НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 31.05.2022 № 2А-1332/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2022 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Латыпова Р.Р., при ведении протокола секретарем судебного заседания Арсентьевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №38RS0036-01-2022-000253-70 (2а-1332/2022) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 22 по Иркутской области к Кондротову М.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная ИФНС России №22 по Иркутской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Кондратову М.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени.

В основание административного иска административный истец указал, что административный ответчик состоит на учете в Межрайонной ИФНС России по .

Кондратову М.А. в 2019 году на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: (условный) , период владения с по настоящее время, в связи с несвоевременной оплатой налога на имущество физических лиц ему начислены пени за 2015-2019 годы, а также ему начислены пени за несвоевременную оплату транспортного налога за 2014-2017 годы.

Поскольку в нарушение требований статей 400, 401, 402, 404, 406 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога, в его адрес направлено требование об оплате задолженности по налогам и пени в срок до .

Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам, пени, который был вынесен , и отменен определением мирового судьи от , в связи с поступлением от административного ответчика возражений относительно его исполнения.

В связи с чем административный истец просит суд (с учетом изменения размера административных исковых требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)) взыскать с Кондратова М.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 4 382 рублей, пени за несвоевременную оплату налога на имущество физических лиц за 2015-2019 годы в размере 8 580,81 рублей, пени за несвоевременную оплату транспортного налога за 2015-2017 годы в размере 3 512,95 рублей.

Представитель административного истца не явился в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом в соответствии со статьёй 96 КАС РФ, просит о проведении судебного разбирательства в их отсутствие.

Административный ответчик Кондратов М.А. не явился в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом в соответствии со статьями 96, 97, 98 КАС РФ путем направления судебной повестки по месту жительства (с учетом ответа ОАСР УВМ ГУ МВД России по Иркутской области от 10.02.2022 (л.д. 111) по адресу: , заказным письмом с уведомлением о вручении, которая ему доставлена (л.д. 142), что является его надлежащим извещением, о причинах неявки суду не сообщил, о проведении судебного разбирательства в его отсутствие не просил.

Суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие сторон, их представителей в соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ, поскольку их явка в суд не является и не признана судом обязательной.

Суд, исследовав материалы дела, материалы административных дел №2а-3342/2021, №2а-4207/2020, 2а-995/2019, 2а-3787/2018, 2а-647/2017, приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению полностью.

В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями статьи 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: квартира, комната, гараж, иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании пункта 2 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Поскольку в Иркутской области в 2019 году не было принято решение о введении единой даты начала применения на территории Иркутской области порядка определения налоговой базы от кадастровой стоимости, налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости.

Решением Думы г. Иркутска от 31.08.2005 №004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска» (в редакции, действующей в 2019 году), ставки налога на имущество физических лиц, расположенное на территории города Иркутска, устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), и вида объектов налогообложения: для квартир стоимостью свыше 2 000 000 (включительно) рублей - 0,5%.

На основании пунктов 1, 2, 3, 4 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В судебном заседании установлено, что Кондратову М.А. на праве собственности с по настоящее время принадлежит квартира, расположенная по адресу: , кадастровый (условный) , в связи с чем он обязан уплатить налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 33 262 рублей (4 382 451 рублей (инвентаризационная стоимость) х 1, 518 (коэффициент-дефлятор, установленный приказом Минэкономразвития России от 30.10.2018 N 595) х 0,5% х 12/12 месяцев).

Вместе с тем налоговый орган, определяя размер налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, в уведомлениях, требованиях не умножал стоимость объекта налогообложения на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект), а также не верно определил ставку налога, подлежащую применению при расчете налога, в связи с чем налоговый орган просит суд взыскать с административного ответчика налог на имущество физических лиц (с учетом пункта 6 статьи 52 НК РФ) в размере 4 382 рублей (4 382 451 рублей (инвентаризационная стоимость) х 0,1% х 12/12 месяцев).

В связи с чем суд, руководствуясь частью 1 статьи 178 КАС РФ, принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, поскольку иное ухудшает положение налогоплательщика, у которого не возникла обязанность по уплате налога в размере, превышающем 33 262 рублей, так как налоговый орган не направлял налогоплательщику налоговое уведомление, требование об оплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 33 262 рублей, доказательств иного административным истцом не представлено.

Пунктом 2 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 52 НК РФ (в редакции, действующей на момент отправления уведомлений) в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

В судебном заседании установлено, что налоговым органом административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (л.д.15-17).

Налогоплательщик в силу пункта 6 статьи 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Так как в установленный законом срок налогоплательщик не произвел уплату налога на имущество физических лиц за 2019 год налоговым органом в соответствии со статьёй 75 НК РФ начислены пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2019 год за период с по в размере 11,79 рублей.

Суд, проверив расчет начисленной пени, полагает его арифметически верным, рассчитанным в соответствии с требованиями законодательства.

Суд, рассмотрев требование налогового органа о взыскании пени за несвоевременную оплату налога на имущество физических лиц за 2015-2019 годы, пени за несвоевременную оплату транспортного налога за 2015-2017 годы полагает их подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Задолженность по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2015 год взыскана с административного ответчика на основании судебного приказа а-647/2017 от , который отменен определением мирового судьи от ( том 2 л.д. 24).

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 30.01.2019 (вступившим в законную силу 07.03.2019) по административному делу №2а-315/2019 с административного ответчика взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 5 064 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 13 876 рублей ( том 2 л.д. 41).

Оплата задолженности по транспортному налогу произведена в ходе исполнительного производства , по налогу на имущество физических лиц .

