НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 26.07.2023 № 2-3441/2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2023 года Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе председательствующего судьи Новоселецкой Е.И.

при секретаре Горячкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2023-003368-53 (2-3441/2023) по иску ГУ МВД России по Иркутской области к Аъзамову Зокиру Иномджоновичу о взыскании затрат понесенных в связи с выплатой единовременного пособия,

У С Т А Н О В И Л:

ГУ МВД России по Иркутской области обратилось в суд с иском к Аъзамову З.И. о взыскании затрат понесенных в связи с выплатой единовременного пособия на обустройство. В качестве оснований иска указано, что гражданин <адрес обезличен> Аъзамов З.И. обратился в представительство МВД России в <адрес обезличен> с заявлением об участии в Государственной программе показанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и получении на территории РФ свидетельства участника Государственной программы.

<Дата обезличена> ГУ МВД России по Иркутской области принято решение <Номер обезличен> о выдаче Аъзамову З.И. свидетельства участника Государственной программы, включая членов семьи ФИО5 (жена), ФИО6 (сын), ФИО7 (сын), ФИО7 (дочь) и выдано свидетельство участника Государственной программы серия СС <Номер обезличен> срок м действия с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Аъзамов З.И. прибыл на территорию РФ с одним членом семьи ФИО5 (жена), поставлены на миграционный учет, как участники Государственной программы отделением 3 ОВМ МУ МВД России «Иркутское» <Дата обезличена>.

Аъзамов З.И. как участник Государственной программы переселяющихся в Российскую Федерацию на территорию приоритетного заселения с территории иностранного государства имел право на получение пособия в размере 150 000 рублей и 70 000 рублей на члена семьи.

Аъзамов З.И. подал заявление о выплате ему пособия на обустройство в размере 150 00 рубле и члену семьи в размере 70 00 рублей

<Дата обезличена> принято решение <Номер обезличен> (р) о выплате ответчику пособия на обустройство в размере 150 000 рублей и члену его семьи 70 000 рублей.

Также ответчик подал заявление о выплате компенсации расходов на оплату госпошлины за оформление документов определяющих статус переселенцев ему и члену его семьи.

<Дата обезличена> принято решение о выплате ответчику расходов на оплату госпошлины за оформление документов определяющих правовой статус переселенцев участника Госпрограммы и члена его семьи в размере 15 606,96 рублей.

<Дата обезличена> принято решение <Номер обезличен> о выплате компенсации расходов на оплату проезда к будущему месту проживания участника Госпрограммы Аъзамову З.И. и члену его семьи в размере 35 116,22 рублей.

Указанные денежные средства были перечислены Аъзамову З.И..

По учетам ИБД-Федерация установлено, что Аъзамов З.И. убыл за пределы Российской Федерации <Дата обезличена>, член его семьи ФИО5 убыла с территории РФ <Дата обезличена>. Данный факт также подтверждается объяснениями ФИО8 собственника жилого помещения в котором ранее проживал Аъзамов З.И. с членом семьи.

В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика затраты понесенные в связи с выплатой ему и члену его семь единовременного пособия на обустройство, компенсации расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации. Компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания в размере 270 723,18 рублей.

Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя истца.

Ответчик Аъзамов З.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В соответствии со ст. 10 ГК Российской Федерации, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Добросовестное пользование процессуальными правами отнесено к условиям реализации одного из основных принципов гражданского процесса - принципа состязательности и равноправия сторон.

Суд предпринял все необходимые меры для своевременного извещения ответчика о времени и месте судебного заседания. Однако, в нарушение ст. 35 ГПК РФ, ответчик не получает почтовую корреспонденцию без уважительных причин.

В силу ст.233 ГПК РФ В случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

В силу ст.234 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики установлены Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее по тексту - Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ).

Понятие соотечественник определено статьей 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ, согласно которой соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (пункт 1). Соотечественниками за рубежом (далее - соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации (пункт 2). Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3).

Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ).

Закрепляя, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (статья 13.1), указанный Федеральный закон относит к полномочиям Российской Федерации в области отношений с соотечественниками принятие федеральных целевых и федеральных программ, а определение основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников - к полномочиям Президента Российской Федерации (статьи 14 и 19).

В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее по тексту - Государственная программа).

В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" координатором Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определено Министерство внутренних дел Российской Федерации, с наделением его полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере.

В соответствии с пунктом 17 Государственной программы решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Федеральной миграционной службы по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

Участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца сроком на три года. По истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы (пункт 18 Государственной программы).

