РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2020 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Галата С.В.,
при помощнике судьи Шептуновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0036-01-2020-002246-73 (2а-2289/2020) по административному исковому заявлению ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска (далее также – Инспекция, налоговая инспекция) обратилась в Свердловский районный суд г. Иркутска с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени, указав в обоснование иска следующее.
ФИО2 в 2016 году владела на праве собственности недвижимым имуществом:
квартирой, расположенной по адресу: <адрес обезличен> (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время);
квартирой, расположенной по адресу: <адрес обезличен> в 143 (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время).
В соответствии со ст.ст. 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Решением Думы г. Иркутска от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об установлении и введение в действие некоторых налогов на территории г. Иркутска» физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения - жилые дома, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, должны уплачивать налог на имущество.
Согласно п. 1 ст. 409 Налогового кодекса срок уплаты налога на имущество физических лиц - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 402 Налогового кодекса налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 Налогового кодекса.
В силу п. 2 ст. 402 Налогового кодекса налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 ст. 402 Налогового кодекса, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 ст. 402 Налогового кодекса.
Инспекция поясняет, что поскольку в Иркутской области не принято решение о введении единой даты начала применения на территории Иркутской области порядка определения налоговой базы от кадастровой стоимости, налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости.
Согласно ст. 404 Налогового кодекса, налоговая база для начисления налога на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента - дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до <Дата обезличена>.
В соответствии п. 4 ст. 406 Налогового кодекса, в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент - дефлятор инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности, расположенных в пределах одного муниципального образования.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 «Об
установлении коэффициентов - дефляторов на 2016 год» коэффициент - дефлятор необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса равен 1,329.
На основании Решения Думы г. Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска», вступило в силу 01.01.2006 (далее - Решение Думы) с изменениями и дополнениями, ставки налога на имущество физических лиц, расположенного на территории города Иркутска устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент - дефлятор.
Инвентаризационная стоимость имущества согласно сведениям, представленным МУП Бюро технической инвентаризации г. Иркутска: в отношении квартиры расположенной по адресу: <адрес обезличен>, по состоянию на <Дата обезличена> составляет 1 383 060 рублей; в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, по состоянию на <Дата обезличена> составляет 924 095 рублей.
Инвентаризационная стоимость имущества с учетом коэффициента-дефлятора по состоянию на <Дата обезличена> составляет: квартира, <адрес обезличен> - 1 838 086 руб. (1 383 060*1,329); квартира, <адрес обезличен> - 1 228 122 руб. (924 095*1,329).
Общая суммарная инвентаризационная стоимость объектов составляет 3 066 208 рублей.
Таким образом, при расчете налога на имущество физических лиц за 2016 год исходя из суммарной инвентаризационной стоимости имущества, применена ставка в размере 0,50%, установленная Решением Думы.
Таким образом налога на имущество- квартиру расположенную по адресу: <адрес обезличен> за <Дата обезличена> год составляет 765 рублей, налог на квартру расположенную по адресу: <адрес обезличен> составляет 512 рублей. Всего налог на имущество ФИО2 за 2016 год составляет 1 277 рублей.
Согласно карточке расчетов с бюджетом у ФИО2 ранее имелась переплата по налогу на имущество физических лиц в размере 14 рублей и задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год (с учетом переплаты) составила 1 263 рубля.
В связи с тем, что ФИО2 с <Дата обезличена> является пенсионером, Инспекцией налогоплательщику за 2016 год предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц на два объекта, расположенные по адресам: <адрес обезличен> в размере 8 425 рублей; <адрес обезличен> в размере 5 629 рублей.
Итого сумма к уплате составляла 1263 рубля за два вышеперечисленных объекта, что отражено в налоговом уведомлении от <Дата обезличена><Номер обезличен>.
<Дата обезличена>ФИО2 по данному налоговому уведомлению уплачена сумма налога на имущество физических лиц в размере 1 263 рублей.
Однако при проведении проверки установлено, что что льгота на объект, расположенный по адресу: <адрес обезличен> в размере 5 629 рублей предоставлена Инспекцией ошибочно.
В соответствии с. п. п. 10 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
В силу п. 2 ст. 407 Налогового кодекса налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Согласно п. 3 ст. 407 Налогового кодекса при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Инспекцией выявлено неправомерное предоставление льготы по налогу на имущество физических лиц за 2016 год одновременно по двум объектам, что законодательством не предусмотрено.
<Дата обезличена> Инспекцией произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016 год по объекту: <адрес обезличен>, доначислена сумма по указанному налогу в размере 5 629 рублей.
