НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 28.06.2011 №

                                                                                    Свердловский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2011 года

Cвердловский областной суд в составе:

судьи Соболевой Т. Е.,

с участием прокурора Серовой Н. М.,

при секретаре Никифоровой Л. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Свердловской области о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 2 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области»,

У С Т А Н О В И Л:

20 ноября 2002 года Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области был принят Закон Свердловской области № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области», который 28 ноября 2002 года был одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, 29 ноября 2002 года подписан Губернатором Свердловской области, опубликован в официальных средствах массовой информации: «Областной газете» № 250-251 30 ноября 2002 года и в «Собрании законодательства Свердловской области» № 11 15 декабря 2002 года. Законом Свердловской области от 18 октября 2010 года № 75-ОЗ в статьи 3 и 4 указанного Закона Свердловской области (с ранее внесенными изменениями) были внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2011 года.

В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» (в редакции Закона Свердловской области от 18 октября 2010 года № 75-ОЗ) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 2 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области».

В обоснование заявления указал, что Закон Свердловской области в оспариваемой части противоречит пункту 6 статьи 3, пункту 1 статьи 6, пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ), поскольку срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанный налог подлежит уплате только после 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом года, а не в любой день с 01 января до 01 ноября того же года. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Правовой акт о налогах и сборах признается несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, если изменяет определенное им содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Представители Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатора Свердловской области в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что с учетом требований статей 356, 363 Налогового кодекса Российской Федерации субъектом Российской Федерации может быть установлен любой срок уплаты транспортного налога, начиная с 1 ноября. В соответствии с порядком исчисления сроков, установленных статьей 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата транспортного налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, в соответствии с Законом Свердловской области может быть осуществлена до 24 часов 1 ноября. Следовательно, 1 ноября входит в срок, установленный областным законом для уплаты налога. У налогоплательщика, являющегося физическим лицом, возникает обязанность уплатить транспортный налог за налоговый период на основании налогового уведомления, направленного ему налоговым органом, в любой период времени с момента получения налогового уведомлении, но не позднее 1 ноября (включительно) года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом 1 ноября следует считать днем окончания периода, в который налогоплательщик обязан уплатить транспортный налог.

Суд, заслушав объяснения представителей заявителя, Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатора Свердловской области, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Таким образом, в силу вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе устанавливать транспортный налог на территории соответствующего субъекта, который на основании статьи 14 Кодекса относится к региональным налогам, вводить его в действие, определять ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты с учетом положений статьи 363 Кодекса.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания.

Таким образом, оспариваемый Закон Свердловской области принят в пределах полномочий, предусмотренных вышеуказанными положениями федерального законодательства.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ).

В соответствии со статьей 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями (пункт 1). Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока (пункт 8).

Оспариваемым положением пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Следовательно, с учетом установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка исчисления сроков, сроком уплаты транспортного налога на территории Свердловской области является 24 часа 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом доводы заявителя о том, что транспортный налог подлежит уплате только после 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом года, а не в любой день с 01 января до 01 ноября того же года, являются несостоятельными, поскольку в данном случае сроком является окончательный момент наступления исполнения конкретного обязательства, в частности уплаты налога, срок уплаты которого определен календарной датой.

Также из грамматического толкования оспариваемой нормы областного закона, заключающегося в анализе структурной связи слов для выяснения ее смысла и содержания, следует, что установленный срок «не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом» не противоречит статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данный срок не установлен «ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом» (последней календарной датой которого является 31 октября).

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В силу пункта 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Именно неуплата или неполная уплата налога в установленный срок, не позднее 24 часов 1 ноября, будет служить основанием для произведения взыскания налога в соответствии с положениями главы 8 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

Следовательно, установленный оспариваемой нормой срок уплаты транспортного налога не нарушает предусмотренные федеральным законодательством права налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, поскольку не ограничивает период уплаты ими указанного налога с соблюдением права досрочного исполнения обязанности по уплате налога и не изменяет установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок уплаты транспортного налога.

Также являются необоснованными доводы заявителя о несоответствии оспариваемой нормы Закона Свердловской области пункту 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

В статье 3 Закона Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ определены порядок и сроки уплаты транспортного налога с указанием конкретной даты, не позднее которой он уплачивается физическими лицами, следовательно, налогоплательщик знает, когда и в каком порядке он должен платить налог.

Является несостоятельной ссылка в заявлении на противоречие оспариваемой нормы пункту 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации с указанием, что нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Оспариваемая норма Закона Свердловской области не устанавливает и не изменяет обязанности участников налоговых правоотношений, в частности налогоплательщиков, которые предусмотрены статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания недействующей части 2 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» не имеется, поскольку оспариваемый закон принят законодательным органом государственной власти Свердловской области в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям федерального законодательства, не нарушает права и охраняемые законом интересы налогоплательщиков, являющихся физическими лицами.

Руководствуясь статьями 194, 196, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении заявления заместителю прокурора Свердловской области о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 2 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Свердловский областной суд.

Судья Т. Е. Соболева