Дело № 2а-1034/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2017 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Ивковой А.В.
при секретаре Панченко Ю.Ю.
с участием представителя административного истца Дунаевой ФИО8,
представителя административного ответчика Ярославской таможни Волковой ФИО9., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Ярославской таможне о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, возложении обязанности принять новое решение о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к Ярославской таможне о признании незаконным решения. В обоснование заявленных требований указал, что в сентябре 2016 года в Республике Беларусь им было приобретено транспортное средство марки ...), изготовленное в 2014 году ООО ПКФ «Луидор» (г.Нижний Новгород). При оформлении регистрационных документов на транспортное средство им был уплачен утилизационный сбор в размере .... В связи тем, что ему стало известно об уплате ранее утилизационного сбора за указанное транспортное средство организацией-изготовителем, 28 октября 2016 г. административный истец обратился в Ярославскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств в Ярославскую таможню. В обоснование заявления указал, что ранее утилизационный сбор был уплачен производителем на территории РФ. Основанием для обращения явилось то, что производитель предоставил сведения об уплате данного платежа ранее. 03 ноября 2016 г. было вынесено Решение №, в котором ему отказано в удовлетворении заявления, поскольку было признано отсутствие излишней уплаты утилизационного сбора в сумме ... копия прилагается. Полагает, что отказ в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора нарушает его материальные права. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», просит суд признать неправомерным решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора от 03.11.2016 г. №, вынесенное заместителем начальника Ярославской таможни по экономической деятельности полковником таможенной службы ФИО4; обязать Ярославскую таможню принять новое решение о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства ФИО1 в размере ...
В судебном заседании административный истец ФИО1 не присутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Посредством телефонограммы сообщил, что присутствовать в судебном заседании не может, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Дунаевой ФИО10
Представитель административного истца по доверенности Дунаева ФИО12 требования административного искового заявления поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Ярославской таможни по доверенности Волкова ФИО11 требования не признала. Представила письменный отзыв, в соответствии с которым административный ответчик полагает доводы истца не основанными на положениях действующего законодательства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы уплаты и возврата утилизационного сбора.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с Договором розничной купли-продажи № от <дата> приобрел автобус марки ...) (л.д. 27), что также подтверждается счет-справкой № от <дата> (л.д. 60).
27.09.2016 года в Костромской таможенный пост Ярославской таможни поступило заявление ФИО1 о выдаче паспорта на транспортное средство, являющееся товаром таможенного союза, приобретенное 21.09.2016 года на территории республики Беларусь, в отношении транспортного средства: ... (л.д. 53).
В соответствии с п. 4 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России №, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном Положением.
В соответствии с п. 58 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси. Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси. При выдаче паспорта представленные на транспортные средства или шасси документы, послужившие основанием для его выдачи, вместе с копией паспорта остаются в таможенном органе и учитываются в установленном порядке.
Выдача таможенными органами паспортов, а также внесение таможенными органами в паспорта сведений об уплате утилизационного сбора в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, осуществляется после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет (п. 59 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств).
Пунктом 19 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств предусмотрено, что отметки (штампы) об уплате утилизационного сбора в порядке, установленном настоящим Положением, вносятся в раздел «Особые отметки» паспортов таможенными органами при уплате утилизационного сбора в отношении ввозимых в Российскую Федерацию транспортных средств.
26.09.2016 года ФИО1 переведены на счет ФТС России в счет уплаты утилизационного сбора денежные средства в размере ...., что подтверждается платежным поручением от <дата>№ (л.д. 63).
В соответствии с п. 52 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств разделе «Особые отметки» указываются сведения, предусмотренные настоящим Положением, либо иные сведения, содержащие основания для оформления и выдачи паспорта. Таможенными органами, при внесении сведений об уплате утилизационного сбора, делается запись (проставляется штамп, отметка): «Утилизационный сбор уплачен. ТПО № ___» (с указанием справочного номера таможенного приходного ордера, в котором отражено исчисление утилизационного сбора) или «Утилизационный сбор не уплачивается» (указывается соответствующий абзац пункта и статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым утилизационный сбор не уплачивался) в случаях, когда утилизационный сбор не уплачивается. Указанные записи заверяются подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, выдавшего паспорт.
ФИО1 на указанное транспортное средство выдан паспорт транспортного средства ..., в графе «Особые отметки» имеется запись: Утилизационный сбор уплачен. ТПО № (л.д. 15).
