НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область) от 21.03.2016 № 2А-1723/2016

Дело № 2а-1723/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2016 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Панченко Ю.Ю. с участием административного истца Павлова С.В., представителя административного ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Пашкиной Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Павлова ФИО6 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области и ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шарье Костромской области (межрайонное) о признании незаконным постановления ГУ Отдел ПФР по Октябрьскому району Костромской области о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) от 28.03.2013 № 90001889,

УСТАНОВИЛ:

Павлов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ – УПФР по г. Костроме и Костромскому району Костромской области (далее УПФР по г. Костроме) и ГУ ОПФР по Октябрьскому району Костромской области (далее ОПФР по Октябрьскому району), мотивируя требования тем, что за период 2008-2012 годов никаких постановлений о задолженности по налогам, пеням и штрафам от пенсионных органов не получал. В конце 2013 года УПФР по г. Костроме стал удерживать денежные средства из его пенсии по постановлению ОПФР по Октябрьскому району № 90001889 от 28.03.2013. Копию данного постановления он получил лишь 09.02.2016. Просил признать постановление ОПФР по Октябрьскому району № 90001889 от 28.03.2013 незаконным, так как обращений в судебные органы Пенсионным фондом не было, а документов разрешающих прямое обращение Пенсионного фонда к судебным приставам, ему не предоставлено, а также выплатить удержанную сумму в размере 20210,18 руб.

Определением судьи от 03.03.2016 административное исковое заявление Павлова С.В. принято к производству суда в части требований о признании незаконным постановления ОПФР по Октябрьскому району № 90001889 от 28.03.2013. В принятии требований о взыскании удержанных денежных средств к производству суда отказано, поскольку подобные требования подлежат рассмотрению в ином судебном порядке.

В ходе рассмотрения дела уточнен состав ответчиков – вместо ответчика ОПФР по Октябрьскому району привлечено ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шарье Костромской области (межрайонное) в связи с реорганизацией пенсионных органов (постановление ПФР от 15.05.2013 № 109п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР по Костромской области», дата регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ 15.10.2013).

В судебном заседании административный истец Павлов С.В. заявленные требования поддержал. Пояснил, что не знал о том, что после 2008 года состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя и о наличии задолженности по страховым взносам. О наличии задолженности узнал только в декабре 2013 года, когда из его пенсии начали удерживать денежные средства. Требования об оплате страховых взносов и оспариваемое постановление ему не направлялись. В 2008 году он подал заявление в ИФНС России по г. Костроме о прекращении предпринимательской деятельности. После подачи заявления фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность, однако его с учета не сняли. За выпиской из реестра индивидуальных предпринимателей не обращался, уведомления о снятии статуса индивидуального предпринимателя ему не направлялось. Вместе с тем, требования об уплате налогов и сборов не приходили, в связи с этим он думал, что снят с учета как предприниматель. Он был снят с учета в фонде социального страхования, в чем имеется соответствующая выписка. О том, что он не был снял с учета как индивидуальный предприниматель, узнал в 2013 году. При рассмотрении его иска в Арбитражном суде Костромской области о признании незаконным бездействия ИФНС по государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представитель налогового органа не высказывал претензий по неуплате налогов. В период с 2008 по 2013 годы он несколько раз был в УПФР по г. Костроме, однако никто не сказал, что у него имеется задолженность по страховым взносам, требования об уплате страховых взносов в его адрес не приходили. Сведения о задолженности появились после изменения им регистрации по месту жительства с г. Костромы на с. Боговарово Костромской области. Полагал, что его необоснованно поставили на учет в ОПФР по Октябрьскому району, поскольку заявление он не писал, об изменении места жительства не сообщал. Требование пенсионного органа об уплате страховых взносов следовало направить ему в г. Кострому по адресу прежней регистрации. Принятие оспариваемого постановления Отделом по Октябрьскому району неправомерно, поскольку на момент его принятия он был снят с регистрационного учета по месту жительства в с. Боговарово. Считал, что имел право погашать задолженность по оспариваемому постановлению в течение 2013 года и только в 2014 году в случае неуплаты пенсионный орган имел право направить постановление в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

