НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область) от 21.06.2022 № 2А-1521/2022

2а-1521/2022

44RS0001-01-2022-001152-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2022 года г. Кострома, Долматова, 14

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Ковунева А.В., при секретаре К.К.Н., с участием административного ответчика Т.Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по к Т.Е.В. о взыскании задолженности обязательным платежам,

у с т а н о в и л:

УФНС России по г. Костроме обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с административным исковым заявлением к Т.Е.В. с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указывают, что На налоговом учёте в Управлении ФНС России по (далее -Административный истец, Налоговый орган) состоит в качестве налогоплательщика Т.Е.В. ИНН: , проживающий по адресу: , год рождения: , место рождения: (далее -Административный ответчик, Налогоплательщик), номера телефона, номер факса, адрес электронной почты, место работы не известно. По данным единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей плательщик страховых взносов перерегистрирован ИФНС по г. Костроме за ОГРНИП . Прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя , что подтверждается Выпиской из ЕГРИП. Административный ответчик был зарегистрирован Управлением Пенсионного Фонда РФ по г. Костроме в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ. Налоговым органом начислены следующие взносы: -3108,39 руб. сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет ФФОМС РФ за 2018 год. Задолженность оплачена частично и составляет 141,29руб.Налоговым органом в отношении Т.Е.В. выставлено требование от , в котором сообщалось о наличии задолженности и о начисленной на сумму недоимки пени. Ранее налоговый орган обращался за взысканием задолженности в МССУ Свердловского судебного района , по результатам рассмотрения был вынесен судебный приказ от В связи с поступившими возражениями от административного ответчика судебный приказ был отменен, о чем свидетельствует приложенное к материалам дела определение от об отмене судебного приказа. На основании изложенного просят взыскать с Т.Е.В. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет ФФОМС РФ в размере 141,29 руб.

В судебном заседании представитель административного истца не присутствовал, извещался надлежащим образом, в адрес суда были направлены дополнительные пояснения, согласно которых, исходя из норм действующего законодательства, а именно п.3 ст.63 НК РФ, ст.84 НК РФ,п.4.1 ст.85 НК РФ, п.1 ст.419 НК РФ указывали, что по данным единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Т.Е.В. был зарегистрирован ИФНС по г. Костроме за ОГРНИП в качестве индивидуального предпринимателя с по и в качестве оценщика с по . Так, по системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) в налоговый орган поступили сведения о внесении Т.Е.В. ИНН 440112100024 в сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков. Дата внесения первой записи об оценщике . по СМЭВ поступили сведения об исключении Т.Е.В. из сводного реестра саморегулируемых организаций оценщиков. Дата исключения . На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 31, 48 НК РФ и ст. 289-293 КАС РФ Управление Федеральной налоговой службы по Костромской области просили суд взыскать с Т.Е.В. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет ФФОМС РФ в размере 141,29 руб.

В судебном заседании административный ответчик Т.Е.В. заявленные требования не признал, пояснил, что поскольку его деятельность в качестве оценщика была приостановлена, осуществлять он её не мог, следовательно и взносы за период, указанный в административном исковом заявлении, уплате не подлежат.

Заинтересованное лицо Ассоциация Российское общество оценщиков в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Исследовав материалы административного дела, материалы дела по заявлению о выдаче судебного приказа МССУ № 36 Свердловского судебного района г. Костромы , суд приходит к следующим выводам.

Статьей 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом

При этом, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).

На основании пункта 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 НК РФ).

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы: Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 рублей:

- в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей,

- в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В соответствии с п. 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым названного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 432 НКРФ).

Как следует из материалов административного дела Т.Е.В. являлся индивидуальным предпринимателем с . Прекратил деятельность , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.Кроме того, как следует из сведений и документов, предоставленных СОО Ассоциация «Русское общество оценщиков» Т.Е.В., являлся членом РОО, включен в реестр за регистрационным номером 002381, прекратил членство в РОО (протокол Совета ), добровольная приостановка оценочной деятельности не осуществлялась, осуществлялась приостановка оценочной деятельности как мера дисциплинарного воздействия с (протокол РОО )

Являясь предпринимателем в 2018 году Т.Е.В. в указанный налоговый период являлся плательщиком страховым взносом на обязательное медицинское страхование.