В соответствии с п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 15 Налогового кодекса, осуществляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено п. 2.1. ст. 52 Налогового кодекса.
При этом согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Налоговым органом сформировано налоговое уведомление от <Дата обезличена><Номер обезличен>, которое направлено в адрес ФИО2<Дата обезличена> на сумму 5 629 рублей и срок уплаты налог на имущество физических лиц установлен до <Дата обезличена>, т.е. в срок, не превышающий 30 дней до срока наступления платежа.
Таким образом ФИО2 надлежало уплатить налог на имущество физических лиц- квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен> в размере 5 629 рублей.
На основании ст. 52 Налогового кодекса налогоплательщику направлено налоговое уведомление от <Дата обезличена><Номер обезличен>, которым сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2016 год в срок, установленный законодательством, до <Дата обезличена>.
В связи с неуплатой налога в указанный срок, на основании ст. 75 Налогового кодекса начисляются пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, поскольку обязанность по уплате налога ФИО2 в срок указанный в уведомлении не исполнена, в соответствии со ст. 75 НК РФ Инспекцией начислены пени в размере 82,89 рубля и согласно положениям ст.ст. 32, 69, 70 Налогового кодекса РФ, Инспекцией налогоплательщику направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на <Дата обезличена><Номер обезличен>, которым налогоплательщику предлагалось погасить задолженность по налогу и пени.
Также, Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путем обращения к мировому судье 18 судебного участка Свердловского района г. Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа. При этом вынесенный мировым судьей судебный приказ от <Дата обезличена> № 2а-4220/2019 о взыскании задолженности отменен <Дата обезличена> в связи с поступлением от ФИО2 возражений относительно его исполнения.
Учитывая изложенное, просит суд: взыскать с ФИО2 задолженность налогу на имущество физических лиц за 2016 год в общем размере 5 711,89 руб., в том числе по налогу на имущество физических лиц - 5 629 руб., пени - 82,89 рублей.
В судебном заседании представитель ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска ФИО5 исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам изложенным в иске.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о дате и месте судебного заседания, не просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суду представила письменный отзыв в котором указала в том числе, что ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска не является тем органом который вправе обращаться в суд с требованиями о взыскании налога, поскольку его наименование противоречит приказу Минфина РФ <Номер обезличен>н от 17.07.2014г “Об утверждении типовых положений о территориальных органах федеральной налоговой службы, при этом данный орган к мировому судье за вынесением судебного приказа не обращался, поскольку, в определении мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена> отменен судебный приказ вынесенный по заявлению ИФНС Росси по Свердловскому району, следовательно не соблюден порядок обращения в суд, а кроме того ИФНС обратилось за вынесением судебного приказа с нарушением правил подсудности, поскольку адрес административного ответчика в связи с нечетным номером дома относится к подсудности мирового судьи 19 судебного участка, что говорит также о нарушении правил КАС РФ. Тем не менее, вопреки установленному КАС РФ порядку, минуя стадию судебного о приказа. СРАЗУ, было возбуждено административное исковое производство в рамках административного дела. Для обращения в федеральный суд с подобными требованиями у ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска полностью отсутствуют правовые основания.
Кроме того любые правовые акты не могут применяться если они не опубликованы. В случае непринятия нормативного правового акта органом местного самоуправления муниципального образования, либо несвоевременного его опубликования налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования взиматься и поступать в местные бюджеты муниципальных образований не будет. В суд не представлено сведений о дате опубликования Решения Думы г. Иркутска «Об установлении налога на имущество физических яиц в городском округе Иркутск в 2016 году.
Налоговое уведомление, уведомляет о необходимости оплатить налог за имущество, а не задолженность. Тем не менее. ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска требует задолженность за 2016 год, а представляет в суд налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Таким образом, заявленное в рамках рассматриваемого административного дела требование ИФНС по Свердловскому округу г, Иркутска произвольно и не обосновано допустимыми и относимыми доказательствами.
На основании изложенного выше просит отказать в удовлетворения заявленного требования, поскольку оно произвольно.
Суд с учетом мнения представителя административного истца, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, ч.2 ст.289 КАС РФ, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося административного ответчика по представленным административным истцом доказательствам.
Огласив исковое заявление, возражения ответчика, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, материла административного дела № 2а-4220/2019 о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2 суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 3 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Функции по контролю и надзору в области налогов и сборов в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 506, возложены на Федеральную налоговую службу.
На основании пунктов 1,3, 5 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по Иркутской области, утвержденного ФНС России <Дата обезличена>, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) в Иркутской области и входит в единую централизованную систему налоговых органов, является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов,
Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.
