НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Белгорода (Белгородская область) от 25.04.2019 № 2-5312/18

Дело № 2-673/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«25» апреля 2019 года гор. Белгород

Свердловский районный суд г.Белгорода в составе

председательствующего судьи Камышниковой Е.М.

при секретаре Буковцовой М.А.

с участием представителя истца ИФНС России по г.Белгороду-Иваненко Н.С. (доверенность в деле)

ответчика Оберемко С.А.

представитель третьего лица УМВД России по Белгородской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИФНС России по г.Белгороду к Оберемко С.А. о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г.Белгороду обратилась в суд с исковым заявлением к Оберемко С.А. о взыскании неосновательного обогащения, в обоснование требований которого указала следующее. Ответчику за период 2013-2014гг были предоставлены в налоговый орган налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц: рег. предоставлена 01.12.2014г за отчетный налоговый период 2013 год; рег.******* предоставлена 18.02.2015 за отчетный налоговый период 2014г и комплект документов для предоставления имущественного налогового вычета (по покупке жилья) в соответствии с пп.3 п.1 ст.220 НК РФ.

Согласно представленных документов, по договору купли-продажи б/н от 07.05.2013 Оберемко приобрел имущество, расположенное в г.Белгороде по пр.******* В указанных выше декларациях Оберемко, как покупателем, заявлен имущественный налоговый вычет, предусмотренный ст.220 пп3 п.1 НК РФ: за 2013 год – 94880руб, за 2014 – 35120руб.

Между тем, 09.06.2018 от УМВД России по Белгородской области поступила информация (исх. №20/370 от 01.06.2018), из которого следует, что Оберемко С.А. являлся сотрудником органов внутренних дел РВ и в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел РФ получил в УМВД России по Белгородской области единовременную социальную выплату в сумме 2908710руб. для приобретения или строительства жилого помещения. Между тем, п.5 ст.220 НК РФ установлено, что имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 п.1 данной статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставляемых из средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст.105.1 НК РФ. Из представленной 09.06.2018г УМВД России по Белгородской области информации следует, что денежные средства в размере 2908710руб. ответчику были направлены в виде единовременной социальной выплаты для приобретения жилья (письмо УМВД России по Белгородской области от 01.06.2018. распоряжение МВД России от 19.11.2012 №1/10674).

Согласно представленным Оберемко сведениям (договор купли-продажи б/н от 07.05.2013) им была приобретена квартира в <адрес> по пр.*******. Денежные средства в размере 1000000руб. полностью оплачены до подписания указанного договора купли-продажи. Таким образом, ответчиком представлен комплект документов, из которого в момент подтверждения прав на получение имущественного вычета за указанные периоды не следовало, что на покупку жилья потрачены средства, являющиеся целевой социальной выплатой. Предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, право на который предполагает безусловное соблюдение оснований, порядка и условий его получения, в нарушение предусмотренных законом требований, в частности вследствие допущенной налоговым органом ошибки, приводит к необоснованному занижению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и образованию имущественных потерь бюджета и, как следствие, изъятие в бюджет соответствующих сумм, причитающихся государству в виде налога на доходы физических лиц. Следовательно ответчиком неправомерно было заявлено в декларациях за 2013-2016г право на получение имущественного вычета. В соответствии со ст.1102, 1104 ГК РФ, полагая, что Оберемко неосновательно приобрел имущество в виде налогового вычета в сумме 130000руб., истцом заявлено о возложении на ответчика обязанности вернуть указанную сумму в налоговый орган.

При подготовке дела к слушанию ответчиком было заявлено ходатайство об отказе истцу в иске за пропуском срока исковой давности

Представитель истца в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях, утверждая, что до поступления из УМВД России сведений о произведенных сотрудникам управления внутренних дел социальных выплат (июнь 2018г) ИФНС не имело возможности дать правильную оценку представленным декларантом сведений, следовательно срок исковой давности следует исчислять с даты, когда налоговому органу стало известно о его нарушенном праве.