В пункте 20 Государственной программы предусмотрено, что участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе: а) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей в соответствии с разделом VII Государственной программы; б) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, а также на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание; в) на получение за счет средств федерального бюджета подъемных; г) на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев). Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Пунктом 29 Государственной программы предусмотрено, что аннулирование свидетельства участника Государственной программы, добровольный отказ от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы, а также выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через тригода со дня въезда на территорию Российской Федерации влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией транспортных расходов, а также расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 31 Государственной программы в целях создания благоприятных условий для осознанной реализации соотечественниками права на добровольное переселение в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы им должна быть предоставлена полная информация: а) о содержании Государственной программы, условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах участников Государственной программы; б) о мерах социальной поддержки, в том числе установленных для отдельных категорий граждан, медицинском обеспечении, жилищном обустройстве, размерах предоставляемых гарантий и компенсаций; в) о возможности ведения предпринимательской деятельности и о мерах ее государственной поддержки в Российской Федерации, о программах поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства, реализуемых в субъектах Российской Федерации; г) о территориях вселения, где для потенциальных участников Государственной программы в соответствии с их специальностью и квалификацией имеются наиболее благоприятные возможности приложения их труда; д) о возможностях трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей на территории вселения; е) о возможностях получения (продолжения) общего образования, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также профессиональной подготовки и дополнительного образования.

Для реализации пункта 31 Государственной программы ее координатором совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации формируется официальный информационный пакет о Государственной программе, комплекты информационных материалов о проектах переселения. Координатор Государственной программы размещает данную информацию в полном объеме в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на соответствующих информационных ресурсах, а также обеспечивает издание и распространение буклетов и брошюр (пункт 32 Государственной программы).

Согласно пункту 48 Государственной программы участники Государственной программы осуществляют добровольный выбор территории вселения с учетом предоставляемых в рамках Государственной программы и региональных программ переселения гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания.

В пункте 62 Государственной программы установлено, что в целях информационно-аналитического обеспечения управления реализацией Государственной программы координатор Государственной программы: а) осуществляет поддержку и наполнение единого централизованного информационного ресурса (банка данных), в котором отражается информация о каждом участнике Государственной программы и членах его семьи на каждой из стадий переселения (подача заявления, получение свидетельства участника Государственной программы, пересечение государственной границы Российской Федерации, прибытие на территорию вселения, получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства Российской Федерации), а также о выплаченных компенсациях; б) формирует и распространяет официальный информационный пакет о Государственной программе, в том числе путем сопровождения и обновления соответствующего сайта в сети "Интернет"; в) организует и проводит в субъектах Российской Федерации мониторинг реализации Государственной программы.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" Правительством Российской Федерации постановлением от 25 июня 2007 г. N 403 утверждено Положение об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию.

В пункте 1 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию, установлено, что настоящее Положение определяет условия и порядок работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию в рамках и на условиях, предусмотренных Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

В целях создания благоприятных условий для реализации соотечественниками права на добровольное переселение в Российскую Федерацию в рамках и на условиях, предусмотренных Государственной программой, Федеральная миграционная служба формирует официальный информационный пакет, содержащий сведения о Государственной программе, иные информационные материалы, касающиеся Государственной программы (пункт 2 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию).

Согласно пункту 3 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию распространение информационных материалов и доведение до сведения заинтересованных потенциальных участников Государственной программы информации, касающейся участия в ней, осуществляют представительства или представители Федеральной миграционной службы за рубежом и представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству - российские центры науки и культуры за рубежом или представители Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в составе дипломатических представительств Российской Федерации (далее - представительства или представители Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству), а также временные группы, создаваемые из числа специалистов Федеральной миграционной службы, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации (далее - временные группы). В случае отсутствия представительств или представителей Федеральной миграционной службы за рубежом, представительств или представителей Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, а также временных групп осуществление указанных функций возлагается на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Уполномоченные органы и временные группы осуществляют учет соотечественников, разъяснение содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействие соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовку их регистрации в качестве участников Государственной программы, прием заявлений об участии в Государственной программе, выдачу свидетельства участника Государственной программы (далее - свидетельство) и проведение иных мероприятий, обеспечивающих переселение соотечественников в Российскую Федерацию (пункт 6 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию).

Согласно пункту 10 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию при обращении соотечественника в уполномоченный орган по вопросу об участии в Государственной программе ему в соответствии с Государственной программой и с учетом положений региональных программ переселения предоставляется информация: а) о содержании Государственной программы, условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах участников Государственной программы; б) о мерах социальной поддержки, в том числе установленных для отдельных категорий граждан, медицинском обеспечении, жилищном обустройстве, размерах предоставляемых гарантий и компенсаций; в) о возможности ведения предпринимательской деятельности и мерах ее государственной поддержки в Российской Федерации, о программах поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства, реализуемых в субъектах Российской Федерации; г) о территориях вселения, где для потенциальных участников Государственной программы в соответствии с их специальностью и квалификацией имеются наиболее благоприятные возможности приложения их труда; д) о возможностях трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей на территории вселения; е) о возможности получения (продолжения) общего образования, профессионального образования, а также профессионального обучения и дополнительного образования.