Распоряжением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> руководителя УФНС России по Иркутской области утверждено положение об Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска, которая согласно п 1 Положения является территориальным органом налоговой службы (ИФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция осуществляет полномочия в установленной сфере на территории Свердловского административного округа г. Иркутска.
В силу ч. 1 ст. 16.1 Устава г. Иркутска, территориальными единицами города Иркутска являются районы и административные округа.
Согласно ст. 16.3 Устава г. Иркутска, Административные округа - территориальные единицы города Иркутска, образуемые для административного управления соответствующими территориями. Административные округа не являются административно-территориальными образованиями области. Административные округа образуются с учетом экономико-географических, демографических особенностей города, его исторических традиций, а также с учетом целостности землепользования. Границы и территория административных округов могут не совпадать с границами и территорией районов города. Административный округ может включать в себя несколько районов города Иркутска. Образование, преобразование и упразднение административных округов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ, определение целей их создания и установление порядка управления этими территориями осуществляются правовыми актами мэра города Иркутска.
Постановлением Администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> N 031-06-3719/9 «Об утверждении границ административных округов города Иркутска», в целях повышения эффективности управления территориями города Иркутска, руководствуясь ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 16.3, 37, 38, 42 Устава города Иркутска, утверждены границы Октябрьского, Правобережного, Ленинского и Свердловского административных округов, которые созданы для повышения эффективности управления городским хозяйством.
Таким образом, доводы ответчика о нелегитимности действия ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска на территории Свердловского района г. Иркутска ошибочны и основаны на ином понимании норм административно-территориального деления г. Иркутска, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом при рассмотрении настоящего дела.
Положениями ст.19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.
Из представленных истцом сведений об имуществе налогоплательщика – физического лица ФИО2 в собственности в 2016 году находилось следующее недвижимое имущество: квартира по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен> (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время); квартира по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен> (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время).
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ, Решению Думы г. Иркутска от 31.08.2005 <Номер обезличен> «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска» (далее-Решение Думы) объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Поскольку в Иркутской области не принято решение о введении единой даты начала применения на территории Иркутской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости.
Согласно ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до <Дата обезличена>.
Приказом Минэкономразвития России от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год» установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, равный 1,329.
Инвентаризационная стоимость имущества согласно сведениям, представленным МУП Бюро технической инвентаризации г. Иркутска: в отношении квартиры расположенной по адресу: <адрес обезличен>, по состоянию на <Дата обезличена> составляет 1 383 060 рублей; в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, по состоянию на <Дата обезличена> составляет 924 095 рублей.
Инвентаризационная стоимость имущества с учетом коэффициента-дефлятора по состоянию на <Дата обезличена> составляет: квартира, <адрес обезличен> - 1 838 086 руб. (1 383 060*1,329); квартира, <адрес обезличен> - 1 228 122 руб. (924 095*1,329).
Общая суммарная инвентаризационная стоимость объектов составляет 3 066 208 рублей.
На основании Решения Думы г. Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска», вступило в силу 01.01.2006 (далее - Решение Думы) с изменениями и дополнениями, ставки налога на имущество физических лиц, расположенного на территории города Иркутска устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент - дефлятор.
Таким образом, при расчете налога на имущество физических лиц за 2016 год исходя из суммарной инвентаризационной стоимости имущества, применена ставка в размере 0,50%, установленная Решением Думы.
Таким образом налог на имущество- квартиру расположенную по адресу: <адрес обезличен> за 2016 год составляет 9190 рублей, налог на квартиру расположенную по адресу: <адрес обезличен> составляет 6141 рублей. Всего налог на имущество ФИО2 за 2016 год составляет 15 331 рубль.
Вместе с тем, из пояснений представителя административного истца, представленной карточки расчета с бюджетом, налогового уведомления <Номер обезличен> от <Дата обезличена> усматривается, что в связи с тем, что административный ответчик ФИО2 с <Дата обезличена> является пенсионером, Инспекцией налогоплательщику за 2016 год предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц на два объекта, расположенные по адресам: <адрес обезличен> в размере 8 425 рублей; <адрес обезличен> в размере 5 629 рублей.
Таким образом, налог рассчитанный с учетом указанных льгот для ФИО2 за имущество- квартиру расположенную по адресу: <адрес обезличен> за 2016 год составил 765 рублей, налог на квартиру расположенную по адресу: <адрес обезличен> составил 512 рублей. Всего налог на имущество ФИО2 за 2016 год составил, с учетом приведенных расчетов 1 277 рублей, и дополнительно с учетом имевшейся переплаты в размере 14 рублей всего составил за 2 указанных выше объекта недвижимости 1 263 рубля.
