НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 31.10.2022 № 3А-913/2022

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2022 года

66OS0000-01-2022-000534-72

3а-913/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2022 года

г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Жейновой С.И.,

при секретаре Печеркиной А.В.,

с участием с использованием системы видеоконференц-связи административного истца Романенко Ю.В.,

представителя административных ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Свердловской области Никифоровой А.Е.,

представителя административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области Мелешко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Романенко Юрия Викторовича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Романенко Ю.В., отбывающий наказание в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю) обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 250000 руб., ссылаясь на длительное неисполнение определения Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 19 мая 2021 года по гражданскому делу № 2-60/2021 в части возложения на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 14 по Свердловской области, налоговый орган) обязанности возвратить уплаченную им по платежному поручению № 129413 от 29 июня 2018 года государственную пошлину в сумме 300 руб.

Определением суда от 30 августа 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Административный истец Романенко Ю.В., участвующий в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, требования административного иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Интересы Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела в Свердловском областном суде в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» представляло Министерство финансов Российской Федерации.

Представитель административных ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее - УФК по Свердловской области) Никифорова А.Е. заявленные требования не признала, указав, что возврат государственной пошлины осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном статьями 78, 79 и 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом определяя в качестве заявителя исключительно плательщика государственной пошлины, при этом сам Романенко Ю.В. в налоговый орган с заявлением о возврате государственной пошлины не обращался.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 14 по Свердловской области Мелешко Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, указав, что в налоговый орган не поступало заявление от имени Романенко Ю.В. о возврате государственной пошлины с реквизитами счета, открытого в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, а также гражданского дела № 2-60/2021, рассмотренного Кировским районным судом г. Екатеринбурга, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из содержания административного искового заявления и объяснений административного истца, данных непосредственно в судебном заседании, Романенко Ю.В. заявляет о нарушении разумного срока исполнения определения Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 19 мая 2021 года, принятого в рамках рассмотрения гражданского дела № 2-60/2021, в части возврата ему Межрайонной ИФНС России № 14 по Свердловской области государственной пошлины в размере 300 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном этим федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Как разъяснено в абзаце пятом подпункта «б» пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», Закон о компенсации, согласно взаимосвязанным положениям его части 1 статьи 1 и статьи 3, распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе: возлагающих обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 333.16, пункту 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации под государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий.

По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, уплачивается государственная пошлина (пункт 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений абзаца двадцать четвертого статьи 50, абзацев девятого и десятого пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина (по нормативу 100%) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Соответственно, государственная пошлина, которую уплатил Романенко Ю.В. при обращении в суд с исковым заявлением в рамках гражданского дела № 2-60/2021, и которая затем на основании определения Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 19 мая 2021 года подлежала возврату ему Межрайонной ИФНС России № 14 по Свердловской области, поступила в местный бюджет по месту нахождения Кировского районного суда г. Екатеринбурга.

Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, установлено, что:

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов (пункт 1);

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов (пункт 4);

Федеральная налоговая служба осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов (пункт 5.7).

Таким образом, определение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 19 мая 2021 года по гражданскому делу № 2-60/2021, которым Межрайонной ИФНС России № 14 по Свердловской области предписано возвратить Романенко Ю.В. государственную пошлину в сумме 300 руб., уплаченную им по платежному поручению № 129413 от 29 июня 2018 года, подпадает под действие Закона о компенсации, поскольку возлагает на федеральный орган государственной власти обязанность произвести выплаты за счет средств местного бюджета, а потому Романенко Ю.В. относится к лицам, которые вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации.

Вместе с тем, при разрешении заявленных требований по существу, суд не находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно статье 93 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 7 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 названного Кодекса, нормы которой регламентируют порядок зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм (статьи 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации).

Зачет или возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации положения статьи 78 упомянутого кодекса в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело (абзац седьмой);

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов (абзац восьмой).

возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате (абзац десятый).

Из приведенных выше положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, должно быть подано непосредственно самим плательщиком государственной пошлины, при этом срок для рассмотрения налоговым органом заявления о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины составляет один месяц со дня подачи такого заявления.

Из материалов гражданского дела № 2-60/2021 усматривается, что 17 августа 2021 года в Кировский районный суд г. Екатеринбурга поступило заявление Романенко Ю.В. о направлении исполнительного листа о взыскании с ГУФССП России по Свердловской области судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 900 руб. и направлении в УФК по Свердловской области документов для возврата государственной пошлины в размере 300 руб. (гражданское дело № 2-60/2021 т. 2 л.д. 22).

Указанное заявление адресовано непосредственно в Кировский районный суд г. Екатеринбурга, при этом не содержало реквизитов счета Романенко Ю.В., открытого в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

19 августа 2021 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга направил в налоговый орган копию вышеуказанного заявления, копию определения Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 19 мая 2021 года и оригинал платежного поручения об уплате государственной пошлины от 29 июня 2018 года № 129413 (гражданское дело № 2-60/2021, т. 2 л.д. 25).

Указанные документы получены Межрайонной ИФНС России № 14 по Свердловской области 26 августа 2021 года (гражданское дело № 2-60/2021, т. 2 л.д. 60).

1 сентября 2021 года Романенко Ю.В. уведомлен о направлении Кировским районным судом г. Екатеринбурга в Межрайонную ИФНС России № 14 по Свердловской области копии определения Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 19 мая 2021 года и оригинала платежного поручения об уплате государственной пошлины от 29 июня 2018 года № 129413 (гражданское дело № 2-60/2021, т. 2 л.д. 61, 72).

При этом сам Романенко Ю.В. с заявлением о возврате государственной пошлины в размере 300 руб. на основании определения Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 19 мая 2021 года в Межрайонную ИФНС России № 14 по Свердловской области не обращался, что не оспаривалось им в ходе рассмотрения дела.

Об этом свидетельствует и правовая позиция налогового органа, изложенная в письменных пояснениях от 14 октября 2022 года, а также в письме от 19 октября 2022 года, направленном налоговым органом в адрес Романенко Ю.В. (административное дело л.д. 64-65, 76).

Таким образом, поскольку Романенко Ю.В., являясь плательщиком государственной пошлины, в нарушение вышеприведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации, в установленном порядке не обратился в уполномоченный налоговый орган с заявлением о возврате государственной пошлины в размере 300 руб., суд приходит к выводу об отсутствии нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок и оснований для удовлетворения административного искового заявления о присуждении компенсации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Романенко Юрия Викторовича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья С.И. Жейнова