Дело №а-2045/2020
44RS0001-01-2020-000203-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием представителя истца Пановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Костроме к Федорову Р.Л. о взыскании задолженности по налогу в связи с применением патентной системы налогообложения и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Костроме обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным иском, в обоснование заявленных требований указала, что Федоров Р.Л. <дата> г.р. состоит на учете в качестве налогоплательщика. Ответчик состоял на учете в качестве ИП с <дата> по <дата>. Исходя из представленного в налоговый орган заявления Федорова Р.Л., налогоплательщику предоставлен патент сроком на три месяца (январь, февраль, март) 2019 года на сумму 15336 рублей, которая в установленный законом срок налогоплательщиком не уплачена. За несвоевременную уплату (неуплату) налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемого в бюджеты городских округов за три месяца в 2019 года в сумме 15336 рублей, на основании ст. 75 НК РФ, за период с <дата> по <дата> Федорову Р.Л. начислены пени в размере 27,73 рублей. В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование № от <дата> со сроком уплаты до <дата>. До настоящего времени задолженность ответчиком не погашена, судебный приказ от <дата>№а-1598/2019 отменен определением суда от <дата>. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика задолженность по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемого в бюджеты городских округов в размере 15336 рублей, пени в размере 27,73 рублей, а всего 15363,73 рубля.
В судебном заседании представитель административного истца Панова Л.В. исковые требования поддержала, пояснила, что взыскание осуществляется за 3 месяца срока действия патента, стоимость патента 15336 рублей определена расчетным путем и указана в патенте, который получен ответчиком под роспись. Оплата патента производится в срок действия патента, как ежемесячными выплатами, так и единовременным платежом. Ответчиком платежей не производилось. С заявлением о перерасчете стоимости патента ответчик не обращался.
Административный ответчик Федоров Р.Л., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1).
Если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п. 2).
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз. 3 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии со ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1).
Патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли (п. 2).
При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, в отношении которых применяется патентная система налогообложения (п. 5).
Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. При этом максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может превышать 1 млн. рублей, если иное не установлено пунктом 8 настоящей статьи (п. 7).
Согласно ст. 346.44 НК РФ, налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой (п. 1).
Согласно ст. 346.45 НК РФ, документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения. Форма патента и форма заявления на получение патента утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 1).Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации (ст. 346.47 НК РФ).
Согласно ст. 346.48 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с настоящей главой, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации (п. 1).
Установленный на календарный год законом субъекта Российской Федерации размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода применяется в следующем календарном году (следующих календарных годах), если он не изменен законом субъекта Российской Федерации (п. 2).
Согласно ст. 346.49 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год, если иное не установлено пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Если на основании пункта 5 статьи 346.45 настоящего Кодекса патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент (п.п. 1, 2).
Согласно ст. 346.50 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов (п. 1).
В соответствии со ст. 346.51 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее календарного года налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней срока, на который выдан патент (п. 1).
Налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки (если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи) если патент получен на срок до шести месяцев, - в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента (п. 2).
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется (ст. 346.52 НК РФ).
Законом Костромской области от 26.11.2012 №304-5-ЗКО «О патентной системе налогообложения в Костромской области» в соответствии с главой 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации введена на территории Костромской области патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления и сроки уплаты налога устанавливаются главой 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 1).
Установлен размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, согласно приложению к настоящему Закону (ст. 2).
Согласно п. 56 раздела №1 приложения к Закону Костромской области от 26.11.2012 №304-5-ЗКО «О патентной системе налогообложения в Костромской области», для вида предпринимательской деятельности «розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 57 настоящего раздела», при отсутствии наемных работников установлен размер потенциального возможного годового дохода в городских округах 10000000 (21300 рублей с 1 квадратного метра).
Как следует из материалов дела, Федоров Р.Л. в период с <дата> по <дата> являлся индивидуальным предпринимателем, состоял на учете в ИФНС России по г. Костроме в качестве налогоплательщика.
Федоров Р.Л. <дата> обратился в ИФНС России по г. Костроме с заявлением на получение патента в соответствии с гл. 26.5 НК РФ, на срок 3 месяца с <дата>, в целях осуществления вида предпринимательской деятельности - «розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли». Указал, что предпринимательская деятельность осуществляется заявителем в помещении, расположенном по адресу: <адрес>, без привлечения наемных работников.
Федорову Р.Л. налоговым органом выдан патент на право применения патентной системы налогообложения № от <дата> на срок с <дата> по <дата> в отношении осуществляемого вида предпринимательской деятельности – «розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли», территория действия патента – <адрес>
Сумма налога, уплачиваемая в связи с применением патентной системой налогообложения установлена в размере 15336 рублей, которая подлежит уплате в срок не позднее <дата>.
Сумма налога исчислена налоговым органом по следующей формуле: (21300х48)/12х3х6%=15336 рублей.
Согласно приложению № к указанному патенту, предпринимательская деятельность осуществляется Федоровым Р.Л. в помещении по адресу: <адрес>, площадь объекта 48 кв.м.
Как следует из материалов дела, Федоровым Р.Л. в установленный трехмесячный срок действия патента сумма налога в размере 15336 рублей не уплачена.
В связи с неуплатой налога в установленный срок Федорову Р.Л. начислены пени в размере 27,73 рублей за период с <дата> по <дата>.
В адрес Федорова Р.Л. налоговым органом направлялось требование № от <дата> об уплате вышеуказанных налога и пеней.
По заявлению ИФНС по г. Костроме мировым судьей судебного участка №36 Свердловского судебного района г. Костромы <дата> вынесен судебный приказ о взыскании с Федорова Р.Л. задолженности по налогу в общей сумме 15363,73 рубля.
Определением мирового судьи судебного участка №36 Свердловского судебного района г. Костромы от <дата> судебный приказ № отменен в связи с поступившими возражениями Федорова Р.Л.
До настоящего времени задолженность по налогу и пеням Федоровым Р.Л. не погашена, доказательств обратного ответчиком в порядке ст. 62 КАС РФ не представлено.
При изложенных обстоятельствах исковые требования ИФНС России по г. Костроме являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом ст. ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома.
Поскольку административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, абз. 8 п. 2 ст. 61.1 БК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 615 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Инспекции ФНС России по г. Костроме к Федорову Р.Л. удовлетворить.
Взыскать с Федорова Р.Л. в пользу Инспекции ФНС России по г. Костроме задолженность по налогу в связи с применением патентной системы налогообложения в сумме 15336 рублей, пени в сумме 27 рублей 73 копейки, а всего 15363 (пятнадцать тысяч триста шестьдесят три) рубля 73 копейки.
Взыскать с Федорова Р.Л. в доход бюджета городского округа г. Кострома государственную пошлину в сумме 615 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Д. Тележкина