РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2016 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Магомедова М.М.,
при секретаре Янышевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1023/2016 по иску Прокурора Свердловского района г. Иркутска в интересах ФИО1 к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства», Министерству образования Иркутской области о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Прокурор Свердловского района г. Иркутска в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО1 к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства» (далее ГБПОУ ИО ИТАС), Министерству образования Иркутской области о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ГБПОУ ИО ИТАС: работает сторожем, ее заработная плата составляет менее чем минимальный размер оплаты труда в РФ с увеличением его на районный коэффициент и процентную надбавку с учетом пропорционально отработанной ею нормы рабочего времени и выполненной нормы труда.
В соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС N 421\26 от 21 октября 1969 года утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате работникам в Красноярском крае и Иркутской области.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС N 794 от 24 сентября 1989 года «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области, в размере до 30%.
Следовательно, минимальный размер заработной платы ФИО1, если ею отработана полностью месячная норма рабочего времени, не может быть менее .... – гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий (районного коэффициента и процентной (северной надбавки) из расчета: МРОТ (....) + районный коэффициент (20 %) + процентная надбавка (30 %) = .....
Согласно расчетных листков за октябрь, ноябрь и декабрь 2015 г., заработная плата ФИО1 за указанные периоды составили меньше, чем минимальный размер оплаты труда в РФ с увеличением его на районный коэффициент и процентную надбавку за климатические условия с учетом пропорциональной ею норме рабочего времени и выполненной норме труда, что свидетельствует о нарушении ГБПОУ ИО ИТАС требований трудового законодательства.
Так, за октябрь 2015 г. ФИО1 начислено ...., за ноябрь 2015 г – ...., за декабрь 2015 г. – ..... Следовательно, за период с октября по декабрь 2015 г. ФИО1 не дополучена заработную плату в размере .....
На основании изложенного, истец просит признать незаконным не начисление ГБПОУ ИО ИТАС месячной заработной платы ФИО1 пропорционально отработанной ею норме рабочего времени и выполненной норме труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного федеральным законом минимального размера труда в РФ; обязать ГБПОУ ИО ИТАС начислять ФИО1 месячную заработную плату пропорционально отработанной ею норме рабочего времени и выполненной норме труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного федеральным законом минимального размера труда в РФ; взыскать с ГБПОУ ИО ИТАС в пользу ФИО1 неначисленную заработную плату в размере .....
В ходе судебного разбирательства истец Прокурор Свердловского района г. Иркутска в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, в соответствии с которыми просил признать незаконным не начисление ГБПОУ ИО ИТАС месячной заработной платы ФИО1 пропорционально отработанной ею норме рабочего времени и выполненной норме труда в сумме, которая до увеличения ее на районный коэффициент и процентную надбавку ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в РФ; обязать ФИО1 начислять ФИО1 месячную заработную плату пропорционально отработанной ею норме рабочего времени и выполненной норме труда в сумме, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в РФ, с увеличением данной суммы на районный коэффициент в размере 1,3 и процентную надбавку в размере 30 %; взыскать с ГБПОУ ИО ИТАС в пользу ФИО1 неначисленную заработную плату в размере .....
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дне, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, рассматривает дело в отсутствие истца в порядке требований ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Свердловского района г. Иркутска Воробьева Е.Д. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, по существу повторив доводы искового заявления.
Представитель ответчика ГБПОУ ИО ИТАС ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Прокурора Свердловского района г. Иркутска признала в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства образования Иркутской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства, в представленном суду отзыве на исковое заявление указала, что в соответствии со ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установление штатных расписаний, положений об оплате труда, в соответствии с которыми производится удержание штатных единиц, а также расчет заработной платы работников образовательной организации относится к полномочиям образовательной организации.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика Министерства образования Иркутской области в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Часть 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
В силу ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Системное толкование положений ст. ст. 129, 133, 146, 148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ответчик является юридическим лицом - государственным бюджетным учреждением.
Судом установлено, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ГБПОУ ИО ИТАС, где она работает сторожем ее заработная плата составляет менее чем минимальный размер оплаты труда в РФ с увеличением его на районный коэффициент и процентную надбавку с учетом пропорционально отработанной ею нормы рабочего времени и выполненной нормы труда.
В соответствии с п. 4.4 дополнительного соглашения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о внесении изменений в трудовой договор <Номер обезличен> Ф от <Дата обезличена>, заключенного между ответчиком и ФИО1, на основании ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» <Номер обезличен>-Фз от <Дата обезличена> устанавливается ежемесячная доплата до МРОТ пропорционально отработанному времени.
Согласно п. 4.2, 4.3 указанного дополнительного соглашения от <Дата обезличена>, должностной оклад ФИО1 составляет .... в месяц, за работу в местностях с особыми климатическими условиями установлена 30 % оклада – ...., процентная надбавка к заработной плате за стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 30 % - .....
В соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС N 421\26 от 21 октября 1969 года утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате работникам в Красноярском крае и Иркутской области.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС N 794 от 24 сентября 1989 года «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области, в размере до 30%.
Согласно п. 1 постановления главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», на территории юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского района, г. Тулуна и Тулунского района) районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих устанавливается в размере 1,3.
Следовательно, к заработной плате ФИО1 должен применяться районный коэффициент в размере 1,3.
Таким образом, минимальный размер заработной планы ФИО1, если ею отработана полностью месячная норма рабочего времени, не может быть менее .... – гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий - районного коэффициента и процентной северной надбавки из расчета: МРОТ (....) + 30 % районный коэффициент + 30 % процентная надбавка = .....
Согласно расчетных листков за октябрь 2015 г. ФИО1 начислено ...., за ноябрь 2015 г – ...., за декабрь 2015 г. – .....
Следовательно, за период с октября по декабрь 2015 г. ФИО1 не дополучена заработная плата в размере .... (.... за октябрь 2015 г. + .... за ноябрь 2015 г. + .... за декабрь 2015 г.), поскольку коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями должен начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Поскольку ФИО1 в спорный период начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению, исходя из минимального размера оплаты труда .... с учетом уже включенной в этот размер доплаты в виде соответствующего районного коэффициента в размере 1,3, постольку суд возлагает на ответчика обязанность по начислению ФИО1 месячной заработной платы пропорционально отработанной ею норме рабочего времени и выполненной норме труда в сумме, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в РФ, с увеличением данной суммы на районный коэффициент в размере 1,3 и процентную надбавку в размере 30 %.
Каких либо доказательств, опровергающих выводы суда, в силу ст. ст. 56, 57 ГПК РФ в судебное заседание не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным начисление Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства», месячной заработной платы ФИО1 пропорционально отработанной ею норме рабочего времени и выполненной норме труда в сумме ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в РФ на него районного коэффициента и процентной надбавки.
Обязать Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства» начислять ФИО1 месячную заработную плату пропорционально отработанной ею норме рабочего времени и выполненной норме труда в сумме, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в РФ, с увеличением данной суммы на районный коэффициент в размере 1,3 и процентную надбавку в размере 30 %.
Взыскать с Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства» в пользу ФИО1 неначисленную заработную плату в размере .....
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Магомедов М.М.