НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область) от 02.03.2018 № 2А-1235/2018

Дело № 2а-1235/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Тихомировой А.Ю., с участием представителя административного истца Жерябина А.А., представителя административного ответчика ИФНС России по г. Костроме Прыгунова Ф.В., представителя административного ответчика УФНС по Костромской области Виноградовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сурнина П.В. к ИФНС России по г. Костроме, УФНС России по Костромской области о признании незаконными действий по начислению и взысканию транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

Сурнин П.В. обратился в суд с административным иском к ИФНС России по г. Костроме, мотивируя требования тем, что до 25.12.2014 он являлся собственником автомашины ..., ... г.в., г.р.н. ..., серебристого цвета. В соответствии с договором купли-продажи от 02.11.2014 указанная автомашина была продана Мезенцеву С.В. и 25.12.2014 перерегистрирована на нового собственника. Однако, в адрес Сурнина П.В. было направлено налоговое уведомление от 12.10.2016 с требованием уплатить транспортный налог на указанную автомашину в сумме 9450 рублей. По данному факту Сурнин П.В. направил письмо в ИФНС России по г. Костроме. В своем ответе на данное обращение от 14.12.2016 налоговый орган указал, что по техническим причинам внести сведения о прекращении права собственности истца на транспортное средство с 31.12.2011 по 25.12.2014 не представляется возможным. 13.06.2017 в отношении Сурнина П.В. мировым судьей судебного участка № 12 Ленинского судебного района г. Костромы был вынесен судебный приказ о взыскании вышеуказанной задолженности, а также пени в принудительном порядке. По заявлению Сурнина П.В. судебный приказ был отменен. 27.10.2017 Сурнин П.В. обратился с жалобой в УФНС России по Костромской области. В ответе на жалобу от 10.11.2017 ИФНС России по г. Костроме указала, что сальдо с задолженностью по транспортному налогу в сумме 9458,92 рублей передано административному ответчику из Межрайонной ИФНС России № 7 по Удмурдской Республике. Истец считает действия ИФНС России по г. Костроме по начислению и взысканию транспортного налога незаконными, выразившимися в направлении некорректного уведомления, фактическое игнорирование письма Сурнина П.В., а в дальнейшем и направление заявления в суд о выдаче судебного приказа причинили Сурнину П.В. ряд неудобств, при этом Сурнин П.В. принимал меры к извещению налогового органа, пытался выяснить сложившуюся ситуацию. Истец указывает также то, что поскольку в ответе ИФНС России по г. Костроме от 10.11.2017 имеется довод о том, что ИФНС приносит свои извинения за доставленные неудобства, налоговый орган фактически признаёт свою вину. Ответом заявитель не удовлетворен. Истец просит суд признать незаконными действия ИФНС России по г. Костроме по начислению и взысканию транспортного налога в сумме 9458,92 рублей на автомашину ..., ... г.в., г.р.н. ... за 2016 год.

К участию в деле привлечены административный соответчик УФНС России по Костромской области и заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 7 по Удмурдской Республике.

В судебное заседание административный истец Сурнин П.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

Представитель административного истца по доверенности Жерябин А.А. исковые требования доверителя поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указал на бездействие ИФНС России по г. Костроме в виде длительного не сообщения в Межрайонную ИФНС России № 7 по Удмурдской Республике о необходимости перерасчета транспортного налога, которое составило свыше пяти месяцев.

Представители административных ответчиков Прыгунов Ф.В. и Виноградова И.А., а также участвовавшие в рассмотрении дела Забриев Т.Р. и Морозова А.Н. исковые требования не признали. Позиция ответчиков сводится к тому, что поскольку до 06.09.2016 Сурнин П.В. проживал в Удмуртии, он состоял на учете в Межрайонной ИФНС России № 7 по Удмурдской Республике, которая осуществляла администрирование транспортного налога. После переезда истца в г. Кострому сведения на него были переданы из Межрайонной ИФНС России № 7 по Удмурдской Республике в ИФНС России по г. Костроме, в том числе на истца было передано сальдо по транспортному налогу в размере 9450 рублей. В автоматическом режиме налоговой инспекций было сформировано извещение об уплате налога, а затем требование и заявление о выдаче судебного приказа на сумму недоимки по транспортному налогу 9450 рублей и пени 8,92 рублей в связи с неуплатой налога. По заявлению Сурнина П.В. судебный приказ был отменен. В последующем ИФНС России по г. Костроме больше не обращалась в суд за взысканием указанной задолженности. Взысканный налог и пени были списаны. Фактически налогоплательщик не уплачивал начисленную ему задолженность и убытков не понес. 25.11.2016 налогоплательщик обращался через личный кабинет по вопросу выявления в личном кабинете некорректной информации по периоду владения вышеуказанным автомобилем. При этом он не выразил несогласия с полученными уведомлениями на уплату транспортного налога и (или) наличием задолженности перед бюджетом. В рамках про верки обращения истца ИФНС по г. Костроме установив, что по вышеуказанному автомобилю в базе данных отсутствует информация об отчуждении машины, сообщила истцу о технических проблемах. ИФНС России г. Костромы самостоятельно не могла аннулировать сальдо, поскольку техническое сопровождение налогообложения физических лиц реализовано таким образом, что формирование налоговых уведомлений и перерасчеты за соответствующие налоговые периоды могут быть произведены только тем налоговым органом, который осуществлял налогообложение по месту проживания гражданина. Соответственно в другом налоговом органе (включая тот в котором гражданин поставлен на учет, сменив место проживания) необходимая информация за предыдущие налоговые периоды до изменения места проживания недоступна и возможность перерасчетов за эти периоды отсутствует. При первой возможности ИФНС Росси по г. Костроме направила в МИФНС № 7 по Удмурдской Республике о необходимости перерасчета транспортного налога. 12.09.2017 задолженность за 2015 год была пересчитана (уменьшена) и в ИФНС России по г. Костроме из Удмуртии уже поступило уточненное сальдо.

Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 7 по Удмурдской Республике представителя в судебное заседание не направило.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с нормами главы 28 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) транспортный налог, относящийся к региональным (ст. 14 НК РФ), устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения в силу п. 1 ст. 358 НК РФ признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляют в налоговые органы, осуществляющими государственную регистрацию транспортны средств на территории РФ (п. 1 ст. 362 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В силу ст. 84 НК РФ в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора) по месту жительства, месту нахождения воздушного транспортного средства, месту нахождения транспортного средства, указанного в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 настоящего Кодекса, - в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства. Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства. Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.

В соответствии с приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ «Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня» налоговые органы обязаны вести карточки «РСБ» по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, страховых взносах.

При этом, при передаче физических лиц в иной налоговый орган, осуществляется передача карточек «РСБ». При этом закрытие карточек «РСБ» осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе.

После проверки отражения в карточке «РСБ» операций по начислению, уплате платежей, а также всем вынесенным решениям, влияющим на величину начисленных и уплаченных сумм платежей, выводится сальдо расчетов плательщика с бюджетом по состоянию на дату снятия с учета.

При наличии недоимки или переплаты в налоговом органе по старому месту учета в налоговом органе по новому месту учета открываются карточки «РСБ» с ОКТМО по старому месту учета, за исключением карточек «РСБ» по федеральным налогам и сборам, страховым взносам, в полном объеме зачисляемым в доход федерального бюджета.

При передаче пакета документов из одного налогового органа в другой недоимку и пени на сумму недоимки по налогу, сбору, начиная с даты снятия с учета, начисляет налоговый орган по новому месту учета. При этом, как следует их содержания вышеприведенных положений, перерасчет задолженности по местным налогам производится прежним налоговым органом начислившим такой вид налога и передавшим карточку учета налогоплательщика в другое подразделение в связи с переездом лица.

Как следует из материалов дела, Сурнин П.В. являлся собственником транспортного средства ..., ... г.в., г.р.н. .... В соответствии с договором купли-продажи от 02.11.2014 указанная автомашина была продана им Мезенцеву С.В. и 25.12.2014 перерегистрирована на нового собственника.

Сурнин П.В. до 06.09.2016 проживал в Удмуртской Республике, а в последующем переехал на постоянное место жительства в г. Кострому.

Согласно отзыву Межрайонной ИФНС по Удмуртской Республике Карточка расчета с бюджетом (КРСБ) с сальдо по задолженности по транспортному налогу 07.10.2016 передана в ИФНС России по г. Костроме. На момент передачи в КРСБ имелись сведения о задолженности по транспортному налогу в отношении вышеуказанного автомобиля.

12.10.2016 на имя Сурнина П.В. было сформировано налоговое уведомление о необходимости уплатить транспортный налог за автомашину ......, ... г.в. в размере 9450 рублей за 2015 год по сроку уплаты не позднее 01.12.2016. В этом же уведомлении гражданину предлагалось в случае обнаружения в уведомлении недостоверной информации, сообщить об этом в налоговый орган (л.д. 6).

25.11.2016 Сурнин П.В. обратился в Инспекцию по г. Костроме через личный кабинет, открытый на сайте ИФНС. В своем Интернет-обращении он указал на выявление в личном кабинете некорректной информации по поводу владения транспортным средством ..., а также сообщил, что транспортное средство продано им в 2014 году.

09.12.2016 на имя Сурнина П.В. налоговой службой сформировано требование о необходимости уплаты налога в сумме 9450 руб. за указанную машину в срок до 20.03.2017.