ФИО1 обратился в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси в размере 150 000 руб. в связи с уплатой утилизационного сбора ранее производителем ООО ПКФ «Луидор» на территории РФ (л.д. 72).
Решением Ярославской таможни от 03.11.2016 года № о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси определена излишняя уплата (взыскание) утилизационного сбора в размере ..., ФИО1 возвращен утилизационный сбор в размере ... (л.д. 87).
Решением Ярославской таможни от 03.11.2016 года № об отказе в о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора признана отсутствующей у плательщика излишняя уплата (взыскание) утилизационного сбора в размере ..., отказано ФИО1 в возврате утилизационного сбора в размере ... (л.д. 88).
Таможенным органом ФИО1 направлено письмо от <дата>, в котором разъяснено, что утилизационный сбор в отношении транспортного средства ... (VIN № №), ввезенного в Российскую Федерацию с территории республики Беларусь, уплачено по таможенному приходному ордеру № в размере .... Остаток денежных средств, неиспользованных для уплаты утилизационного сбора, внесенных по платежному поручению от <дата>№ составил .... (л.д. 89-91).
Указанное письмо с приложенными решениями от 03.11.2016 года №, от 03.11.2016 года №у получено ФИО1 16.11.2016 года, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д. 92-93).
Не согласившись с решением Ярославской таможни от 03.11.2016 года № об отказе в о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора в размере ..., ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, возложении обязанности принять новое решение о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Как следует из п. 1 ст. 24.1 Федерального закона 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с п. 4 ст. 24.1 Федерального закона 24.06.1998 № 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
Из п. 2 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора следует, что уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора (далее - плательщики) в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:
осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Согласно ч. 6 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных оснований для освобождения от уплаты утилизационного сбора, кроме как указанных в ч. 6 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно п. 5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
В силу п. 17 Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, в отношении новых транспортных средств (с момента выпуска которых не прошло 3 лет) с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров применяется коэффициент расчета утилизационного сбора - 0,99 при базовой ставке 150 000 рублей.
Как следует из п. 13 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора таможенный в подтверждение уплаты утилизационного сбора орган выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяется Федеральной таможенной службой.
В соответствии с п. 24 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора в случае уплаты утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Согласно п. 25 указанных Правил излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним.
Заявление, указанное в пункте 25 Правил, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением, в том числе, документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора (п. 27 Правил).
Из вышеприведенных норм следует, что обязанность лица, осуществившего ввоз транспортного средства на территорию Российской Федерации, уплатить утилизационный сбор не ставится в зависимость от уплаты утилизационного сбора лицом, осуществившим производство транспортного средства на территории Российской Федерации.
Доводы стороны истца о том, утилизационный сбор является разовым платежом, в связи с чем, наличие сведений об уплате производителем утилизационного сбора является основанием для возврата соответствующего платежа административному истцу, по-мнению суда, не основаны на законе. Обязанность ФИО1 уплатить утилизационный сбор, предусмотрена п. 1 ч. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, как лица, которое приобрело транспортное средство за границей и ввезло его на территорию Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, при наличии всех подтверждающих надлежащим образом оформленных документов и доказанности факта производства транспортного средства на экспорт, вопрос о возврате утилизационного сбора мог бы быть, по мнению суда, поставлен перед государственными органами в установленном законом порядке производителем, а не административным истцом.
Кроме того, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что скан копия дубликата первоначального ПТС на автомобиль, письмо организации – производителя и письма УФНС России по Нижегородской области от 02.11.2016, 18.10.2016 года не являются платежными документами, подлежащими предоставлению для рассмотрения вопроса о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в соответствии с Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.
В силу п. 32 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, при отсутствии в заявлении, поданном в соответствии с пунктом 25 либо пунктом 26 настоящих Правил, необходимых сведений и непредставлении необходимых документов таможенный или налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления:
а) возвращают заявление плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю;
б) направляют плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, приведенное в приложении № 5.
В ходе рассмотрения дела факт излишней уплаты ФИО1 утилизационного сбора в размере ... в отношении транспортного средства ..., ввезенного истцом в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, не нашел подтверждения. Оспариваемое решение принято в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.
На основании установленных по делу обстоятельствах и выше указанных положений законодательства, суд приходит к выводу о том, что решение Ярославской таможни от 03.11.2016 года № об отказе в о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора является законным и обоснованным. Нарушений законодательства и прав истца при принятии оспариваемого решения Ярославской таможней не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Ярославской таможне о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора от 03.11.2016 года №, возложении обязанности принять новое решение о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья А.В. Ивкова