НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 04.02.2021 № 2А-332/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 февраля 2021 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Смирновой Т.В., при секретаре судебного заседания Варламовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0036-01-2020-005681-50 (производство 2а-332/2021) по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес обезличен> к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц за 2014-2017 годы, пени,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд <адрес обезличен> обратилась ИФНС России по <адрес обезличен> с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц за 2014-2017 годы, пени. В основание иска административный истец указал, что административный ответчик состоит на учете в ИФНС России по <адрес обезличен>, ему на праве собственности за спорный период принадлежат: квартира по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер: <Номер обезличен> (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время) и транспортное средство .... (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время). В нарушение требований статей 357, 359, 400, 401, 406 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статей 1, 3 Закона Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге», Решения Думы г. Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160175/5 "Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска", административный ответчик своевременно не уплатил налоги. В настоящее время ФИО1 имеет задолженность по налогам за 2014-2017 годы в общей сумме 1 726 рублей 19 копеек, в том числе: по налогу на имущество физических лиц за 2014 год – 267 рублей, пени – 24 рубля 22 копейки; по налогу на имущество физических лиц за 2015 год – 337 рублей, пени – 33 рубля 15 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2016 год – 391 рубль, пени – 08 рублей 06 копеек по налогу на имущество физических лиц за 2017 год – 419 рублей, пени – 06 рублей 88 копеек; по транспортному налогу за 2017 год – 236 рублей, пени – 03 рубля 88 копеек. В соответствии со статьей 52 НК РФ административному ответчику было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты налогов за 2014-2017 годы. В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов ему было направлено требование, в котором было предложено уплатить задолженность по налогам за 2014-2017 годы. После обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен мировым судьей, административный ответчик обратился с заявлением об отмене судебного приказа. Судебный приказ отменен определением мирового судьи в связи с поступлением возражений относительно его исполнения. В связи с чем, административный истец ИФНС России по <адрес обезличен> просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогам за 2014-2017 годы в общей сумме 1 726 рублей 19 копеек, в том числе: по налогу на имущество физических лиц за 2014 год – 267 рублей, пени – 24 рубля 22 копейки; по налогу на имущество физических лиц за 2015 год – 337 рублей, пени – 33 рубля 15 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2016 год – 391 рубль, пени – 08 рублей 06 копеек по налогу на имущество физических лиц за 2017 год – 419 рублей, пени – 06 рублей 88 копеек; по транспортному налогу за 2017 год – 236 рублей, пени – 03 рубля 88 копеек.

Административный истец ИФНС России по <адрес обезличен> своего представителя в судебное заседание не направил, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом в соответствии со статьей 14 Международного пакта от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах», статьями 96, 97, 98 КАС РФ, статьями 20, 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, разделом 3 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, путем направления судебной повестки с уведомлением о вручении по месту жительства (с учетом ответа ГУ МВД России по <адрес обезличен> Управление по вопросам миграции отдела адресно-справочной работы от <Дата обезличена>) по адресу: <адрес обезличен>, однако, за получением почтовой корреспонденции не явился, что является его надлежащим извещением.

Суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие административного ответчика в соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ, поскольку его явка в суд не является и не признана судом обязательной.

Суд, исследовав материалы дела, материалы административного дела № 2а-1113/2020, приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями статьи 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 361 НК РФ, пунктом 1 статьи 1 Закона Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

В отношении автомобилей легковых с года, следующего за годом выпуска которых по состоянию на 1 января текущего года прошло 7 лет и более, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10,50 рублей.

В силу требований пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На основании пункта 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из представленных суду сведениях следует, что ФИО1 является налогоплательщиком транспортного налога за 2017 год, поскольку на его имя за спорный период времени в органах ГИБДД МВД России было зарегистрировано транспортное средство .... (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время).

Данное обстоятельство подтверждается выпиской из государственного учета транспортных средств в отношении спорных автомобилей.

В связи с чем, административный ответчик обязан уплатить транспортный налог за 2017 год в размере 236 рублей.

Данный расчет административным ответчиком не оспорен, суд, проверив расчет, находит его верным, рассчитанным в соответствии с требованиями налогового законодательства.

С <Дата обезличена> налог на имущество физических лиц установлен Главой 32 НК РФ.

В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. ст. 400, 401 НК РФ, Решением Думы г. Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160175/5 "Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска" физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения – жилые дома, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, должны уплачивать налог. Налог подлежит уплате в порядке и в сроки, установленные ст. 409 НК РФ.

На основании пункта 2 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

В Иркутской области не принято решение о введении единой даты начала применения на территории Иркутской области порядка определения налоговой базы от кадастровой стоимости, налог на имущество физических лиц рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости.

В соответствии со ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до <Дата обезличена>.

Ставка налога на имущество физических лиц установлена исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), по видам объектов налогообложения.

В Иркутской области (в 2015-2017 годы) не принято решение о введении единой даты начала применения на территории Иркутской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, налог на имущество физических лиц рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости.

Из материалов дела видно, что ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен> (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время), инвентаризационная стоимость которой по состоянию на <Дата обезличена> составляет 534 808 рублей.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685 «Об установлении коэффициентов – дефляторов на 2015 год» коэффициент – дефлятор, необходимый в целях применения Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ равен 1,147.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 «Об установлении коэффициентов – дефляторов на 2016 год» коэффициент – дефлятор, необходимый в целях применения Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ равен 1,329.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698 «Об установлении коэффициентов – дефляторов на 2017 год» коэффициент – дефлятор, необходимый в целях применения Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ равен 1,425.

Согласно расчету налогового органа, инвентаризационная стоимость объекта налогообложения составляет:

- за 2015 год в размере 613 424 рубля;

- за 2016 год в размере 710 759 рублей;

- за 2017 год в размере 762 101 рубль.

