НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Белгорода (Белгородская область) от 10.01.2017 № 2-219/2017

Гражданское дело № 2-219/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2017 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Чернышовой О.П.,

при секретаре Сачковой В.Е.,

с участием истца Бабичева Ю.М., его представителя Нечепуренко О.А. (ордер №019070 от 16.01.2017), представителя ответчика администрации г. Белгорода Кувшиновой А.А. (доверенность от 21.09.2016), представителей ответчика МБУ «Центр социальных выплат» Емельяновой О.И. (доверенность от 28.03.2017), Могиленец С.В. (доверенность от 25.01.2017), представителя третьего лица Управление социальной защиты населения Роенко А.Н. (доверенность от 10.01.2017),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабичева Ю.М. к МБУ «Центр социальных выплат», администрации города Белгорода о внесении изменений в условия социального контракта и обязании заключить социальный контракт с внесенными изменениями, взыскании ущерба и компенсации морального вреда,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Бабичев Ю.М. обратился в МБУ «Центр социальных выплат» с заявлением об оказании ему материальной помощи на основе социального контракта с ежемесячными выплатами до минимального прожиточного минимума до устройства на работу, поскольку в настоящий момент является безработным.

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения межведомственной комиссии МБУ «Центр социальных выплат» предложено заключить социальный контракт на сумму единовременной выплаты в размере <...> руб., условием выплаты которой является трудоустройство Бабичева Ю.М.

Бабичев Ю.М. обратился в суд с иском к МБУ «Центр социальных выплат», администрации города Белгорода, в котором просил признать за ним право малоимущего гражданина на участие в разработке программы социальной адаптации; признать нарушение МБУ "Центр социальных выплат" его права на участие в разработке программы социальной адаптации незаконным; признать его права на размер пособия, порядок его выплаты, и срок действия социального контракта, определенных с учетом мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; признать нарушения МБУ "Центр социальных выплат" прав Бабичева Ю.М. на размер пособия, порядок его выплаты, и срок действия социального контракта, определенных с учетом мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации незаконными; признать недействительным решение Межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (протокол МВК от ДД.ММ.ГГГГ) в части определения размера пособия, назначенного Бабичеву Ю.М., порядка его выплаты, срока действия социального контракта, а также определения мероприятий программы социальной адаптации; исключить из проекта социального контракта и программы социальной адаптации от ДД.ММ.ГГГГ условия об обязательном трудоустройстве; заменить все пункты проекта социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ начиная с пункта 2 по пункт 5.5 включительно на пункты типового социального контракта начиная с пункта 2 по пункт 5.6 включительно; включить в мероприятия программы социальной адаптации - активный поиск работы при посредничестве государственного учреждения - центра занятости, который действует 12 месяцев, но прекращается досрочно в случае трудоустройства Бабичева Ю. М.; включить в социальный контракт и программу социальной адаптации условие, по которому МБУ «Центр социальных выплат» обязуется ежемесячно, в течение реализации Бабичевым Ю.М. мероприятия по поиску работы, оказывать Бабичеву Ю. М. социальную помощь (выплачивать пособие) в размере <...> рублей на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг из списка "потребительской корзины" необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в целях реализации мероприятия по поиску работы; установить срок действия социального контракта на 12 месяцев; обязать МБУ «Центр социальных выплат» заключить с ним социальный контракт в (исправленной редакции (приложение 9); обязать МБУ «Центр социальных выплат» возместить причиненный ему ущерб в размере <...> рубля; обязать МБУ «Центр социальных выплат» компенсировать Бабичеву Ю.М. моральный вред в размере <...> рублей; в случае удовлетворения исковых требований обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали.

Ответчики представитель администрации г. Белгорода, представители МБУ «Центр социальных выплат» иск не признали, по основаниям указанным в возражениях на иск.

Третье лицо управление социальной защиты населения по Белгородской области иск полагал необоснованным и подлежащим отклонению.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ N 178-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

На основании ст. 12 ФЗ N 178-ФЗ, оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Вид пособия, назначение и способ выплаты в пределах установленного размера пособия каждому конкретному заявителю определяются органом, уполномоченным на организацию его предоставления.

Согласно п.l.3. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской области от 31 января 2006 г. N 25-пп «О порядке предоставления мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» выплата назначенных единовременных пособий и пособий на основе социальных контрактов заявителю производится уполномоченным органом на основании решений межведомственных комиссий по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предусмотренных главой 11 Социального кодекса Белгородской области. Единовременное пособие и пособие на основе социального контракта оказывается один раз в год по одному из оснований».