Представитель административного ответчика УПФР по г. Костроме Пашкина Л.М. исковые требования Павлова С.В. не признала. Пояснила, что при принятии решений о начислении страховых взносов в отношении Павлова С.В. пенсионные органы руководствовались сведениями, содержащимися в ЕГРИП, о наличии у него статуса индивидуального предпринимателя с 11.11.2003. Учетное дело ИП Павлова С.В. было передано из УПФР г. Костромы в ОПФР по Октябрьскому району в связи с изменением Павловым С.В. регистрации по месту жительства. В связи с переменой в период осуществления предпринимательской деятельности истцом адреса регистрации по месту жительства с г. Костромы на с. Боговарово, налоговая инспекция автоматически поставила его на учет в ИФНС по Октябрьскому району, которая передала сведения в УПФР по Октябрьскому району. В последующем Павлов С.В. прибыл в г. Кострому, в связи с чем его учетные дела были переданы в регистрирующие органы г. Костромы. В соответствии с действующим законодательством индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обязаны сообщить об изменении адреса места проживания/нахождения в налоговый орган. При смене регистрации по месту жительства учетное дело передаётся без заявления предпринимателя по принципу «одного окна». Налоговый орган в течение пяти дней вносит изменение сведений в реестр. Пенсионный орган направляет корреспонденцию по последнему указанному в ЕГРИП адресу индивидуального предпринимателя или юридического лица. Оспариваемое постановление направлялось Павлову С.В. по адресу, указанному в ЕГРИП, актуальному на дату вынесения постановления. В таком же порядке Павлову С.В. направлялось требование об уплате недоимки для исполнения в добровольном порядке. Павловым С.В. требование в указанный в нем срок не исполнено. В период наличия статуса индивидуального предпринимателя Павлов С.В. был обязан платить страховые взносы. Если сумма его дохода составляла нулевой размер, он должен был сдавать нулевую отчетность и уплачивать установленный законом фиксированный тариф. Оспариваемое постановление вынесено пенсионным органом и направлено в службу судебных приставов, поскольку истец являлся индивидуальным предпринимателем. Если бы Павлов С.В. не имел статуса предпринимателя, то пенсионный орган обязан был обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в приказном порядке, что и было сделано пенсионным органом в 2015 году, когда Павлов С.В. утратил статус индивидуального предпринимателя. МССУ №7 г. Костромы по заявлению УПФР вынесен судебный приказ о взыскании с Павлова С.В. недоимки по страховым взносам за 2013 год. После поступления в УПФР по г. Костроме постановления судебного пристава-исполнителя из пенсии истца удерживались суммы недоимки по страховым взносам и пеней.

Представитель ГУ УПФР в г. Шарье Костромской области (межрайонное) в судебном заседании не участвовал. В письменном отзыве начальник Управления Большакова Е.А. исковые требования Павлова С.В. считала безосновательными по аналогичным основаниям, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Павлова С.В. по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 25.12.2012) плательщики страховых взносов, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В 2012 году минимальный размер оплаты труда составлял 4611 руб., тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование (ПФР) в размере - 26%, на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) в размере - 5,1 %.

Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Павлов С.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 11.11.2003 по 23.08.2013, прекращение деятельности заявителя как индивидуального предпринимателя зарегистрировано налоговым органом - ИФНС России по г. Костроме - на основании решения заявителя.

Согласно информации УФМС России по Костромской области и отметкам в паспорте Павлова С.В., он имел регистрацию по месту жительства по следующим адресам: <адрес> (с 12.03.1991 по 15.02.2012), <адрес> (с 20.02.2012 по 13.02.2013), <адрес> ком.8 (с 15.05.2013 по настоящее время).

В результате изменения регистрации по месту жительства Павлов С.В. до 22.03.2012 состоял на налоговом учете в ИФНС по г. Костроме, с 23.03.2012 по 31.05.2013 - в Межрайонной ФНС № 6 по Костромской области, с 31.05.2013 по день прекращения статуса индивидуального предпринимателя 23.08.2013 - в ИФНС по г. Костроме, что подтверждается сведениями из ЕГРИП.

Павлов С.В 29.03.2013 поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя в ОПФР по Октябрьскому району. 04.06.2013 снят с учета в ОПФР по Октябрьскому району и 07.06.2013 поставлен на учет в УПФР г. Костромы, откуда 27.08.2013 снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя.

Действия по постановке ИП Павлова С.В. на учет в пенсионных органах по месту его регистрации по месту жительства соответствую закону по следующим основаниям.

Индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется на основании сведений, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства (п. 4 ст. 84 НК РФ, абз. 5 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; п. п. 28, 29 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н; п. 4 Правил ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110).