Указанные цифры и отражены в налоговом уведомлении <Номер обезличен> от <Дата обезличена> направленном административному ответчику ФИО2
Как следует из карточки расчета с бюджетом, <Дата обезличена>ФИО2 по данному налоговому уведомлению уплачена сумма налога на имущество физических лиц в размере 1 263 рублей.
Согласно исковому заявлению при сверке взаиморасчетов в 2018 году Инспекцией выявлена ошибка в предоставлении двойной льготы налогоплательщику ФИО2
Так, в соответствии с. п. п. 10 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
В силу п. 2 ст. 407 Налогового кодекса налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Согласно п. 3 ст. 407 Налогового кодекса при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Инспекцией выявлено неправомерное предоставление льготы по налогу на имущество физических лиц за 2016 год одновременно по двум объектам, что законодательством не предусмотрено.
<Дата обезличена> Инспекцией произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016 год по объекту: <адрес обезличен>, и доначислена сумма по указанному налогу в размере 5 629 рублей.
В соответствии с п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 15 Налогового кодекса, осуществляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено п. 2.1. ст. 52 Налогового кодекса.
При этом согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Налоговым органом сформировано налоговое уведомление от <Дата обезличена><Номер обезличен>, которое направлено в адрес ФИО2<Дата обезличена> на сумму 5 629 рублей и срок уплаты налог на имущество физических лиц установлен до <Дата обезличена>, т.е. в срок, не превышающий 30 дней до срока наступления платежа.
Пунктом 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления ( п.2 ст.52 НК РФ).
Исходя из пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 1 ст.11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.2 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
При передаче налогоплательщиками - физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме документы, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, сформированной в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с требованиями Федерального закона от <Дата обезличена> N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика.
Положения настоящего пункта распространяются на плательщиков сборов - физических лиц.
Согласно Приказу от <Дата обезличена> N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (далее - Приказ) налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 23 Приказа, датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
ФИО2 является пользователем интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" с <Дата обезличена>, что установлено вступившим в законную силу решением суда по административному делу № 2а-653/2020 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени, от <Дата обезличена> и не оспаривается сторонами.
Направление налогового уведомления от <Дата обезличена><Номер обезличен><Дата обезличена>. подтверждается распечаткой скриншота из личного кабинета налогоплательщика ФИО2 и также не оспаривается сторонами. Срок уплаты по налоговому уведомлению установлен не позднее <Дата обезличена>.
Пунктом 6 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Как следует из представленных доказательств, административным ответчиком ФИО2 налоговое уведомление оставлено без внимания и доначисленный налог в установленный срок до <Дата обезличена> не оплачен.
В соответствии с п. 1. ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1 ст.69 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как установлено судом, на основании ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомления от <Дата обезличена><Номер обезличен>, которыми сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц.
Поскольку в установленный срок налог не был оплачен, Инспекцией были начислены пени в размере 82,89 рубля.
Поскольку обязанность по уплате налогов в установленный срок ФИО2 не исполнена, в соответствии со статьями 32, 69, 70 НК РФ, налоговым органом ФИО2 направлено требование <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате налога, (недоимки) и пени, по состоянию на <Дата обезличена>, со сроком уплаты до <Дата обезличена>.
Указанное требование также направлено ФИО2 посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика, что подтверждается сведениями распечатанного программного обеспечения с указанием даты размещения <Дата обезличена> и текста требования.
При этом как следует из материалов дела и не было опровергнуто административным ответчиком, в установленный срок данное требование налогоплательщиком не исполнено.
Административным истцом представлен расчёт задолженности налогоплательщика по налогу на имущество за 2016 год, который является арифметически верным, произведённым исходя из инвентаризационной стоимости с учётом коэффициента-дефлятора и налоговой ставки, установленной Решением Думы. Административным ответчиком расчёт не оспорен, собственный расчёт налога и пени не представлен.
Неуплата административным ответчиком недоимки и пени в сроки, в требовании об уплате налогов, пени, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у административного ответчика задолженности.
При подаче заявления о вынесении судебного приказа или обращении в суд необходимо соблюдение сроков предусмотренных законодательством.
В силу требований п. 2 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, согласно пункту 2 которой, предусмотрена возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу положений п. 10 ст. 48 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1 ст.70 НК РФ).