Пунктом 13 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию установлено, что для получения свидетельства соотечественник (далее - заявитель) представляет в уполномоченный орган: заявление, заполненное на русском языке по установленной Правительством Российской Федерации форме; копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, копии документов о семейном положении заявителя и членов его семьи с предъявлением оригиналов этих документов; 2 фотографии заявителя в черно-белом или цветном исполнении размером 35 x 45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора; копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, его профессиональные навыки и умения (если такие имеются).

Уполномоченный орган направляет в порядке, определенном Федеральной миграционной службой, информацию о потенциальном участнике Государственной программы в территориальный орган Федеральной миграционной службы и в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию региональной программы переселения на выбранной соотечественником территории вселения, для организации рассмотрения информации и принятия решения о том, что предусмотренные Государственной программой основания для отказа соотечественнику в выдаче свидетельства отсутствуют (пункт 19 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию).

Заявление и прилагаемые к нему документы в течение 3 рабочих дней формируются уполномоченным органом в дело, которому присваивается регистрационный номер. Заявителю выдается справка о приеме заявления к рассмотрению с указанием срока его рассмотрения (пункт 20 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию).

При отсутствии препятствий для участия в Государственной программе уполномоченный орган уведомляет об этом заявителя (пункт 22 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию).

В пункте 29 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию предусмотрено, что информация о каждом участнике Государственной программы и членах его семьи на каждой из стадий переселения (подача заявления, пересечение государственной границы Российской Федерации, прибытие на территорию вселения, получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства Российской Федерации), а также о предоставленных им государственных гарантиях и социальной поддержке в порядке, определенном Федеральной миграционной службой, заносится в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Порядок назначения и выплаты подъемных участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен Правилами выплаты подъемных участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 270 (в редакции от 15 июня 2016 г.) (далее по тексту - Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, пособие выплачивается в следующие 2 этапа: а) первый этап - после прибытия на территорию приоритетного заселения и постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства; б) второй этап - по истечении 18 месяцев со дня постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства на территории приоритетного заселения и фактического проживания на ней в течение указанного периода в качестве участника Государственной программы или члена его семьи.

Участнику Государственной программы и (или) членам его семьи, переселяющимся в Российскую Федерацию на территорию приоритетного заселения с территории иностранного государства, пособие выплачивается в следующих размерах: на первом этапе - 150 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 70 тыс. рублей членам его семьи; на втором этапе - 90 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 50 тыс. рублей членам его семьи (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 7 Правил участникам Государственной программы и (или) членам их семей, указанным в пункте 6 и абзаце третьем пункта 6(1) настоящих Правил, пособие выплачивается после прибытия на территорию вселения и постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что для получения пособия участник Государственной программы подает в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту постановки на учет в качестве участника Государственной программы заявление о выплате ему и (или) членам его семьи пособия (на русском языке) (далее - заявление). В заявлении в том числе указываются реквизиты счета, открытого получателем пособия в кредитной организации. Вместе с заявлением представляется свидетельство участника Государственной программы и документы, удостоверяющие личность участника Государственной программы и личность членов его семьи. Заявление представляется участником Государственной программы лично. Датой подачи заявления считается дата его регистрации в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту постановки на учет в качестве участника Государственной программы. В случае если участник Государственной программы не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы через его законного представителя. В этом случае подлинность подписи участника Государственной программы должна быть нотариально заверена. Форма заявления и порядок его рассмотрения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Решение о выплате участнику Государственной программы и (или) членам его семьи пособия принимается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 15 дней со дня подачи участником Государственной программы заявления (пункт 11 Правил).

В соответствии с пунктом 15 Правил территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 29 Государственной программы, в течение 3 рабочих дней со дня их наступления уведомляет получателя пособия о необходимости возмещения понесенных государством затрат, связанных с выплатой пособия. Возврат ранее выплаченных денежных средств осуществляется путем перечисления их в федеральный бюджет в срок, не превышающий 90 дней со дня наступления таких случаев. В случае если получатель пособия не возвратил указанные денежные средства в установленный срок, пособие взыскивается с него территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации в судебном порядке.