Ответчик Оберемко, не отрицая факта использования им части средств социальной выплаты на приобретение жилья, требования налогового органа просил оставить без удовлетворения в связи с истечением сроков давности для предъявления ему указанных требований, поскольку предложенная к заполнению декларация не содержит (до настоящего времени) пункта (строки), требующего предоставления сведений об источнике денежных средств, на которые приобретено жилье. Между тем, перед предоставлением ему налогового вычета налоговым органом проводится проверка в течение трех месяцев, очевидно, в том числе, и о доходе лица, обратившегося за налоговым вычетом. Представленные им сведения не искажены, он предоставил те сведения, которые были запрошены налоговым органом, обманывать он никого не хотел и присваивать незаконно деньги тоже. Поскольку решение о предоставлении ему налогового вычета было принято в январе и мае 2015, срок для предъявления ему требований истек в январе и мае 2018.

Выслушав стороны, изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующим выводам.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 настоящего Кодекса на получение имущественных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство, либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме налогоплательщик представляет: договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.

Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Пунктом 7 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что имущественные налоговые вычеты (за исключением имущественных налоговых вычетов по операциям с ценными бумагами) предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

Согласно п.2 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет (за исключением имущественных налоговых вычетов по операциям с ценными бумагами) предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Таким образом, для получения имущественного налогового вычета необходимо представить в налоговый орган по месту постоянной регистрации письменное заявление о предоставлении имущественного налогового вычета и декларацию о доходах физических лиц по форме 3-НДФЛ с приложением документов, подтверждающих право на имущественный налоговый вычет.

Согласно п.2 ст. 80 Налогового кодекса, налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим кодексом должны прилагаться к налоговой декларации. Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, в электронном виде.

Непредставление в налоговый орган документов, предусмотренных положениями ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет отказ (частичный отказ) в предоставлении имущественного налогового вычета, который в соответствии с положениями ст. 100 Кодекса отражается в акте камеральной налоговой проверки.

Каждая декларация, поданная в налоговую инспекцию, подлежит проверке, которую осуществляет уполномоченный представитель государственного органа. Эта процедура необходима для того, чтобы проверить, соблюдены ли все условия по уплате налоговых сборов.

Одной из таких проверок является камеральная. Она осуществляется на основании данных, которые указаны в декларации 3-НДФЛ. Проводится эта процедура в местном отделении налоговой службы. Цель камеральной проверки – осуществление контроля правильности ведения отчетности. При этом уполномоченные сотрудники налоговой инспекции выясняют, представлены ли все необходимые сопутствующие справки в срок. Также в процессе процедуры выясняется, соответствует ли информация в декларации данным бухгалтерского учета. Согласно ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. В силу п. 8 ст. 78 названного кодекса решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации. Из объяснений представителя истца и материалов дела судом установлено, что ответчик Оберемко. 01.12.2014 и 18.02.2015 предоставил в ИФНС России по г.Белгороду декларацию по форме 3-НДФЛ за 2013 и 2014 годы с целью получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. К декларации было приложено свидетельство о государственной регистрации права от 20.05.2013, содержащее сведения о приобретении подателем деклараций в собственность квартиры на основании договора купли-продажи; сведения о получении дохода по месту работы – УМВД РФ по Белгородской области и расчет суммы налога подлежащего возврату.

С учетом поступивших в июне 2018г в налоговый орган из УМВД России сведений о произведенных работникам внутренних дед в 2012-2014г социальных выплат. ИФНС России по г.Белгороду была проведена дополнительная проверка по итогам которой 07.11.2018 Оберемко было направлено уведомление с требованием представления уточненных налоговых деклараций, а затем ввиду неисполнения указанного уведомления ответчику было выставлено требование о необходимости погашения задолженности по налогу в размере 130000руб в течение 10 дней с момента получения требования. Указанные требования ответчиком исполнены не были. Руководствуясь положениями ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что возврат уплаченного подоходного налога Оберемко в размере 130000 рубля является неосновательным обогащением последнего, которое возникла в связи с ошибкой налогового органа и в связи с чем, подлежит взысканию с ответчика.