При смене места жительства гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, изменение сведений в ЕГРИП и пересылка регистрационного дела осуществляются в налоговый орган по новому месту жительства в РФ на основании сведений миграционной службы (п. 4 ст. 22.2 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.51 Приложения N 1 к Письму ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645).

Согласно рекомендациям ФНС России «О порядке совершения действий регистрирующими (налоговыми) органами при государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в государственных реестрах, о юридическом лице и индивидуальном предпринимателе в связи с изменением ими соответственно места нахождения и места жительства» (письмо ФНС России от 28.12.2004 N 09-0-10/5147@), согласно п. 4 ст. 22.2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с изменением им места жительства регистрирующий орган пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя (в инспекцию ФНС России по новому месту жительства индивидуального предпринимателя). Документы пересылаются в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее трех рабочих дней, следующих за днем внесения в ЕГРИП записи об изменении места жительства индивидуального предпринимателя. В день выгрузки сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП вносится служебная запись в электронном виде с присвоением статуса о передаче дела в другой регистрирующий (налоговый) орган. При этом ГРНИП не присваивается.

Регистрирующий (налоговый) орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя, получив сведения (сопроводительное письмо и файл), загружает сведения в ЕГРИП. Загрузка сведений производится не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления сведений. Загруженные в ЕГРИП сведения должны быть направлены в составе ежедневной информации в органы государственных внебюджетных фондов, органы Федеральной службы государственной статистики в день загрузки сведений.

В целях контроля за соблюдением индивидуальным предпринимателем установленной для него п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ обязанности по сообщению сведений об изменении места жительства регистрирующим (налоговым) органом по прежнему месту жительства используются сведения о фактах регистрации по месту жительства физического лица, поступившие от органов, указанных в п. 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ (органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания)), и переданные налоговым органом по новому месту жительства данного лица. Формы сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса РФ, утверждены приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@, Рекомендациями паспортно-визовой службы органов внутренних дел по порядку предоставления в органы налоговой службы сведений о регистрации физических лиц по месту жительства, согласно действующему указанию МВД РФ от 29.09.1999 N 16/3572 «О порядке предоставления в органы налоговой службы сведений о регистрации физических лиц по месту жительства».

Согласно п. 9 Порядка представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1092, регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней с момента внесения в соответствующий государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, о создании крестьянских (фермерских) хозяйств, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении крестьянских (фермерских) хозяйств, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иных сведений о юридических лицах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и физических лицах, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, бесплатно предоставляет указанные сведения в соответствии с настоящими Правилами в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.

Доводы Павлова С.В., что постановка на учет должна осуществляться в пенсионном органе только по его заявлению, не соответствуют положениям законодательства. Сведения об изменении адресов регистрационного учета Павлова С.В. по месту жительства и автоматическая постановка индивидуального предпринимателя на учет в органах Пенсионного фонда обоснованно осуществлялась в порядке межведомственного взаимодействия миграционных, налоговых и пенсионных органов.

В соответствии с п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», датой снятия с учета индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Внесение изменений в сведения об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в реестре, а также снятие с учета при изменении места жительства индивидуального предпринимателя осуществляются на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи соответствующих государственных реестров.

Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании сведений, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства. Датой постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.

Таким образом, в случае изменения места жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, до момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе и органах пенсионного фонда по прежнему месту жительства, указанному в ЕГРИП. Соответственно, решение о взыскании страховых взносов в отношении ИП Павлова С.В. правомерно вынесено пенсионным органом по последнему месту его жительства, отраженному в ЕГРИП. В период регистрации Павлова С.В. в с. Боговарово, имевшей место до 13.02.2013 и до момента регистрации по новому месту жительства в г. Костроме 15.05.2013 органом контроля в рамках пенсионных правоотношений в отношении ИП Павлова С.В. был ОПФР по Октябрьскому району. Доводы истца о несогласии с данным фактом не основаны на законе.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в ч. 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 21 настоящего Федерального закона.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Федерального закона.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в ред. от 25.12.2012, действующей на день рассматриваемого требования от 06.03.2013) требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 настоящей статьи. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 25.12.2012, действующей на дату принятия оспариваемого постановления от 28.03.2013), в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 20 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2, 3 ст. 20 указанного Федерального закона, решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в ред. от 25.12.2012), решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Сумма страховых взносов в виде фиксированного платежа, подлежащая уплате по ОПС и ОМС Павловым С.В. за 2012 год рассчитана пенсионным фондом следующим образом: на обязательное пенсионное страхование 4611 * 26% * 12 = 14386,32 руб.; на обязательное медицинское страхование 4611 *5,1% * 12 = 2 821,93 руб.