ДД.ММ.ГГГГ Бабичев Ю.М. обратился в МБУ «Центр социальных выплат» с заявлением об оказании ему материальной помощи на основе социального контракта с ежемесячными выплатами до минимального прожиточного минимума до устройства на работу, поскольку в настоящий момент является безработным.

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией принято решение об оказании Бабичеву Ю.М. адресной помощи на основании социального контракта (л.д.32).

ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Центр социальных выплат» направило Бабичеву Ю.М. уведомление о принятии межведомственной комиссией решения о назначении ему единовременного пособия на основе социального контракта в размере <...> руб., сроком действия контракта – 6 месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ Бабичев Ю.М. ознакомился с Социальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ и программой реабилитации, от подписи отказался (л.д.23-25).

Между тем социальный контракт - это договор о взаимных обязательствах между малоимущим гражданином и органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации о предоставлении ему и (или) его семье государственной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи.

Основными принципами реализации социальной помощи малоимущим гражданам на условиях заключения социального контракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при определении условий социального контракта, целевой характер оказания социальной помощи.

Ожидаемыми результатами оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта являются: реализация трудового потенциала получателей государственной социальной помощи; повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме; социальная реабилитация членов малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан); повышение социальной ответственности получателей помощи, снижение иждивенческого мотива их поведения.

Согласно п.3 ст. 8.1. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

Межведомственная комиссия занимается разработкой мер, направленных на выход гражданина и (или) его семьи из трудной жизненной ситуации, созданием условий для самообеспечения на основании принимаемых гражданином взаимных обязательств и принимает решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) пособия, о продлении (прекращении) срока действия социального контракта.

Социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен МБУ «Центр социальных выплат» в соответствии с условиями, определёнными решением Межведомственной комиссии (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с Постановлением Правительства Белгородской обл. от 31.01.2006 № 25-пп, в соответствии с Социальным кодексом Белгородской области, в соответствии с ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Решение Межведомственной комиссии Бабичев Ю.М. в установленном законом порядке не оспорил, а в соответствии с п. 3.1 Порядка (Постановление правительства Белгородской обл. от 31.01.2006 N 25-пп (ред. от 14.09.2015) "О порядке предоставления мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации"), "Типовым положением о межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации" МБУ «Центр социальных выплат» не вправе от него отступить.

В программе социальной адаптации, приложенной к социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено мероприятие, направленное на преодоление Бабичевым Ю.М. трудной жизненной ситуации - официальное трудоустройство заявителя. При этом предусмотрено необходимое взаимодействие для реализации указанного мероприятия с ОКУ «Белгородский ЦЗН».

В п. 3.14.1. Порядка предусмотрено одно из мероприятий по социальной адаптации «активный поиск работы при посредничестве государственного учреждения - центра занятости населения, регистрация в качестве ищущего работу либо безработного, получение государственных услуг в сфере занятости населения (профессиональное обучение, профессиональная ориентация), обязательное участие в общественных работах, временной занятости».

Согласно информации, представленной ОКУ «Белгородский ЦЗН» Бабичев Ю.М. имеет диплом о высшем образовании по специальности <...> с присвоением квалификации специалиста. С ДД.ММ.ГГГГ признан безработным с правом получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в минимальном размере <...> руб. в месяц. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему назначена материальная помощь в размере <...> руб. в месяц. Бабичеву Ю.М. оказываются государственные услуги по информированию о положении на рынке труда и содействию в поиске подходящей работы, выданы следующие направления на работу: инженер лаборатории в ОАО «ВИОГЕМ» - кандидатура на рассмотрении до ДД.ММ.ГГГГ (конкурсный отбор); общественная работа учеником оператора связи в филиал ФГУП «Почта России Белгородский почтамп» - кандидатура Бабичева Ю.М. отклонена; ученик обмотчика электромашин в ООО ПО «Белэлектромашина», менеджер в ООО «Титан-Строй» - в приеме на работу отказано. ДД.ММ.ГГГГ Бабичеву Ю.М. оказана государственная услуга по профессиональной ориентации – от профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования отказался.