Однако, в судебном заседании ответчик заявил о пропуске срока исковой давности истцом для взыскания неосновательного обогащения. Представитель истца в судебном заседании полагала, что течение срока следует исчислять с момента получения налоговым органом сведений о произведенных работникам внутренних дел социальных выплат, то есть с июня 2018г.

В силу ч.1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 указанного Кодекса.

В силу ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются указанным кодексом и иными законами.

Как следует из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 24.03.2017 №9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах.

Между тем, при применении общих правил исчисления срока исковой давности к заявленному в порядке главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации требованию налогового органа о взыскании с налогоплательщика денежных средств, полученных им по решению налогового органа в качестве имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при отсутствии законных оснований для его предоставления, следует учитывать специфику соответствующих правоотношений, имеющих - несмотря на вынужденное использование гражданско-правовых средств защиты имущественных прав публичного субъекта - публично-правовую природу. Иное приводило бы к недопустимому игнорированию лежащего в основе организации этих правоотношений принципа баланса частных и публичных интересов, поскольку позволяло бы возлагать на налогоплательщика, добросовестное поведение которого не подвергается сомнению, чрезмерное бремя негативных последствий спустя значительное время с момента ошибочного предоставления ему имущественного налогового вычета без тех же самых гарантий, которые ему обеспечивает налоговое законодательство, и ставило бы его в ситуацию правовой неопределенности.

Налоговый кодекс Российской Федерации исходит из того, что деятельность налоговых органов по установлению действительного объема налоговой обязанности налогоплательщика в рамках мероприятий налогового контроля и применение механизмов принудительного исполнения налоговой обязанности ограничены определенными сроками, которые исчисляются с учетом объективных критериев (окончание налогового периода, истечение срока, установленного в требовании, и т.д.), а не таких субъективно-объективных обстоятельств, как выявление самим налоговым органом собственной ошибки - факта предоставления имущественного налогового вычета налогоплательщику при отсутствии для этого установленных законом оснований, притом, что ошибка налогового органа не была обусловлена противоправными действиями налогоплательщика.

В случае если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, такое требование может быть им заявлено, поскольку законом не установлено иное, в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (в случае, если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов, - с момента принятия первого решения о предоставлении вычета). Если же предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика (представление подложных документов и т.п.), то налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.

Истцом в судебное заседание в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не было представлено доказательств того, что им по результатам рассмотрения заявления о производстве возврата имущественного вычета были выявлены факты несоответствия представленных документов и принятии решения о привлечении заявителя к ответственности за совершения налогового правонарушения в установленном порядке.

При обращении Оберемко за налоговым вычетом им предоставлены все предусмотренные и формой декларации и требованиями закона сведения, при приеме декларации от декларанта не были затребованы сведения об источнике денежных средств, уплаченных им за приобретенное жилье, не проверен этот источник и налоговым инспектором, проводившим камеральную проверку в течение трех месяцев, тем более, что уже в 2015 году налоговым органом принимались решения об отказе работникам внутренних дел в налоговом вычете именно в связи с тем, что в указанный в декларации период ими были получены социальные выплаты, что давало работнику налоговой службы основание для получения соответствующей информации и по Оберемко. Сведений (доказательств) о том, что Оберемко умышленно скрыл источник денежных средств, использованных им для покупки квартиры, истец не предоставил.

С учетом изложенного, суд полагает, что истцу должно было быть известно об обстоятельствах, указанных в качестве оснований исковых требований еще при приеме декларации, либо во время проведения камеральной проверки, но во всяком случае до вынесения решения о возврате, а поэтому суд считает, что срок исковой давности пропущен значительно, истцом не заявлено о его восстановлении и не представлено доказательств уважительности его пропуска и поэтому для удовлетворения указанных выше исковых требований у суда не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.194-199ГПК РФ, суд,-

РЕШИЛ: Исковые требования ИФНС России по г.Белгороду к Оберемко С.А. о взыскании неосновательного обогащения признать необоснованными и оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2019г

Судья-подпись

*******

*******