Из чего, с учетом названных правовых норм, общая сумма налога за 2014-2017 годы составляет 1 414 рублей.

Данный расчет административным ответчиком не оспорен, суд, проверив расчет, находит его верным, рассчитанным в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Пунктом 2 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

В судебном заседании установлено, что налоговым органом посредством почтовой связи в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления об уплате налоговой задолженности за спорные 2014-2015 годы, в частности:

- налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в срок не позднее <Дата обезличена>. Факт направления налогового уведомления подтверждается почтовым реестром <Номер обезличен> от <Дата обезличена>;

- налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в срок не позднее <Дата обезличена>. Факт направления налогового уведомления подтверждается почтовым реестром <Номер обезличен> от <Дата обезличена>;

- налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в срок не позднее <Дата обезличена>. Факт направления налогового уведомления подтверждается почтовым реестром <Номер обезличен> от <Дата обезличена>;

- налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год и транспортного налога за 2017 год в срок не позднее <Дата обезличена>. Факт направления налогового уведомления подтверждается почтовым реестром <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Так как в установленный законом срок налогоплательщик не произвел уплату налогов за 2014-2017 годы, налоговым органом в соответствии с требованиями статьями 69, 70 НК РФ были направлены требования об уплате налогов, в частности:

- требование <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год, в котором установлен срок для добровольного погашения имеющейся задолженности до <Дата обезличена>. Факт направления требования подтверждается почтовым реестром <Номер обезличен> от <Дата обезличена>;

- требование <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, в котором установлен срок для добровольного погашения имеющейся задолженности до <Дата обезличена>. Факт направления требования подтверждается почтовым реестром от <Дата обезличена>;

- требование <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, в котором установлен срок для добровольного погашения имеющейся задолженности до <Дата обезличена>. Факт направления требования подтверждается почтовым реестром <Номер обезличен> от <Дата обезличена>;

- требование <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год и транспортного налога за 2017 год, в котором установлен срок для добровольного погашения имеющейся задолженности до <Дата обезличена>. Факт направления требования подтверждается почтовым реестром от <Дата обезличена>.

Как установлено в судебном заседании до настоящего времени оплата задолженности по налогам в полном объеме налогоплательщиком не произведена.

В соответствии со статьей 75 НК РФ налоговым органом начислены:

- пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 24 рублей 22 копейки;

- пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 33 рубля 15 копеек;

- пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 08 рублей 06 копеек;

- пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 06 рублей 88 копеек;

- пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 03 рубля 88 копеек.

Суд, проверив расчет начисленной пени, полагает его арифметически верным, рассчитанным в соответствии с требованиями законодательства.

Неуплата административным ответчиком недоимки по налогам в срок, указанный в требовании, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у налогоплательщика задолженности.

Пункт 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на период возникших отношений), предусматривает возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налоговой недоимки налоговый орган <Дата обезличена> обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 13 Свердловского района г. Иркутска от <Дата обезличена> (№ 2а-1113/2020) с ФИО1 в пользу ИФНС России по <адрес обезличен> была взыскана налоговая задолженность.

Определением мирового судьи судебного участка № 13 Свердловского района г. Иркутска от <Дата обезличена> судебный приказ (№ 2а-1113/2020) отменен в связи с потупившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения, после чего <Дата обезличена> ИФНС России по <адрес обезличен> обратилась в суд с настоящим административным иском.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что положения специальных норм налогового законодательства, устанавливающих срок предъявления налоговым органом административных исковых требований о взыскании недоимки (с учетом ее размера) в суд в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (статья 48 НК РФ) налоговым органом соблюдены.

В связи с чем, учитывая требования статьи 57 Конституции Российской Федерации, статей 3, 19, 23, 44, 48, 52, 57, 58, 69, 70, 75, 357, 358, 361, 363, 399, 400, 401, 409 НК РФ, статьи 1 Закона Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге», Решения Думы г. Иркутска от 31.08.2005 №004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска", оценивая представленные доказательства, установив фактические обстоятельства дела, поскольку доказательств исполнения обязанности по уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год и по налогу на имущество физических лиц за 2014-2017 годы, в установленные в требовании срок, административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ИФНС России по <адрес обезличен> о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам за 2014-2017 годы в общей сумме 1 726 рублей 19 копеек, в том числе: по налогу на имущество физических лиц за 2014 год – 267 рублей, пени – 24 рубля 22 копейки; по налогу на имущество физических лиц за 2015 год – 337 рублей, пени – 33 рубля 15 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2016 год – 391 рубль, пени – 08 рублей 06 копеек по налогу на имущество физических лиц за 2017 год – 419 рублей, пени – 06 рублей 88 копеек; по транспортному налогу за 2017 год – 236 рублей, пени – 03 рубля 88 копеек, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению полностью.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, подпунктом 5 статьи 52, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, статьями 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования города Иркутска, от уплаты, которой при подаче иска был освобожден административный истец в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ИФНС России по <адрес обезличен> удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес обезличен>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес обезличен> задолженность по налогам за 2014-2017 годы в общей сумме 1 726 рублей 19 копеек, в том числе: по налогу на имущество физических лиц за 2014 год – 267 рублей, пени – 24 рубля 22 копейки; по налогу на имущество физических лиц за 2015 год – 337 рублей, пени – 33 рубля 15 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2016 год – 391 рубль, пени – 08 рублей 06 копеек по налогу на имущество физических лиц за 2017 год – 419 рублей, пени – 06 рублей 88 копеек; по транспортному налогу за 2017 год – 236 рублей, пени – 03 рубля 88 копеек.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес обезличен>, в бюджет муниципального образования <адрес обезличен> государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья Смирнова Т.В.

Решение в окончательной форме изготовлено <Дата обезличена>.