Доводы истца об изменении пунктов социального контракта на типовые, являются необоснованными, поскольку типовая форма контракта - это унифицированная его форма, в котором его условия могут изменяться и дополняться в зависимости от определенной жизненной ситуации. В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Бабичев Ю.М. указал о необходимости предоставления ему социальной помощи «….до того момента как я устроюсь на работу», т.е. до трудоустройства. Следовательно, предусмотренное в социальном контракте мероприятие «официальное трудоустройство» повысит его социальную ответственность, исключит иждивенческий мотив поведения и приведет к преодолению трудной жизненной ситуации.

При таких обстоятельствах, предусмотренное проектом социального контракта условие по выплате <...> руб. по факту обязательного трудоустройства заявителя в течение трех месяцев после заключения контракта не снижает уровень предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» правовых гарантий Бабичева Ю.М., на получение им государственной социальной помощи.

Право на участие заявителя в разработке программы социальной адаптации не нарушено. В соответствии с п. 3.3 вышеуказанного Порядка уполномоченный орган, проводит собеседование с заявителем и с его слов заполняет анкету о семейном и материально-бытовом положении, а также лист собеседования, в котором со слов заявителя вносится информация о проблемах семьи, ее возможностях по выходу из трудной жизненной ситуации. Указанные мероприятия проводились МБУ «Центр социальных выплат», что стороной истца не оспаривалось. Между тем это и есть взаимодействие с заявителем, в ходе которого он указывает свои пожелания по программе социальной адаптации.

Право на участие Бабичев Ю.М. в заседании Межведомтсвенной комиссии также не нарушено, поскольку в соответствии с Постановлением правительства Белгородской обл. от 31.01.2006 N 25-пп (ред. от 14.09.2015) "О порядке предоставления мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации" (вместе с "Порядком назначения и выплаты единовременного пособия и пособия на основе социального контракта малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации", "Типовым положением о межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации") комиссия имеет право согласно п. 5.2 и п. 5.3 приглашать на заседания Комиссии малоимущих граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, заслушивать их пояснения; обсуждать и предлагать малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, меры в рамках действующего законодательства и лимита бюджетных обязательств, направленные на выход гражданина и (или) семьи из трудной жизненной ситуации, выполнение которых закрепляется в социальном контракте.

При рассмотрении вопроса о включении в социальный контракт и программу социальной адаптации ежемесячные выплаты, размер которых должен составлять разницу между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом Бабичева Ю.М. Межведомственная комиссия руководствовалась п.3 ст. 41 Социального Кодекса Белгородской области, где предусмотрено, что пособие на условиях социального контракта назначается на период от трёх месяцев до одного года, исходя из содержания программы социальной адаптации, размер пособия определялся в порядке, установленном Правительством Белгородской области с учётом мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, исходя из степени тяжести жизненной ситуации, в зависимости от материально-бытового положения заявителя.

В связи с чем ссылки заявителя на необходимость включения в социальный контракт и программу социальной адаптации ежемесячные выплаты, размер которых должен составлять разницу между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом Бабичева Ю.М. свидетельствует об ошибочном понимании закона, и не может являться основанием к удовлетворению заявленных требований, в том числе о взыскании ущерба в размере <...> руб.

Отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании с МБУ «Центр социальных выплат» г. Белгорода компенсации морального вреда в размере <...> руб.

В силу ст. 151 ГК РФ моральный вред возмещается при нарушении личных неимущественных прав гражданина либо других нематериальных благ.

В судебном заседании истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение вреда его личным неимущественным правам, а также достоинству личности, здоровью, жизни и другим нематериальным благам.

При этом необходимо отметить, что к возникшим правоотношениям не могут быть применены нормы гражданского права, а Федеральным законом от 17.07.1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» компенсация морального вреда не предусмотрена.

Исковые требования Бабичева Ю.М., по сути, направлены на формирование условий социального контракта судом, тогда как социальный контракт заключается между гражданином и уполномоченным органом, которые и определяют его условия по согласованию.

Принимая во внимание, что судебной защите, в силу ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, подлежит нарушенное право, которое ввиду не подписания социального контракта в настоящее время не нарушено, суд отказывает истцу в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Бабичева Ю.М. к МБУ «Центр социальных выплат», администрации города Белгорода о внесении изменений в условия социального контракта и обязании заключить социальный контракт с внесенными изменениями, взыскании ущерба и компенсации морального вреда признать необоснованным и в его удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Мотивированный текст решения изготовлен – 03.04.2017.

Судья –