Согласно ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Исходя из содержания приведенных выше норм закона, административное исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 НК РФ. Предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога включает в себя: срок уплаты налога, три месяца на направление требования, шесть месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.
Судом установлено, что в срок, указанный налоговым органом (<Дата обезличена>), требование об уплате налога налогоплательщиком ФИО2 не исполнено.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налогов и пени налоговый орган <Дата обезличена> обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка <Номер обезличен>, т.е. налоговый орган обратился к мировому судье в срок не превышающий 6 месяцев.
Мировым судьёй судебного участка № 18 Свердловского округа г. Иркутска вынесен судебный приказ № 2а-4220/2019 от <Дата обезличена> о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу на имущество, за 2016 год и пени в общей сумме 5 629 руб. Указанный судебный приказ был отменён <Дата обезличена> в связи с поступлением возражений от должника.
Административный иск к ФИО2 инспекция направила в Свердловский районный суд г. Иркутска почтовой связью <Дата обезличена>, что подтверждается копией почтового реестра, распечаткой истории передвижения почтового отправления <Номер обезличен>, то есть до истечения шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.
Административным истцом соблюдён порядок направления налогового уведомления, требования об уплате налога, соблюдён срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, в последующем соблюдён срок на обращение в суд с административным иском, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у административного истца оснований для обращения в суд с административным иском.
Обсуждая довод ответчика о неправомерном предъявлении заявления о вынесении судебного приказа мировому судье 18 судебного участка Свердловского района, с нарушением правил подсудности, в связи с тем, что адрес административного ответчика ФИО2 относится к подсудности мирового судьи 19 судебного участка Свердловского района г. Иркутска, суд находит его основанным на ошибочном толковании информации полученной ответчиком с сайта судебного участка <Номер обезличен> в сети «Интернет».
Данный вывод основан на следующем, в соответствии с положениями Закона Иркутской области от 04.03.2009 N 3-оз, «О создании судебных участков и должностей мировых судей Иркутской области» в районах и городах Иркутской области созданы 135 судебных участков и 135 должностей мировых судей, также определены места постоянного пребывания мировых судей, и территории и границы судебных участков. В указанный закон в связи с увеличением или уменьшением численности населения, образованием новых и ликвидацией прекративших существование поселений, изменением границ территорий муниципальных, сельских и иных образований вносятся изменения, в том числе и изменяются границы судебных участков и соответственно подсудность споров рассматриваемых мировыми судьями. Данные изменения вносятся Законами Иркутской области.
При этом, в редакции Закона Иркутской области от 26.12.2017 г. № 110-ОЗ к подсудности мирового судьи судебного участка 18 Свердловского района г. Иркутска отнесен, в том числе и микрорайон «Радужный». Законом Иркутской области от 13.07.2020 года № 65-ОЗ, к подсудности судебного участка 18 Свердловского района г. Иркутска отнесен микрорайон «Радужный» (четные номера), к подсудности судебного участка 19 Свердловского района г. Иркутска отнесен микрорайон «Радужный» (нечетные номера).
Таким образом, на момент подачи ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу и пени (<Дата обезличена>), адрес её места жительства: <адрес обезличен>, был отнесен к подсудности мирового судьи судебного участка № 18 Свердловского района г. Иркутска, а следовательно, подан и рассмотрен с соблюдением правил подсудности.
Таким образом, учитывая требования закона, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в общем размере 5 711,89 руб., в том числе по налогу на имущество физических лиц - 5 629 руб., пени - 82,89 рублей, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом никак не влияют на данный вывод суда доводы административного ответчика относительно полномочий лица подписавшего административный иск и на указание мировым судьей в определении об отмене судебного приказа от <Дата обезличена> на ошибочное наименование ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска, поскольку при внесении соответствующих сведений допущены описки, которые исправлены соответствующими актами органов издавших приказ, а определение об отмене судебного приказа не влияет на наличие обязанности ответчика установленной законом по оплате налога на имущество, данные обстоятельства не свидетельствуют о подложности представленных в суд и исследованных судом доказательств.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
В связи с удовлетворением требований истца о взыскании задолженности по недоимке, пени с ответчика ФИО2 в соответствии пп.1 п. 1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. в бюджет муниципального образования города Иркутска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 задолженность налогу на имущество физических лиц за 2016 год в общем размере 5 711,89 руб., в том числе по налогу на имущество физических лиц - 5 629 руб., пени - 82,89 рублей.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в бюджет муниципального образования города Иркутска в размере 400 (Четырехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Галата С.В.
Решение изготовлено: 01.12.2020 года.
38RS0036-01-2020-002246-73