Расчёт страхового взноса указан в ст.430 НК РФ и составляет страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период года, 6 884 рублей за расчетный период года, 8 426 рублей за расчетный период года.

Налоговым органом начислены взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 года в размере 3108,39 руб. Задолженность оплачена частично и составляет 141,29 руб. Исходя из пояснений административного истица данная сумма задолженности составляет задолженность в период с по , т.е. за тот период, когда Т.Е.В. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, но оставался членом саморегулируемой организации оценщиков.

В соответствии со статьями 69,70 Налогового кодекса РФ в адрес административного ответчика направлены требования об уплате задолженности от

В добровольном порядке требования налогового органа не были исполнены.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Ранее налоговый орган обращался за взысканием задолженности в МССУ № 36 Свердловского судебного района г. Костромы с заявлением от, на основании которого был вынесен судебный приказ от , отмененный определением от по заявлению Т.Е.В.

Таким образом, порядок обращения в суд с данным административным исковым заявлением и сроки взыскания задолженности, административным истцом соблюдены.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Как указывает сторона административного истца, имеющаяся у административного ответчика задолженность по обязательным платежам в сумме 141,29 руб. на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС РФ, предъявленная к взысканию в рамках рассматриваемого административного дела, не погашена по настоящее время.

Расчет суммы взносов, по своему существу административный ответчик не оспаривал вместе с тем исходя из его позиции по делу требования он не признает в силу того, что он в 2018 году оценочную деятельность не осуществлял, отчеты об оценке не подписывал, как частнопрактикующий оценщик деятельностью не занимался, его членство в СРО оценщиков было приостановлено, не имеет и никогда не имел квалификационного аттестата оценщика, поэтому задолженности с момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у него не имелось обязанности платить взносы в бюджет ФФОМС РФ.

Суд, оценив данные доводы административного ответчика, приходи к следующему.

В силу п. 7 ст. 430 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, налоговый орган Т.Е.В. поставил на учет в качестве физического лица-оценщика , снят ,

На официальном сайте СОО Ассоциация «Русское общество оценщиков», а так же из сведений представленных на запрос суда в отношении Т.Е.В. имеется информация о приостановлении осуществления оценочной деятельности Т.Е.В. с и об исключении его из членов СРО .

Вместе с тем, освобождение плательщиков страховых взносов - оценщиков, фактически не осуществляющих оценочную деятельность, от обязанностей по уплате страховых взносов, налоговым законодательством не предусмотрено за исключением определенных периодов, указанных в п. 1 (в части военной службы по призыву), 3,6-8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (например, за периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии предоставления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (п. 7 ст. 430 НК РФ). Освобождение от уплаты взносов предусмотрено в случае прекращения деятельности, которая прекращена формально Т.Е.В. с - с даты исключения из членов СРО, таким образом, налоговый орган обоснованно руководствовался данными реестра при определении необходимости уплаты страховых взносов Т.Е.В. в качестве оценщика за период с по .

В связи с чем заявленные УФНС России по Костромской области к Т.Е.В. о взыскании задолженности обязательных платежам являются обоснованными подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании вышеприведенных положений КАС РФ, а так же в силу ст. 333.19 НК РФ, п.2 ст. 61.2, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с административного ответчика также в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление УФНС России по Костромской области к Т.Е.В. о взыскании задолженности обязательным платежам удовлетворить.

Взыскать с Т.Е.В. в пользу УФНС России по Костромской области задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за 2018 год в размере 141 рубль 29 копеек.

Взыскать с Т.Е.В. в доход муниципального бюджета госпошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Ковунев

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 01.07.2022 года.