НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область) от 12.05.2021 № 2-1401/2021

Дело № 2-1401/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2021 года г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе

председательствующего судьи Морева Е.А.

при секретаре Абсалямовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» (ОГКУ «ЦСВ») о возложении обязанности произвести выплату недополученной меры социальной поддержки в виде денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась с исковым заявлением к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» (далее - ОГКУ «ЦСВ») о возложении обязанности произвести выплату недополученной меры социальной поддержки в виде денежной компенсации. Свои требования мотивировала тем, что является наследником матери ФИО5, которая скончалась 11.12.2019. С 01.07.2016 г. по день смерти ФИО5 состояла на учете в ОГКУ «ЦСВ», как вдова военнослужащего и являлась получателем компенсационной выплаты в связи с расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной постановлением правительства РФ от 02.08.2005 г. № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержанием жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг». При жизни ФИО5 была начислена компенсационная выплата за октябрь 2019 г. в размере 3641 руб. 06 коп. Документы на оформление данной выплаты были приняты МФЦ г. Костромы 15.11.2019. Сумма была рассчитана ОГКУ «ЦСВ» и включена в реестр. Почтовый перевод с указанной суммой поступил в почтовое отделение г.Костромы 20.12.2020, и был возвращен, как невостребованный, после смерти наследодателя. Период оформления выплат, как правило, составляет от 1,5 до 2-х месяцев, а доставка перевода осуществлялась вместе с пенсией по сроку 8 числа. Нотариусом ФИО6 08.07.2020 истцу выдано свидетельство о праве на наследство по закону, состоящее из вышеуказанной недополученной компенсационной выплаты в сумме 3641 руб. 06 коп. Документы на получение наследственного имущества (компенсационной выплаты) были приняты МФЦ г. Костромы 21.07.2020 г. В сентябре 2020 г. из ОГКУ «ЦСВ» получен письменный ответ за № 32755-02-06 от 27.08.2020 г., из которого следовало, что наследование компенсационных выплат не предусмотрено правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 г. №475. В рамках досудебного обжалования, получен отказ, причина которого также обоснована ссылкой на ст. 1183 ГК РФ и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от <дата>. Считает решение ОГКУ «Центр социальных выплат» об отказе в исполнении нотариального свидетельства о наследстве необоснованным, поскольку исходя из буквального толкования положений ст. 1183 ГК РФ указанные денежные средства следует расценивать как иные денежные средства, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию. В связи с вышеизложенным, истец просит признать свидетельство о праве на наследство по закону, зарегистрированное в реестре -н\44-2020-1-1459 от <дата>, выданное нотариусом ФИО4 на основании ответа ОГКУ «Центр социальных выплат» -и-06 от <дата>, законным и подлежащим исполнению; признать последующий отказ ОГКУ «Центр социальных выплат» от <дата> от исполнения нотариального свидетельства о праве на наследство противоречащим действующему законодательству; обязать ОГКУ «Центр социальных выплат» выплатить истцу недополученную сумму компенсационных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от <дата> в сумме 3641 руб. 06 коп. за октябрь 2019 г. по свидетельству о наследстве -н\44-2020-1-1459 от <дата>.

В судебном заседании истец ФИО3 уточнила исковые требования, просила обязать ОГКУ «Центр социальных выплат» выплатить недополученную сумму компенсационных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 475 от 02.08.2005 г. в сумме 3641 руб. 06 коп. за октябрь 2019 г., в остальной части иск не поддержала, уточненные требования полагала, подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ОГКУ «ЦСВ» ФИО7 исковые требования не признал, по доводам, изложенным в отзыве, указывая на то, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 № 475 и ст. 1183 ГК РФ не предусматривают наследование вышеуказанной компенсационной выплаты.

Представители третьего лица Федеральной службы по труду и занятости, Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области в судебном заседании не присутствуют, извещены надлежащим образом. Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области направил письменный отзыв, полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению по доводам аналогичным доводам ответчика.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности).

Постановлением Правительства РФ от <дата> утверждены Правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг (далее – Правила).

Правила определяют порядок предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти (далее - военнослужащие) компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг (п.1).

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО2 состояла на учете в ОГКУ «Центр социальных выплат» и являлась получателем компенсационной выплаты в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как член семьи погибшего (умершего) военнослужащего в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг».

<дата>ФИО2 умерла.

Согласно представленной в материалы дела информации ОГКУ «ЦСВ» от <дата>-И-06 за умершей ФИО2 значатся недополученными компенсационная выплата, предусмотренная постановлением Правительства РФ от <дата> за октябрь 2019 года в размере 3641,06 руб. (л.д. 11).

ФИО1 своевременно приняла наследственное имущество после смерти своей матери ФИО2 путем обращения с соответствующим заявлением к нотариусу, ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на недополученную компенсационную выплату, предусмотренную постановлением Правительства РФ от <дата> в размере 3641,06 руб. за октябрь 2019 года (л.д. 42).

<дата>ФИО1 обратилась в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением о выплате недополученной компенсационной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от <дата>, после смерти матери ФИО2 в размере 3641,06 руб.

<дата> истцу было отказано в получении недополученной компенсационной выплаты в связи с тем, что указанная выплата носит компенсационный характер, не предоставляется гражданину как средство существования и соответственно наследованию не подлежит. Кроме того, Правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от <дата> не предусматривают наследование недополученной в связи со смертью получателя компенсационной выплаты.

Вместе с тем с данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования гарантируется (статья 35, части 1, 2 и 4).

