий размер трудовой пенсии по старости с <дата>, с учетом исчисления страховой части пенсии по инвалидности по п. 3 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ, составил бы 914,24 руб. (базовая часть в повышенном размере с учетом двух нетрудоспособных членов семьи 750 + страховая часть трудовой пенсии по инвалидности 164,24 руб.).
Согласно распоряжению ГУ-УПФР в г. Костроме (стр. 36 пенсионного дела) общий размер пенсии Петровой Е.Л. по состоянию на <дата> увеличен и составил 960 руб. (базовая часть в повышенном размере с учетом двух трудоспособных членов семьи 750 руб. + страховая часть трудовой пенсии по инвалидности 210 руб.).
Таким образом, из представленного ответчиком расчета видно, что определять размер пенсии по инвалидности ФИО1 с учетом п. 3 ст. 30 Федерального закона с <дата>, в том числе, без учебы, и с учетом стажа 15 лет 07 месяцев 21 день (187.7 месяцев), не выгодно. Это приводит к уменьшению размера пенсии.
В свою очередь расчет, предоставленный истицей, является неубедительным и не свидетельствует о том, что перерасчет страховой части пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона, приведет к улучшению её положения и увеличению пенсии.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований в данной части суд не находит.
Истица также просит обязать ответчика сделать перерасчет страховой части трудовой пенсии по инвалидности с <дата> с учетом наиболее высокого коэффициента по заработной плате 0,758 по справке, полученной <дата>.
В материалах пенсионного дела имеются сведения по заработной плате Петровой Е.Л. за периоды с сентября 1983 года по январь 1994 года (справка ...» от <дата>), с ноября 1995 года по январь 1998 года, с января 1999 гола по сентябрь 1999 года.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по делу № по иску Петровой Е.Л. на ГУ-УПФР в г. Костроме возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии Петровой Е.Л. с <дата> с учетом квалификации периодов с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> трудового стажа как периодов ухода за ребенком.
Согласно письмам ГУ-УПФР в г. Костроме от <дата> № №, от <дата>№ при оптимизации заработков пенсионным органом учитывались все имеющиеся сведения по заработной плате истца. В результате оптимизации заработков выбран наиболее выгодный вариант по заработной плате за 60 месяцев работы подряд с <дата> по <дата> с учетом фактического отношения заработков 0,758.
Вместе с тем, как следует из материалов пенсионного дела и пояснений специалиста пенсионного фонда в судебном заседании, выгодный вариант по заработной плате за 60 месяцев работы подряд с <дата> по <дата> с учетом фактического отношения заработков 0,758 был выбран при перерасчете с <дата> по решению Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> при замене периодов трудовой деятельности с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> на периоды ухода за детьми <дата> и <дата> годов рождения соответственно до достижения возраста полутора при применении норм Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В связи с тем, что периоды трудовой деятельности с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> заменены на периоды ухода и за них установлен индивидуальный пенсионный коэффициент, то данные периоды не могут быть включены в подсчет общего трудового стажа, выработанного по состоянию на <дата>, следовательно, не может быть учтена и заработная плата за указанные периоды.
Таким образом, требование истца об осуществлении перерасчета с <дата> с учетом фактического отношения заработков 0,758 не подлежит удовлетворению.
Следует отметить, что на основании представленных в справке сведений по заработной плате за период с сентября <дата> года январь <дата> года при исчислении размера трудовой пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ ответчиком был выбран наиболее выгодный вариант по заработной плате за период с <дата> по <дата> с учетом фактического отношения заработков 0,756.
Следует учитывать, что перерасчет трудовой пенсии осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, т.е. с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором последовало соответствующее обращение и были представлены все необходимые документы.
Для осуществления перерасчета трудовой пенсии по инвалидности с <дата> заявление о перерасчете должны быть представлены заявителем не позднее декабря 2001 года.
Перерасчет с учетом фактического отношения заработков 0,756 за период с <дата> по <дата> осуществлен Петровой Е.Л. с <дата> на основании личного заявления от <дата> и представленных сведений по заработной плате за период с сентября 1983 года по январь 1994 года.
Истица просит обязать ответчика произвести валоризацию ПК на <дата> на 17 % для расчета страховой части трудовой пенсии по инвалидности с <дата> по 31.05.2016
С <дата> вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», внесший в Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ новую статью 30.1 «Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав» и с 01.01.2010, независимо от даты первоначального назначения пенсии, всем получателям трудовой пенсии произведены перерасчеты (валоризация), сумма которой составляла 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991.
Как указал представитель ответчика, валоризация с <дата> проведена Петровой Е.Л. с учетом стажа, учтенного на день назначения пенсии, продолжительностью 07 лет 04 месяца 02 дня, процент валоризации 17 % или 0,17 с учетом положений Федерального закона № 213-ФЗ.
В связи с этим, суд не находит оснований для удовлетворения иска в данной части.
Увеличение страховой части пенсии с учетом валоризации с 01.01.2002 законом не предусмотрено.
Наряду с этим суд принимает во внимание, что в соответствии с нормами ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося 2 установлением страховой пенсии
Согласно расчетам ответчика с <дата> по решению Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> произведен перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента за нестраховые периоды периоды ухода за детьми 1986 и 1988 годов рождения до достижения ими возраста полутора лет).
В связи с тем, что периоды трудовой деятельности с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> подлежат замене на периоды ухода, то данные периоды не могут участвовать в конвертации пенсионных прав истца по состоянию на <дата>, а также при определении суммы валоризации за стаж, выработанный по состоянию на <дата> (т.е. подлежат исключению из стажа). Стаж, выработанный до <дата> и учитываемый при валоризации, с учетом замены периодов работы на периоды ухода за детьми 1986 <дата> года рождения до достижения ими возраста полутора лет у Петровой ЕЛ. составляет 04 года 04 месяца 2 дня.
Установлено, что размер валоризации с <дата> исчисляется Петровой Е.Л. ответчиком с учетом стажа, выработанного до <дата>, продолжительностью 04 года 04 месяца 02 дня (14 %) и не может исчисляться исходя из 17 % по указанной причине, что не противоречит действующему правому регулированию.
Также, истицей заявлено требование определить решением размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности на <дата> в сумме 2592,15 руб.
Вместе с тем, данные требования в достаточной мере не нашли своего объективного подтверждения в судебном заседании. Расчеты истца в данной части суд не находит убедительными. При этом, из документов, имеющихся в пенсионном деле, размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности у Петровой Е.Л. по состоянию на <дата> составляет 1453,30 руб. При таких обстоятельствах, следует согласиться с доводом представителя ответчика о том, что, размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности в сумме 2592,15 руб. необоснованно завышен. Иск в данной части подлежит отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Петровой Елены Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.
Судья Т.С. Царёва
Мотивированный текст решения изготовлен 03.03.2021.