НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 27.11.2018 № 3А-413/18

Дело № 3а-413/2018

66OS0000-01-2018-000390-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

27 ноября 2018 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,

при секретаре Заболотских А.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Министерства финансов Свердловской области ФИО2,

представителя административного ответчика Министерства социальной политики Свердловской области ФИО3,

представителя административного ответчика территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав заявленные требования тем, что решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 17 мая 2017 года было отказано в удовлетворении его искового заявления к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району (далее - Управление) о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности по включению в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 августа 2017 года указанное решение суда отменено, исковые требования удовлетворены; за ним признано право на присвоение звания «Ветеран труда» и на Управление возложена обязанность включить его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Поскольку в добровольном порядке Управление не исполнило судебный акт, 26 января 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району и пригородному району УФССП России по Свердловской области было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. 12 апреля 2018 года Управление приняло решение о предоставлении государственной услуги и включило его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем 20 апреля 2018 года исполнительное производство было окончено.

По мнению административного истца, общая продолжительность производства по исполнению судебного акта составила 8 месяцев и 1 день (с 11 августа 2017 года по 12 апреля 2018 года), что не может быть признано разумным, так как указанная продолжительность многократно превышает установленный десятидневный срок оказания услуги – «включения в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Длительное неисполнение вступившего в законную силу судебного акта лишило его возможности своевременно воспользоваться мерами социальной поддержки, привело к дополнительным материальным и временным затратам, связанным с посещением государственных органов и перепиской с ними.

Административный истец просил взыскать в его пользу за счет средств бюджета Свердловской области компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 30000 рублей, а также возместить понесенные расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административное исковое заявление поддержал, настаивал на его удовлетворении.

Интересы Свердловской области при рассмотрении настоящего административного дела в Свердловском областном суде в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» представляли Министерство финансов Свердловской области и Министерство социальной политики Свердловской области.

Относительно требований административного истца представителями административных ответчиков Министерства финансов Свердловской области, Управления представлены письменные возражения.

Представители административных ответчиков Министерства финансов Свердловской области ФИО2, Министерства социальной политики Свердловской области ФИО3, Управления ФИО4, заявленные требования не признали, указывая на отсутствие нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Поскольку в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле о времени и месте его рассмотрения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд находит, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Согласно пункту 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из материалов гражданского дела № 2-841/17, исследованного в судебном заседании, следует, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 августа 2017 года отменено решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 17 мая 2017 года, по делу принято новое решение, которым удовлетворен иск ФИО1 к Управлению о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности по включению в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»; за ФИО1 признано право на присвоение звания «Ветеран труда» и на Управление возложена обязанность включить его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

22 декабря 2017 года ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области с заявлением о выдаче исполнительного листа, который им был получен 25 января 2018 года и в этот же день предъявлен в ОСП по Ленинскому району и пригородному району УФССП России по Свердловской области.

На основании поступившего исполнительного документа судебным приставом-исполнителем указанного отдела судебных приставов ФИО5 26 января 2018 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 9222/18/66009-ИП в отношении должника Управления.

Судом установлено, что копия названного постановления о возбуждении исполнительного производства, а также требование от 11 апреля 2018 года № 1 о явке должника к судебному приставу-исполнителю с предоставлением сведений, подтверждающих включение административного истца в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда поступили в адрес Управления 11 апреля 2018 года.

Решением Управления от 12 апреля 2018 года № 3 ФИО1 включен в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», а 19 апреля 2018 года копия этого решения Управлением была представлена в ОСП по Ленинскому району и пригородному району УФССП России по Свердловской области.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району и пригородному району УФССП России по Свердловской области от 20 апреля 2018 года исполнительное производство № 9222/18/66009-ИП в отношении должника Управления было окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

Административное исковое заявление ФИО1 подано в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации шестимесячный срок со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Вопреки утверждению административного истца, с учетом вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации общая продолжительность исполнения судебного акта, исчисляемая в рассматриваемом случае со дня предъявления ФИО1 исполнительного листа в службу судебных приставов и до момента окончания производства по исполнению судебного акта, составила 2 месяца 25 дней, что незначительно (на 25 дней) превышает двухмесячный срок, установленный частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Исполнительный лист выдан административному истцу по его заявлению в соответствии с положениями части 1 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исполнительное производство возбуждено судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району и пригородному району УФССП России по Свердловской области по заявлению административного истца на основании поступившего исполнительного документа, в сроки, установленные статьей 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем приняты необходимые меры, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

Требования исполнительного документа Управлением исполнены в установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения судебного акта.

С учетом изложенных обстоятельств, общую продолжительность исполнения судебного акта, равную 2 месяцам 25 дням, суд признает разумной, а действия Управления и должностных лиц службы судебных приставов, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, в целях своевременного исполнения такого акта достаточными и эффективными.

Нарушение судебным приставом-исполнителем установленного частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срока исполнения судебного акта на 25 дней является незначительным и согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ само по себе не означает нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Исходя из этого и учитывая, что общий срок исполнения судебного акта судом признан разумным, названное нарушение сроков исполнения судебного акта суд также не находит свидетельствующим о нарушении права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок.

Таким образом, с учетом критериев, установленных прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, принимая во внимание достаточность и эффективность действий Управления и должностных лиц службы судебных приставов, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, произведенных в целях своевременного исполнения судебного акта, а также общий срок исполнения судебного акта, который признан разумным, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок и оснований для удовлетворения заявления о присуждении компенсации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2018 года.

Судья

Д.И. Гылкэ