14.12.2016 Сурнину П.В. был подготовлен ответ ИФНС России по г. Костроме о том, что в настоящее время по техническим причинам внести сведения о прекращении права собственности на автомобиль не представляется возможным. По устранению технических причин необходимые изменения об объекте налогообложения будут внесены в базу данных и отражены в личном кабинете налогоплательщика.

17.05.2017 ИФНС России по г. Костроме подготовила письмо в Межрайонную ИФНС России № 7 по Удмуртской Республике, в соответствии с которым сообщила о необходимости проведения перерасчета по транспортному налогу за 2015 год в отношении налогоплательщика Сурнина П.В. в связи со снятием последним с регистрационного учета транспортного средства ..., г.н. ....

13.06.2017 мировому судье судебного участка № 12 Свердловского судебного района г. Костромы поступило заявление ИФНС России по г. Костроме о взыскании с Сурнина П.В. задолженности по транспортному налогу в размере 9450 руб. и пени 8,92 коп. В этот же день мировым судьей судебный приказ был выдан.

Судебный акт о взыскании задолженности в исполнение не приводился.

03.07.2017 Сурнин П.В. обратился к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа с указанием на то, что собственником транспортного средства, по которому начислен налог, он не является.

04.07.2017 судебный приказ № 2а-1009/2017 от 13.06.2017 был отменен. Взыскателю ИФНС России по г. Костроме разъяснено право обратиться за взысканием задолженности в исковом порядке.

Налоговый орган в дальнейшем за взысканием с налогоплательщика задолженности в порядке гл. 32 КАС РФ в суд не обращался.

12.09.2017, что отражено в карточке КРСБ, Межрайонной ИФНС России № 7 по Удмуртской Республике был произведен перерасчет транспортного налога в отношении Сурнина П.В. с уменьшением суммы налога на 9450 руб.

Вместе с тем, Сурин П.В. обратился с жалобой от 27.10.2017, адресованной Управление ФНС России по Костромской области, просил признать действия ИФНС России по г. Костроме по начислению и взысканию транспортного налога на автомашину ..., ... г.в., г.р.н. ... за 2016 год.

В ответ на жалобу ИФНС России по г. Костроме подготовлен ответ в соответствии с которым Сурнину П.В. сообщено, что задолженность по транспортному налогу у него отсутствует, принесены извинения за доставленные неудобства.

На основании исследованных доказательств, учитывая то, что автомашина была истца перерегистрирована на другого гражданина 25.12.2014, суд приходит к выводу о том, что на момент передачи 07.10.2016 карточки КРСБ из ИФНС России № 7 по Удмуртской Республике в ИФНС России по г. Костроме в ней безосновательно было отражено сальдо по транспортному налогу, начисленному за 2015 год на транспортное средство ..., ... г.в., г.р.н. ... в сумме 9450 рублей, что в последующем повлекло начисление и попытку взыскания с административного истца указанной задолженности налоговым органом по новому месту жительства истца - ИФНС России по г. Костроме. Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия ИФНС России по г. Костроме, не являются основанием для удовлетворения административного иска.

В силу ст. 227 КАС РФ, для признания незаконными действий (бездействия) административного ответчика необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В рассматриваемом случае оспариваемые административным истцом действия ИФНС России по г. Костроме по начислению и взысканию транспортного налога в сумме 9458,92 рублей на автомашину ..., ... г.в., г.р.н. ... не повлекло наступления неблагоприятных последствий для налогоплательщика, нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено.

Фактически требования об уплате спорной суммы отменены самим налоговым органом в ведомственном порядке. ИФНС России по г. Костроме в установленном законом порядке приняты исчерпывающие меры к исправлению ошибки, содержавшейся в переданной в данную Инспекцию карточке РСБ в части сальдо по транспортному налогу, произведен перерасчет налогового обязательства, денежные средства в счет с задолженности с налогоплательщика фактически не взыскивались и убытков ему не причинено, задолженность по транспортному налогу у Сурнина П.В. отсутствует.

Кроме того, как следует из искового заявления Сурнин П.В. просит признать незаконными действия налогового органа по начислению налога за 2016 год, однако за 2016 год действий по начислению налога на указанное транспортное средство не производилось, налог за 2016 год не взыскивался. Налоговое уведомление , требование, а в последующем заявление на выдачу судебного приказа, выставлялись на задолженность за 2015 год по сроку уплаты до 01.12.2016.

Иные доводы стороны истца не являются основаниями для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сурнина П.В. к ИФНС России по г. Костроме, УФНС России по Костромской области о признании действий по начислению и взысканию транспортного налога в сумме 9458,92 рублей на автомашину ......, ... г.в., г.р.н. ... за 2016 год оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.

Судья Т.С. Царёва