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что право наследования, закрепленное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) и включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение, однако само по себе конституционное право наследования не порождает у гражданина прав в отношении конкретного наследства, - основания возникновения таких прав определяются законом, каковым в настоящее время является Гражданский кодекс Российской Федерации (Раздел V «Наследственное право»), который регламентирует в том числе наследование отдельных видов имущества.

В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное. Наследование, таким образом, относится к числу производных, т.е. основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей.

Определяя состав наследственного имущества, ст. 1112 ГК РФ предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно пункту 2 данной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами. Гарантированное каждому ст. 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом. Реализация этого права предполагает не только возможность для лица - субъекта конкретного вида правоотношений по социальному обеспечению самостоятельно совершать определенные действия, но и требовать от иных участников (субъектов) данного правоотношения соблюдения его прав и совершения в его интересах соответствующих действий, а также возможность обращаться за судебной защитой своих прав в случае их нарушения. При этом реализация гражданином своего субъективного права на социальное обеспечение не может быть осуществлена без принятия правоприменительным органом решения о предоставлении ему социальной выплаты определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего социальное обеспечение, непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему соответствующих сумм.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Требования о выплате сумм на основании пункта 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (пункт 2 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Кодексом (пункт 3 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В абзаце первом пункта 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности, статьей 141 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 63 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пунктом 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 200, пунктом 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 960).

К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи (абзац второй пункта 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9).

По смыслу пункта 3 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежавшие выплате, но не полученные наследодателем при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях при отсутствии лиц, за которыми признается право на их получение в соответствии с пунктом 1 данной статьи либо специальными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их выплату, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм соответственно в четырехмесячный срок со дня открытия наследства или в срок, установленный указанными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (абзац третий пункта 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9).

В случае смерти члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего наследники не могут требовать признания за наследодателем права на получение компенсации за понесенные расходы на оплату жилого помещения и коммунальных расходов, что является личным субъективным правом члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего как субъекта правоотношений по социальному обеспечению конкретного вида. Однако, если при жизни лица, имеющего право на получение компенсации, уполномоченным органом было принято решение о ее выплате, то есть право на получение компенсации членом семьи погибшего (умершего) военнослужащего уже признано уполномоченным органом, то данные суммы компенсации подлежат включению в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

В данном случае установлено судом и подтверждается материалами дела, что при жизни ФИО5 на основании поданных ею заявлений ОГКУ «ЦСВ» было принято решение о выплате ей компенсации, произведено начисление компенсационной выплаты за октябрь 2020 года.

Следовательно, неполучение ФИО5 при жизни по независящим от нее причинам данной компенсационной выплаты влечет включение определенных уполномоченным органом к выплате сумм компенсации в наследственную массу на основании положений ст. 1183 ГК РФ.

Ссылка ответчика на отсутствие в вышеуказанных Правилах нормы, позволяющей наследовать суммы компенсационной выплаты, не является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку право наследования указанной суммы предусмотрено ст. 1183 ГК РФ.

В свою очередь доводы ответчика о том, что ст. 1183 ГК РФ не предусматривает право наследовать вышеуказанные средства основано на неверном толковании положений вышеназванной статьи.

Статья 1183 ГК РФ содержит расширительный перечень денежных сумм, которые могут быть унаследованы. К таким суммам в частности относятся суммы, предоставленные наследодателю в качестве средств к существованию, то есть, предназначены для потребления (расходования) в целях жизнеобеспечения – удовлетворения обычных, повседневных потребностей. Средства, предоставляемые наследодателю в качестве меры социальной поддержки (социальные выплаты), в том числе вышеназванные компенсационные выплаты следует расценивать именно как средства, предоставленные для обеспечения его существования. Предоставление данной компенсационной выплаты направлено на обеспечение достойного уровня жизни определенной категории граждан, финансового обеспечения возможности пользования необходимыми жилищно – коммунальными услугами.

Нельзя признать состоятельной и ссылку представителя ответчика на то, что надлежащим ответчиком в данном случае должна быть Федеральная служба по труду и занятости или Управление федерального казначейства по г. Москве.

Из анализа п.п. 7, 14, 15, 17, 19, 21, 24, 25 Правил следует, что именно ответчик принимает решение о предоставлении компенсационной выплаты, тогда как департамент по труду и социальной защите населения Костромской области лишь направляет реестры, которые в свою очередь являются основанием для формирования Федеральной службой по труду и занятости базы данных получателей компенсационных выплат и направления в Управление федерального казначейства платежного поручения на перечисление средств с лицевого счета Федеральной службы по труду и занятости на счета в Сберегательном банке Российской Федерации и предприятию «Почта России» для дальнейшей доставки получателям компенсационных выплат.

Именно ОГКУ «ЦСВ» как орган, уполномоченный на принятие решения о предоставлении выплаты и ее расчету, является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку нарушения каких – либо прав истца действиями вышеуказанных органов (организаций) допущено не было. При наличии соответствующего решения ответчика вышеуказанные органы (организации) проведут соответствующую процедуру перечисления денежных средств на счет истца.

В этой связи доводы ответчика о невозможности по техническим причинам включить в реестр сведения об умершем лице также правового значения не имеют, поскольку не могут умалять законные права истца на получение наследственного имущества.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО3 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО3 к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» удовлетворить.

Обязать областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» принять решение о выплате ФИО3 недополученной после смерти ФИО5 компенсационной выплаты в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг в размере 3 641 рубль 06 копеек.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Морев