НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область) от 23.07.2019 № 2А-1942/19

Дело № 2а-1942/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2019 года г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Ивковой А.В.

при секретаре Мироновой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Костроме к ФИО1 ФИО5 о взыскании задолженности по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с настоящим административным иском, указав в обоснование, что ФИО1 ФИО6 состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Костроме в качестве налогоплательщика, прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 01.02.2018 г. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 430 НК (в ред. действовавшей до 01.01.2018 г.) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом, сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Пунктом 5 статьи 430 НК РФ установлено, что, если плательщик прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. У административного ответчика сумма дохода за 2017 год превысила 300 000 рублей, а именно составила 5 332 455 руб. Таким образом, фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, подлежащий уплате за 2017 год, составляет: 5 332 455 - 300 000 = 5032 455 руб.* 1% = 50 324,55 руб. Также административным ответчиком не уплачен остаток задолженности за 2018 год в размере 0,09 руб. Итого сумма по страховым взносам к уплате в бюджет составила 50 324,67 руб. Итого сумма по страховым взносам к уплате в бюджет составила 50 324,67 руб. В связи с неуплатой в установленный законодательством срок указанных сумм взносов, в соответствии со ст. 75 НК РФ, ИФНС России по г. Костроме начислены пени. За несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС начислены пени в сумме 0,20 руб., которые вошли в требование от 21.03.2018 г. За несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС начислены пени в сумме 24,32 руб., которые вошли в требование от 10.07.2018 г. Расчет взыскиваемой суммы задолженности по пени производится по формуле: недоимка для пени х (ставка пени: 1/300 х Ставка Центробанка РФ) х количество дней просрочки. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ, в адрес ФИО1 направлены требования об уплате налога, пени от 26.01.2018 г., от 20.03.2018 г., от 21.03.2018 г., от 10.07.2018 г. , от 12.07.2018 г. . Первоначально налоговый орган обращался за взысканием данной задолженности в порядке приказного производства. При этом, судебный приказ от <дата>а-1688/2018 отменен определением суда от 19.09.2018 г. На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 31, 45, 48, 69, 70, 75 НК РФ, ст.ст. 1, 19, 286 КАС РФ, просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., прочие начисления, в размере 50324,64 руб.; пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., прочие начисления, в размере 24,52 руб. Всего просят взыскать 50 349,16 руб. (л.д. 9, 53).

В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по г. Костроме по доверенности ФИО2 требования поддержала.

Административный ответчик ФИО1 требования в заявленном виде не признала. Полагала, что сумма страхового взноса должна рассчитываться не из всей суммы дохода, а с уменьшением на величину произведенных расходов, поскольку в период осуществления предпринимательской деятельности она находилась на упрощенной системе налогообложения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

До 01.01.2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Как следует из материалов, ФИО1 в период с 26.04.2001 года по 01.02.2018 года осуществляла предпринимательскую деятельность, применяя упрощенную систему налогообложения.

За 2017 год сумма дохода административного ответчика составила 5 332 455 руб.

Фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, подлежащий уплате за 2017 год, в связи с тем, что сумма дохода превысила 300 000 руб., налоговым органом произведен в размере 1% с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб.: 5 332 455 - 300 000 = 5032 455 руб. * 1% = 50 324,55 руб.

Также административным ответчиком не уплачен остаток задолженности за 2018 год, который составил 0,09 руб.

За несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС начислены пени в сумме 0,20 руб., которые вошли в требование от 21.03.2018 г.

За несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС начислены пени в сумме 24,32 руб., которые вошли в требование от 10.07.2018 г.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка Свердловского судебного района г. Костромы от 07.09.2018 г. с ФИО1 взыскана задолженность по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. в сумме 50 324,64 руб., по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. в сумме 24,52 руб.

На основании заявления ФИО1 определением мирового судьи от 19.09.2018 г. вышеуказанный судебный приказ был отменен, в связи с чем, 15.03.2019 г. ИФНС России по г. Костроме обратилось в Свердловский районный суд г. Костромы с указанным административным иском.

Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2017 года регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

В частности, в силу п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии с положениями п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.

Согласно ст. 430 НК РФ упомянутые плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в размере, который определяется исходя из их дохода.

