НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область) от 02.02.2016 № 2А-321/16

Дело № 2а-321/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 февраля 2016 года

Свердловcкий районный суд г.Костромы в составе председательствующего судьи Кучиной Е.А., при секретаре Вагиной К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Костроме к ФИО1 ФИО6 о взыскании задолженности по налоговым платежам,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее - ИФНС, налоговый орган) обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу: за 2013 г. в сумме ..., налога на доходы физических лиц <дата> в сумме ... и пени в размере ..., а всего ....

Требования мотивированы тем, что ответчик является налогоплательщиком земельного налога, как собственник земельных участков с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N 44:27:040644:114 по адресу: <адрес>. На основании сведений, представленных регистрирующим органом, налогоплательщику начислен земельный налог <дата> в сумме ..., который в полном объеме не уплачен.

Так же <дата> ФИО1 представила в ИФНС налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2013 год в которой самостоятельно исчислила сумму налога в размере ..., со сроком уплаты в бюджет не позднее <дата>, однако, по истечении срока его не уплатила, в связи с чем ей начислены пени в общей сумме ....

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 исковые требования уменьшила и, по основаниям изложенным в иске, просила взыскать с ФИО1 только задолженность по земельному налогу в сумме ..., поскольку недоимка по иным платежам погашена. Суду пояснила, что ответчиком уплачен земельный налог, начисленный за участки на <адрес>, в общей сумме .... За земельный участок на <адрес> налогоплательщику выставлено к уплате .... При расчете указанной суммы, налоговым органом использовались данные ГКН о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на <дата> в размере ... и налоговая ставка в размере 1,5 % за 12 месяцев пользования объектом. В июле 2013 года в ГКН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка ответчицы, в связи с чем на <дата> земельный налог исчислен в меньшем размере, а именно ... за 12 месяцев, с применением пониженной ставки 0,1% и кадастровой стоимостью по данным учета на начало нового периода в размере ... Изменение вида разрешенного использования земельного участка влияет как на размер ставки, так и на изменение кадастровой стоимости земли, а в силу п.1 ст.391 НК РФ налоговая база не может меняться для целей налогообложения в течение налогового периода. Тем самым, у ИФНС нет правовых оснований рассчитывать налог за землю за 2013 год с учетом данных об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Административный ответчик ФИО1 ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Будучи ранее опрошенной судом поясняла, что иск не признает, задолженности по налогам не имеет. Земельный налог за 2013 год по земельному участку на <адрес> ею уплачен <дата> в сумме ..., вместо начисленных ИФНС .... С расчетом ИФНС не согласна, так как в <дата> в ГКН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в связи с чем с <дата> при расчете налога должна применяться пониженная ставка 0,1%, а не 1,5% как исчислено ИФНС; главой 31 НК РФ не установлены какие-либо ограничения на изменение в течение налогового периода налоговых ставок для исчисления земельного налога.

Выслушав стороны, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии со статьями 388 - 390 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу пунктов 1, 2 и 6 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Судом установлено, что с <дата> ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. На указанную дату вид разрешенного использования земельного участка предусматривал использование его для эксплуатации нежилых помещений.

В последующем, вид разрешенного использования земельного участка - для эксплуатации нежилых помещений был изменен на иной - для многоквартирного жилого дома и соответствующие изменения внесены в данные государственного кадастра недвижимости <дата>.

Налоговым уведомлением ИФНС сообщило ФИО1 о необходимости в срок до <дата> уплатить земельный налог <дата> на вышеуказанный земельный участок в сумме ..., исходя из налоговой базы ... и налоговой ставки 1,5% ( ... (налоговая база(кадастровая стоимость) х1/1 ( доля в праве собственности) х <дата> ( налоговая ставка)... ( количество месяцев пользования объектом=...).

ФИО1 самостоятельно исчислила налог за землю <дата> в сумме ... и уплатила его в ноября 2014 <адрес> этом, период с 1 января по <дата>, всего за 7 месяцев, налог исчислен аналогично расчетам ИФНС, т.е. с применением налоговой базы ... и налоговой ставки 1,5%, в размере ..., а последующие пять месяцев ( с <дата>) с применением пониженной ставки 0,1 % и прежней кадастровой стоимостью ... - на сумму ....

Таким образом, между сторонами имеется спор о размере налогового платежа и возможности его корректировки в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в налоговом периоде.

Согласно позиции налогового органа изменение вида разрешенного использования в течение налогового периода не является основанием для применения ставки земельного налога, соответствующей измененному виду разрешенного использования земельного участка. Ставка в размере 0,1 процента в отношении земельного участка принадлежащего ФИО1 будет применена при начислении налога <дата> и таковой составит к уплате в <дата> сумму ... из расчета ... ( кадастровая стоимость) х0,1% ( налоговая ставка) х 12 ( количество месяцев)/12. При этом, оснований для перерасчета налога, либо его возврата как излишне уплаченного в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода, законом не предусмотрено. Поскольку вид разрешенного использования земельного участка на <дата> изменен не был, то оснований для применения в <дата> ставки земельного налога 0,1 процента не имеется.

Вместе с тем, с указанной позицией суд не может согласиться ввиду следующего.

Статьей 389 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

В силу ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено общее правило, согласно которому сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Пункт 12 ст. 396 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ) предусматривал, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, включая налоговую ставку.

Налоговым законодательством не урегулирован вопрос о механизме начисления земельного налога в случае изменения целевого назначения земельного участка (вида разрешенного использования земельного участка), влекущего за собой изменение налоговой ставки, которое имело место в течение налогового периода.

Вместе с тем, согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6); все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)(п. 7); налоги и сборы должны иметь экономическое основание( п.3).

Исходя из положений ст. 394 НК РФ налоговая ставка для земельных участков, занятых жилищным фондом, не может превышать 0,3 процента.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в связи с изменением вида разрешенного использования, земельный участок ФИО1, с июля 2013 года отнесен к земельным участкам, занятым многоквартирными жилыми домами, земельный налог в отношении него подлежит исчислению с применением налоговой ставки 0,1 процента в силу решения Думы <адрес> от <дата> (в редакции от <дата>), вместе с тем, налоговый орган настаивает на применении ставки 1,5 процента к данному земельному участку что, по мнению суда, с учетом фактических обстоятельств дела, является необоснованным.

В налоговом уведомлении на уплату земельного налога <дата> ФИО1 было разъяснено, что при наличии неверных данных об объекте недвижимости, она может сообщить об этом налоговому органу. Факт изменения вида разрешенного использования земельного участка установлен, сведения об этом изменении внесены в данные кадастрового учета.

Учитывая изменение вида разрешенного использования земельного налога, налогоплательщик вправе требовать перерасчета суммы земельного налога за период времени, начиная с момента принятия решения о таком изменении, исходя из ставки земельного налога, соответствующей измененному виду разрешенного использования. Отсутствие в гл. 31 НК РФ нормы, регулирующей определение базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику при улучшении его положения исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования, что ФИО1 и сделано при этом, не нарушено главное правило - при расчете суммы налога учитывается кадастровая стоимость на <дата>.

Следует отметить, что Минфин России в своем письме от <дата> (направлено для сведения и руководства в работе ФНС России Письмом от <дата> принимая во внимание Постановление Президиума ВАС РФ от <дата>, указывает, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента аналогично коэффициенту, установленному в п. 7 ст. 396 НК РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что земельный налог ФИО1 уплачен в полном объеме, в связи с чем требования налогового органа не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.179- 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Костроме к ФИО1 ФИО7 о взыскании задолженности по налоговым платежам, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде в Костромской областной суд через суд вынесший решение.

Судья -