Из приведенных положений следует, что предоставление участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, государственных гарантий и социальной поддержки является государственной финансовой поддержкой, предоставляемой при добровольном переселении в Российскую Федерацию. Обязанности по реализации государственных гарантий и социальной поддержки в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, возложены на МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в рамках исполнения которых указанные органы в целях создания благоприятных условий для осознанной реализации соотечественниками права на добровольное переселение в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы предоставляют полную информацию в том числе о содержании Государственной программы, условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах участников Государственной программы, о мерах социальной поддержки и о порядке их реализации и т.д.

Как следует из материалов дела судами и следует из материалов дела, <Дата обезличена> гражданин <адрес обезличен> Аъзамов З.И. обратился в Консульский отдел Посольства Российской Федерации в Таджикистане с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и получении на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы.

<Дата обезличена> начальником ГУ МВД России по Иркутской области утверждено решение <Номер обезличен> о выдаче Аъзамов З.И. свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, включая членов его семьи: ФИО5 (жена), ФИО6 (сын), ФИО7 (сын), ФИО7 (дочь).

<Дата обезличена> Аъзамову З.И. выдано свидетельство участника Государственной программы серия СС <Номер обезличен> срок м действия с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, субъект Российской Федерации, выбранный для постоянного проживания - Иркутская область.

05.12.2021начальником отделения № 3 ОВМ МУ МВД России "Иркутское" в выданном Аъзамову З.И. свидетельстве проставлена отметка о регистрации участника программы в территориальном органе Федеральной миграционной службы.

<Дата обезличена> Аъзамов З.И. обратился к руководителю (начальнику) УВМ ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о выплате пособия на обустройство участника Государственной программы, <Дата обезличена>- с заявлениями о выплате участнику Государственной программы и членам его семьи компенсации за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания.

Согласно протоколу 53 заседания комиссии по рассмотрению и принятию решения о выплатах участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом, членам их семей, утвержденного начальником ГУ МВД России по Иркутской области <Дата обезличена>, принято решение выплатить пособие на обустройство участнику Государственной программы Аъзамову З.И. и члену его семьи в размере 220 000 рублей.

В соответствии с протоколом № 18 заседания комиссии по рассмотрению и принятию решения о выплатах участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом, членам их семей, утвержденного начальником ГУ МВД России по Иркутской области <Дата обезличена>, принято решение выплатить участнику Государственной программы Аъзамову З.И. и члену его семьи компенсацию расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев, в размере 15 606,96 рублей.

Согласно протоколу <Номер обезличен> заседания комиссии по рассмотрению и принятию решения о выплатах участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом, членам их семей., утвержденного начальником ГУ МВД России по Иркутской области <Дата обезличена>, принято решение выплатить участнику Государственной программы Аъзамову З.И. и члену его семьи компенсацию расходов на переезд к будущему месту проживания в размере 35 116,22 рублей.

Платежными поручениями от <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена> ГУ МВД России по Иркутской области Аъзамову З.И. перечислены денежные средства в общем размере 270 723,18 рублей.

По учетам ИБД-Федерация установлено, что Аъзамов З.И. убыл за пределы Российской Федерации <Дата обезличена>, член его семьи ФИО5 убыла с территории РФ <Дата обезличена>.

Как следует из объяснений ФИО8 собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, ФИО5 в <Дата обезличена> года, а Аъзамов З.И. <Дата обезличена> осуществили выезд из РФ на территорию Республики Таджикистан, где проживают по настоящее время.

<Дата обезличена> в адрес Аъзамова З.И. направлено уведомление о необходимости возмещения затрат, связанных с выплатой единовременного пособия и компенсации расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания в размере 270 723,18 рублей.

Таким образом, судом установлено, что Аъзамов З.И. и член его семьи на территории Иркутской области проживали в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, то есть менее предусмотренных законом трех лет, суд приходит к выводу о возникновении у Аъзамова З.И., как участника программы, совершившего выезд из Иркутской области ранее трехлетнего срока, обязанности по возврату понесенных государством затрат в размере 270 723,18 рублей.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального бюджета государственная пошлина в размере 5 907,23 руб., рассчитанная в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233, 234 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ГУ МВД России по Иркутской области удовлетворить.

Взыскать с Аъзамова Зокира Иномджоновича (<Дата обезличена> года рождения) в пользу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области затраты понесенные в связи с выплатой ему и члену его семьи единовременного пособия на обустройство, компенсации расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания в размере 270 723,18 рублей.

Взыскать с Аъзамова Зокира Иномджоновича государственную пошлину в муниципальный бюджет города Иркутска в размере 5 907,23 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья: Е.И.Новоселецкая

Решение изготовлено в окончательной форме 02.08.2023