НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 24.08.2020 № 2А-2299/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2020 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Галата С.В.,

при секретаре судебного заседания Емельяновой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0036-01-2020-002800-60 (№ 2а-2299/2020) по административному исковому заявлению ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска (далее также – Инспекция, Налоговая инспекция) обратилась в Свердловский районный суд г. Иркутска с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам.

В обоснование иска указали, что ФИО1 с 24.10.2016 по 11.05.2018 состояла на учете в Инспекции в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с частичной уплатой 20.04.2018 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 49,51 руб., сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год к взысканию составляет 23 350,49 рублей.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 1, 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.

В настоящее время общая сумма задолженности по страховым взносам составляет 39 693,11 руб., в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 350,49 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 9 633,27 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590,00 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2 119,35 рублей.

Административный ответчик в установленные законодательством сроки, суммы страховых взносов не уплатил.

В связи с уплатой задолженности в части пени, начисленных за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии 2017 год 19.11.2019 в размере 119,67 руб. и пени, начисленных за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год 02.12.2019 в размере 23,52 руб. взысканию подлежат пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 647,47 руб. и пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 127,03 рублей.

В настоящее время ФИО1 задолженность по страховым взносам, пени и штрафам в общем размере 40 467,61 рублей, в том числе страховые взносы в общей сумме 39 693,11 руб. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 350,49 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 9 633,27 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590,00 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2 119,35 руб.) и пени по страховым взносам в общей сумме 774,50 руб. (пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 647,47 руб. и пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 127,03 руб.) не уплачена.

В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику 20.03.2018, 05.06.2018 направлены требования № <Номер обезличен><Номер обезличен> об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам по состоянию на 12.03.2018, 04.06.2018, которыми предложено уплатить вышеуказанную задолженность в добровольном порядке в срок до 30.03.2018, 25.06.2018, соответственно.

Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путем обращения к мировому судье судебного участка № 19 Свердловского района г. Иркутска с заявлениями о вынесении судебных приказов. При этом вынесенные мировым судьей судебные приказы о взыскании задолженности от 05.10.2018 № 2а-4354/2018 и от 29.12.2018 № 2а-5384/2018 отменены 06.12.2019 в связи с поступлением от ФИО1 возражений относительно их исполнения. В своих возражениях налогоплательщик указала, что не согласна с судебным приказом, возражает относительно его исполнения, поскольку задолженности по страховым взносам не имеет.

Между тем, указанная выше задолженность по страховым взносам, пени и штрафам в общем размере 40 467,61 руб. ФИО1 не уплачена.

На основании изложенного Инспекция просит суд: взыскать с ФИО2 задолженность в общем размере 40 467,61 рублей, в том числе: страховые взносы в общей сумме 39 693,11 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 350,49 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 9 633,27 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590,00 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2 119,35 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Класс Д.В., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в исковом заявлении повторил и просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в соответствии со ст. 96 КАС РФ путем направления судебной повестки заказным письмом с уведомлением о вручении. Причины не явки суду не известны.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. ч.2 ст.289 КАС РФ суд, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося административного ответчика по представленным административным истцом доказательствам.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, материалы гражданских дел №2а-4954/2018, № 2а-5384/2019 о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам, сборам и иным платежам, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 3 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Положениями ст.19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно положениям ст. 52 НК РФ плательщики страховых взносов самостоятельно исчисляют сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы исчисления страховых взносов и тарифа.

В силу ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В силу п.п. 1,2 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Тарифы страховых взносов установлены ст. 425 НК РФ.

Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

В силу п. 5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

В соответствии со ст.75 НК РФ за несвоевременную уплату налогов начисляются пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

Судом установлено, что ФИО3 с 24.10.2016 по 11.05.2018 состояла на учете в ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается материалами дела и не было оспорено ответчиком.

В соответствии с п. 1. ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Из содержания административного искового заявления и пояснений административного истца следует, что в связи с частичной уплатой 20.04.2018 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 49,51 руб., сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год к взысканию составляет 23 350,49 рублей.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 1, 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1 ст.69 НК РФ).

В силу п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

В соответствии со с п.6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1 ст.70 НК РФ).

Судом установлено, что в настоящее время ФИО1 задолженность по страховым взносам, пени и штрафам в общем размере 40 467,61 рублей, в том числе страховые взносы в общей сумме 39 693,11 руб. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 350,49 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 9 633,27 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590,00 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2 119,35 руб.) и пени по страховым взносам в общей сумме 774,50 руб. (пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 647,47 руб. и пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 127,03 руб.) не уплачена.

Поскольку обязанность по уплате страховым взносам ФИО1 не была исполнена в установленный законодательством срок, в соответствии со статьями 69,70 НК РФ Инспекцией 20.03.2018, 05.06.2018 направлены требования № <Номер обезличен><Номер обезличен> об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам по состоянию на 12.03.2018, 04.06.2018, которыми предложено уплатить вышеуказанную задолженность в добровольном порядке в срок до 30.03.2018, 25.06.2018, соответственно.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в установленный срок указанные требования налогоплательщиком также не исполнены.

Неуплата административным ответчиком недоимки и пени в сроки, в требовании об уплате налогов, пени, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у административного ответчика задолженности.

В силу требований п. 2 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, согласно пункту 2 которой, предусмотрена возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу положений п. 10 ст. 48 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Исходя из содержания приведенных выше норм закона, административное исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 НК РФ. Предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога включает в себя: срок уплаты налога, три месяца на направление требования, шесть месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате страховых взносов и пени налоговый орган 01.10.2018, 26.12.2018 обратился к мировому судье с заявлениями о выдаче судебного приказа, что подтверждается соответствующими заявлениями.

Определением мирового судьи судебного участка № 19 Свердловского района г. Иркутска от 06.12.2019 судебный приказ № 2а-4354/2018 от 05.10.2018 о взыскании с ответчика спорных сумм, которые являются предметом рассмотрения настоящего спора, отменен.

Определением мирового судьи судебного участка № 19 Свердловского района г. Иркутска от 06.12.2019 судебный приказ № 2а-5384/2018 от 29.12.2018 о взыскании с ответчика спорных сумм, которые являются предметом рассмотрения настоящего спора, отменен.

Административный иск к ФИО1 Инспекция подала в Свердловский районный суд г. Иркутска 04.06.2020, то есть до истечения шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

Таким образом, судом установлено, что административным истцом соблюдён порядок направления налогового уведомления, требования об уплате налога, пени, соблюдён срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, в последующем соблюдён срок на обращение в суд с административным иском, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у административного истца оснований для обращения в суд с административным иском.

При таких обстоятельствах, учитывая указанные требования закона, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к ФИО1 о взыскании задолженности в общем размере 40 467,61 рублей, в том числе: страховые взносы в общей сумме 39 693,11 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 350,49 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 9 633,27 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590,00 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2 119,35 руб., являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

В связи с удовлетворением требований истца о взыскании задолженности по пени с ответчика ФИО1 в соответствии пп.1 п. 1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 414,03 рублей в бюджет муниципального образования города Иркутска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 задолженность в общем размере 40 467,61 рублей, в том числе: страховые взносы в общей сумме 39 693,11 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 350,49 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 9 633,27 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590,00 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2 119,35 руб.; пени по страховым взносам в общей сумме 774,50 руб., в том числе: пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 647,47 руб.; пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 127,03 рублей.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет муниципального образования города Иркутска в размере 1 414,03 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий: Галата С.В.

Решение изготовлено: 07.09.2020 г.

УИД 38RS0036-01-2020-002800-60