Павлов С.В., как предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, был обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в установленном порядке и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществлял. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия дохода от предпринимательской деятельности.

Для индивидуального предпринимателя, не являющегося работодателем, п. 6 ст. 14 Закона № 212-ФЗ предусмотрена льгота по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в п. п. 1, 3, 6-8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность (прохождение военной службы, а также другой приравненной к ней службы в части военной службы по призыву; уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации).

Павловым С.В. доказательств наличия льготных периодов не предоставлено.

В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 25.12.2012) страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч.2). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч.3). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч.7).

Как следует из материалов дела, 06.03.2013 ОПФР по Октябрьскому району вынесено требование об уплате Павловым С.В. недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам за 2012 год в сумме 20 210,18 руб., в т.ч. недоимка по страховой части - 14 386,32 руб., недоимка по ФФОМС - 2 821,93 руб., пени по страховой части - 2 544,39, руб., пени по ФФОМС -255,55 руб., пени в ТФОМС 201,99 руб. Пени в требовании рассчитаны на дату требования <дата> за период с <дата> (дата предыдущего требования) по 06.03.2013. Сумма недоимки за 2010-2011 годы по состоянию на 06.03.2013 составляла 28 162,32 руб., в т.ч. по страховой части 23 901,60 руб., ФФОМС - 2182,32 руб., в ТФОМС - 2 078,40 руб. На указанные суммы недоимки начислены пени в размере 2736,92 руб., в т.ч. страховая часть - 2322,84 руб., ФФОМС - 212,09 руб., ТФОМС - 201, 99 руб. Помимо этого в требовании от 06.03.2013 года учтены пени, начисленные на недоимку за 2012 год в сумме 221,55 руб. на страховую часть и 43,46 руб. - на ФФОМС.

Согласно реестру внутренних почтовых отправлений от 06.03.2013 ОПФР по Октябрьскому району с отметкой почтовой службы и квитанцией о принятии корреспонденции от 06.03.2013, требование от 06.03.2013 об уплате страховых взносов с предложением уплатить недоимку до 26.03.2013 направлено в адрес Павлова С.В. 06.03.2013 в установленный срок по адресу его регистрации в с. Боговарово.

В связи с неисполнением требования в установленный срок ОПФР по Октябрьскому району Костромской области 28.03.2013 вынесено постановление № 90001889 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества ИП Павлова С.В. в пределах сумм, указанных в требовании от 06.03.2013 .

Постановление № 90001889 направлено Павлову С.В. по адресу его последней регистрации в с. Боговарово заказным письмом 28.03.2013, что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений от 28.03.2013 ОПФР по Октябрьскому району с отметкой почтовой службы, квитанцией от 28.03.2013 о принятии корреспонденции.

В силу ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и п.п. 4, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане обязаны регистрироваться по месту жительства и месту пребывания в пределах РФ в органах регистрационного учета; при смене места жительства должны зарегистрироваться по новому месту жительства.

Требование от 06.03.2013 и постановление от 28.03.2013 направлены Павлову С.В. по месту его регистрации, указанному в выписке из ЕГРИП по состоянию на 06.03.2013 и 28.03.2015. Направление требования и постановления правомерно осуществлялось ОПФР по адресу последней регистрации ИП Павлова С.В. по месту жительства в с. Боговарово Костромской области до постановки Павлова С.В. в мае 2013 года на новый регистрационный учет в г. Костроме. Фактического адреса проживания для направления ему корреспонденции пенсионными органами до регистрации в г. Костроме плательщик Павлов С.В. в порядке п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не сообщал. В рамках административного контроля и межведомственного взаимодействия органов контроля новый адрес проживания в г. Костроме мог стать известным ОПФР только после постановки Павлова С.В. на регистрационный учет - после 15.05.2013. Сменив фактический адрес проживания, но не зарегистрировавшись по новому адресу, индивидуальный предприниматель, действуя добросовестно, мог сообщить о перемене адреса и обеспечить получение корреспонденции от пенсионного органа.

В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.