Так, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваются в фиксированном размере, установленном за соответствующий расчетный период, а в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, то размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определяется в виде суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и 1% от дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, которая не может быть более предельной величины.

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов.

Согласно п.п. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 статьи 430 Кодекса доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок определения доходов вне зависимости от выбранного объекта обложения по УСН (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов). Порядок определения расходов по упрощенной системе налогообложения установлен статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, отсылки на которую пункт 3 части 9 статьи 430 Кодекса не содержит.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса (глава 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса).

Таким образом, исходя из системного толкования положений подпункта 3 пункта 9 статьи 430, пункта 1 статьи 41, статьи 346.15, статей 248, 249 и 250 Налогового кодекса Российской Федерации, доходом для целей расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предпринимателями, применяющими УСН, является конкретная экономическая выгода от сделки или совокупности сделок индивидуального предпринимателя, выраженная в суммовом выражении без учета расходов.

Доводы административного ответчика о применении к рассматриваемым правоотношениям правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 ноября 2016 года № 27-П, суд не может принять, поскольку предметом его проверки являлись законоположения, регулирующие отношения с участием плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц.

Поскольку административный ответчик ФИО1 в период осуществления предпринимательской деятельности использовала упрощенную систему налогообложения и освобождена, в том числе от уплаты налога на доходы физических лиц (пункт 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации), приведенное выше Постановление Конституционного Суда Российской Федерации не регулирует правоотношения, в которых бы затрагивались ее права.

Выводы Конституционного Суда Российской Федерации в указанном деле сделаны в рамках рассмотрения вопроса об исчислении страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

При этом, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления (часть 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).

Соответственно, предусмотренная Федеральным законодателем дифференциация размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определения размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные требования, поскольку основана на объективных критериях и обеспечивает увеличение размера пенсий при увеличении размера страховых взносов или увеличении объема облагаемого страховыми взносами дохода.

Учитывая указанную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, следует отметить, что федеральный законодатель целенаправленно разделил порядок исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим общую систему налогообложения (подпункт 1 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации) и порядок исчисления такого дохода для предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в частности, УСН (подпункт 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом, общий и специальные налоговые режимы отличаются друг от друга. Упрощенная система налогообложения считается льготным, преференционным режимом, который предусматривает освобождение налогоплательщиков от уплаты ряда налогов, включая налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость.

Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая специальные правила исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в зависимости от применяемого налогового режима, принимал во внимание существенное различие между общим и упрощенным режимом налогообложения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о преимуществах упрощенной системы налогообложения перед общей системой налогообложения и как следствие о невозможности проведения между ними аналогии при рассмотрении вопроса исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о правильности исчисления административным истцом страховых взносов за 2017 год, исходя из величины дохода, размером которого будет являться сумма фактически полученного административным ответчиком дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.15 НК РФ, в данном случае не учитываются.

Кроме того, суд отмечает, что на основании п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно письму Минфина России от 12 февраля 2018 года № 03-15-07/8369, доведенного до нижестоящих налоговых органов письмом Федеральной налоговой службы от 21 февраля 2018 года № ГД-4-11/3541@ вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков, применяющих другие налоговые режимы, Кодекс не содержит.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 года по делу № АКПИ18-273 отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим письма Минфина России от 12.02. 2018 года № 03-15-07/8369. Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 года № АПЛ18-350 указанное решение Верховного Суда Российской Федерации оставлено без изменений.

При этом, Верховным Судом Российской Федерации в указанных судебных актах отмечено, что к рассматриваемым правоотношениям не может быть применена позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 года № 27-П, так как предметом конституционного нормоконтроля являлись другие законоположения, регулирующие отношения с участием плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований административного истца.

Поскольку административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании ст. 103 КАС РФ, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1 710 рублей 47 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ИФНС России по г. Костроме удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 ФИО8 в пользу Инспекции ФНС России по г. Кострома задолженность по страховым взносам в размере 50 324 рубля 64 копейки, пени по страховым взносам в размере 24 рубля 52 копейки, а всего взыскать 50 349 рублей 16 копеек.

Взыскать с ФИО1 ФИО7 в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома государственную пошлину в размере 1 710 рублей 47 копеек.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.В. Ивкова