Суд, проверив начисление пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с по в размере 4 508,91 рублей, по транспортному налогу за 2015 год за период с по в размере 1 676,74 рублей, находит арифметически верным, иного расчета административным ответчиком не представлено.

Задолженность по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2016 год взыскана с административного ответчика на основании судебного приказа №2а-3787/2018 от , который отменен определением мирового судьи от (л.д. 194).

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 11.06.2019 (вступившим в законную силу ) по административному делу №2а-2451/2019 с административного ответчика взыскана задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 5 310 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 16 078 рублей (том 2 л.д. 40).

Оплата задолженности по транспортному налогу не произведена, по налогу на имущество физических лиц произведена в ходе исполнительного производства.

Суд, проверив начисление пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с по в размере 3 545,03 рублей, по транспортному налогу за 2016 год за период с по в размере 1 260,71 рублей, находит арифметически верным, иного расчета административным ответчиком не представлено.

Задолженность по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2017 год взыскана с административного ответчика на основании судебного приказа №2а-995/2019 от , который отменен определением мирового судьи от (л.д. 167).

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 15.01.2020 (вступившим в законную силу 18.02.2020) по административному делу №2а-382/2020 с административного ответчика взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 3 575 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 17 239 рублей (том 2 л.д. 39).

Оплата задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц не произведена.

Суд, проверив начисление пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с по в размере 224,51 рублей, по транспортному налогу за 2017 год за период с по в размере 575,50 рублей, находит арифметически верным, иного расчета административным ответчиком не представлено.

Задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год взыскана с административного ответчика на основании судебного приказа №2а-4207/2020 от , который отменен определением мирового судьи от (л.д. 218).

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 05.08.2021 (вступившим в законную силу 27.09.2021) по административному делу №2а-3095/2021 с административного ответчика взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 8 764 рублей (том 2 л.д. 38).

Оплата задолженности по налогу на имущество физических лиц не произведена.

Суд, проверив начисление пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с по в размере 224,51 рублей, находит арифметически верным, иного расчета административным ответчиком не представлено.

В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2019 год, пени по транспортному налогу за 2015-2017 годы, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016-2019 годы налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ налогоплательщику посредством личного кабинета налогоплательщика направлены требования от , от об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год, пени по транспортному налогу за 2015-2017 годы, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015-2019 годы, которыми установлен срок для добровольного погашения имеющейся задолженности по налогам, пени до и до соответственно (л.д. 12-13, 18-19).

Неуплата административным ответчиком недоимки по налогу на имущество физических лиц в срок, указанный в требованиях, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у налогоплательщика задолженности.

В соответствии с абзацами третьим, четвертым пункта 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требований об уплате налога, пени налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 70-71).

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №15 Свердловского района г. Иркутска от 16.08.2021 №2а-3342/2021 с Кондратова М.А. в пользу ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска (правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России №22 по Иркутской области) взыскана задолженность по налогам, пени (л.д. 99).

Определением и.о. мирового судьи судебного участка №15 Свердловского района г. Иркутска от 20.08.2021 судебный приказ №2а-3342/2021 отменен в связи с поступлением возражений от административного ответчика (л.д. 50, 102), после чего 18.01.2022 налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском (л.д. 54).

В судебном заседании установлено, что положения специальных норм налогового законодательства, устанавливающих срок предъявления налоговым органом административных исковых требований о взыскании недоимки в суд течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, когда такая сумма налогов, пеней не превысила 10 000 рублей (статьи 6.1, 48 НК РФ) налоговым органом соблюдены, административное исковое заявление подано в суд , в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа (), то есть в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ.

Таким образом, руководствуясь требованиями статьи 57 Конституции Российской Федерации, статей 3, 19, 23, 44, 48, 52, 57, 58, 69, 70, 75, 399, 400, 401, 402, 403, 404, 406, 409 НК РФ, Приложения к решению Думы от , оценивая представленные доказательства, установив фактические обстоятельства дела, поскольку доказательств исполнения обязанности по уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, оплате задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2015-2019 годы в установленный в требованиях срок административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России по к Кондратову М.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 4 382 рублей, пени по налогу на имущество за 2015-2019 годы в размере 8 600,09 рублей, пени по транспортному налогу за 2015-2017 годы в размере 3 512, 95 рублей являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению полностью.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, пунктом 6 статьи 52, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, статьями 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования города Иркутска, от уплаты которой при подаче иска был освобожден административный истец в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, в размере 660 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 298 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №22 по Иркутской области удовлетворить.

Взыскать с Кондротову М.А. ( года рождения, уроженец , ИНН ...., зарегистрирован по месту жительства по адресу: А, ) в пользу Межрайонной ИФНС России №22 по Иркутской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 4 382 (четыре тысячи триста восемьдесят два) рубля, пени по налогу на имущество за 2015-2019 годы в размере 8 600 рублей 30 копеек (восемь тысяч шестьсот рублей тридцать копеек), пени по транспортному налогу за 2015-2017 годы в размере 3 512 рублей 95 копеек (три тысячи пятьсот двенадцать рублей девяносто пять копеек), всего взыскать 16 495 рублей 04 копейки (шестнадцать тысяч четыреста девяносто пять рублей четыре копейки).

Взыскать с Кондротову М.А. государственную пошлину в бюджет муниципального образования города Иркутска в размере 660 (шестьсот шестьдесят) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Р.Р. Латыпов

Решение суда в окончательной форме принято 16 июня 2022 года.