Требование и постановление направлены по надлежащему адресу истца, на котором лежала обязанность контролировать поступающую корреспонденцию с должной степенью заботливости и осмотрительности. В силу ст. 165.1 ГК РФ последствия неполучения юридически значимого сообщения лежат на адресате. Поскольку Павлов С.В. не сообщил о перемене адреса, не обеспечил получение корреспонденции до регистрации по новому месту жительства, то риск неблагоприятных последствий возлагался на него по адресу предыдущей регистрации в с. Боговарово Костромской области. Оснований для признания пенсионного органа не выполнившим свою обязанность по направлению плательщику требования и оспариваемого постановления не имеется.

Довод истца о неполучении требования и оспариваемого постановления не принимается судом, поскольку опровергается представленными в материалы дела почтовыми реестрами об отправке корреспонденции, документы считаются полученными Павловым С.В. в течение шести дней со дня их направления, согласно вышеприведенным положениям ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

При проверке процедуры взыскания страховых взносов пенсионным органом суд приходит к выводу, что порядок взыскания соблюден. Срок для принятия постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов индивидуального предпринимателя соответствует ст. 20 Федерального закона № 212-ФЗ, поскольку требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам от 06.03.2013 Павлову С.В. предлагалось уплатить недоимку до 26.03.2013, а оспариваемое постановление принято 28.03.2013, то есть в пределах годичного срока после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Постановление от 28.03.2013 направлено в Отдел службы судебных приставов по Октябрьскому району УФССП России по Костромской области 04.04.2013 для взыскания с Павлова С.В. образовавшейся задолженности в принудительном порядке, что подтверждается копией реестра почтовой корреспонденции ОПФР по Октябрьскому району Костромской области от 04.04.2013 с отметкой почтовой службы и копией квитанции от 04.04.2013 о принятии корреспонденции на исполнение.

На основании оспариваемого постановления, имеющего силу исполнительного документа, 12.04.2013 судебным приставом-исполнителем ОСП по Октябрьскому району Костромской области было возбуждено исполнительное производство № 730/13/18/44.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Октябрьскому району УФССП России по Костромской области 11.06.2013 исполнительный документ направлен для исполнения по месту получения пенсии Павлова С.В. в УПФР по г. Костроме. Факт удержания сумм из пенсии Павлова С.В. в порядке исполнения постановления ОПФР по Октябрьскому району от 28.03.2013 подтверждается предоставленными сведениями из электронной базы УПФР по г. Костроме.

Направление ОПФР по Октябрьскому району постановления в службу судебных приставов соответствует приведённым положениям ч. 14 ст. 19 и ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно которым орган контроля вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в форме соответствующего постановления и направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения.

Постановление пенсионного органа о взыскании денежных средств с должника, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, предъявляется на принудительное исполнение в сроки, установленные ч. 6 ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» - в течение шести месяцев со дня принятия.

Доводы истца о том, что пенсионный орган не имел права направить постановление в службу судебных приставов до истечения годичного срока для оплаты взносов, не основаны на законе. В тексте оспариваемого постановления указано, что оно вступает в силу со дня вынесения. В соответствии с приведенными положениями ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» ОПФР по Октябрьскому району был вправе в любой момент в течение шестимесячного срока со дня принятия постановления от 28.03.2013 направить его для принудительного исполнения.

Ошибочными являются возражения административного истца Павлова С.В. об отсутствии полномочий ОПФР по Октябрьскому району на самостоятельное вынесение постановления от 28.03.2013 и направление его в службу судебных приставов, минуя судебную инстанцию. Указанные действия ОПФР соответствуют приведенным положениям ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Пенсионный орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица только в случае неисполнения обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, что прямо закреплено в ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Поскольку на момент принятия оспариваемого постановления от 28.03.2013 Павлов С.В. имел статус индивидуального предпринимателя, действия ОПФР по Октябрьскому району по принятию постановления о взыскании с Павлова С.В. страховых взносов, пеней и штрафов и направлению его в службу судебных приставов для исполнения являются законными и обоснованными.

Утверждения истца о том, что он с 2008 года не являлся индивидуальным предпринимателем, опровергаются материалами дела и сведениями ЕГРИП. Сведения, внесенные в ЕГРИП, носят открытый характер и могут быть получены любым субъектом, как в электронной, так и в документальной форме. Доводы, что истец фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность, не знал, что зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, не имеют правового значения по делу, поскольку отсутствие фактической деятельности индивидуального предпринимателя не является основанием к его освобождению от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. При должной осмотрительности Павлов С.В. имел возможность и должен был удостовериться в снятии его с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя после подачи соответствующего заявления.

Доводы истца о подаче им заявления в налоговый орган о снятии с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя являлись предметом проверки Арбитражного суда Костромской области в рамках рассмотрения иска Павлова С.В. к ИФНС по г. Костроме о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершенные действия по государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Решением Арбитражного суда Костромской области от 02.04.2013 исковые требования Павлова С.В. оставлены без удовлетворения. При рассмотрения дела Арбитражным судом факт обращения Павлова С.В. 16.01.2008 в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не нашел своего подтверждения. Данные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному арбитражным судом делу, не подлежат доказыванию и оспариванию при рассмотрении настоящего административного дела в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ.

Предоставленная истцом Павловым С.В. копия решения ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о снятии Павлова С.В. с регистрационного учета в ТОФСС от 28.03.2008 , не является доказательством отсутствия у Павлова С.В. с 2008 года статуса индивидуального предпринимателя. Указанное решение подтверждает лишь факт снятия Павлов С.В. с регистрационного учета в ТОФСС в качестве работодателя и как следствие утраты статуса страхователя (п. 3 ч. 2 ст. 2.3 Закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», п. 22 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 959н).

Так же не является доказательством отсутствия статуса индивидуального предпринимателя отсутствие претензий налоговых органов по уплате Павловым С.В. налогов. Налоговые обязательства Павлова С.В. предметом рассмотрения по настоящему делу не являются и не обусловливают наличие либо отсутствие обязательств по уплате индивидуальным предпринимателем взносов во внебюджетные фонды.

Регистрация прекращения Павловым С.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя произведена 23.08.2013, что подтверждается выпиской из ЕГРИП. До утраты статуса предпринимателя на истца распространялись положения законодательства, регламентирующие обязательства по уплате страховых взносов.

С прекращением статуса индивидуального предпринимателя у Павлова С.В. не прекратилась обязанность уплатить страховые взносы, начисленные в период ведения предпринимательской деятельности.

Доводы истца об отсутствии к нему требований пенсионных органов до вынесения оспариваемого постановления не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Как следует из материалов гражданского дела Свердловского районного суда г. Костромы № 2-4974/2012 по заявлению Павлова С.В. об обжаловании бездействия ИФНС по г. Костроме, работа пенсионных органов по взысканию с Павлова С.В. обязательных платежей и санкций по месту учета плательщика имела ежегодный характер, что подтверждается копиями постановлений УПФР по г. Костроме о взыскании недоимки по страховым взносам, штрафов и пеней от 16.07.2009 , от 16.08.2010 , 27.01.2012 . В рамках рассмотрения настоящего дела УПФР по г. Костроме в обоснование проведенной работы представлены копии постановления ОПФР по Октябрьскому району о взыскании страховых взносов от 12.09.2012, требования ОПФР по Октябрьскому району об уплате недоимки по страховым взносам от 12.03.2012, постановления ОСП по Октябрьскому району о возбуждении исполнительного производства № 1218/12/18/44 от 27.09.2012, требования УПФР по г. Костроме об уплате недоимки от 16.05.2011 с копией реестра почтовых отправлений от 18.05.2011.

Копии указанных документов направлялись Павлову С.В. по адресам регистрации по месту жительства, указанным в ЕГРИП в соответствующие периоды. При этом непосредственно в заявлении Павлова С.В. от 20.11.2012 по делу № 2-4974/2012 указано, что в сентябре 2012 года ему стало известно, что УПФР по г. Костроме ежегодно начисляет ему задолженность по уплате страховых взносов.

За 2013 год взносы взысканы пенсионным органом с Павлова С.В. в судебном порядке как с физического лица, что подтверждается копией судебного приказа мирового судьи судебного участка № 7 Свердловского судебного района г. Костромы от 28.11.2013 по делу № 2-1441/2013 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2013 год в сумме 25994,56 руб., материалами гражданского дела № 2-299/2015 мирового судьи судебного участка № 7 Свердловского судебного района г. Костромы по заявлению УПФР по г. Костроме о выдаче судебного приказа от 05.03.2015 о взыскании доначисленной пени в сумме 6280,70 руб.

При изложенных обстоятельствах нарушений законодательства и прав истца оспариваемым постановлением не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Павлова ФИО7 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области и ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шарье Костромской области (межрайонное) оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.

Судья О.Д. Тележкина