66OS0000-01-2019-000225-78 Дело № 3а-282/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 25 июля 2019 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием представителей:
административного истца – Бычина Андрея Валерьевича,
административного ответчика – Шарафиева Руслана Борисовича,
прокурора Васильевой Марии Александровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Пышминского городского округа «Водоканалсервис» (далее – МУП ПГО «Водоканалсервис») о признании нормативного правового акта недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
11 декабря 2018 года Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – РЭК Свердловской области) принято постановление № 282-ПК «Об установлении организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на 2019 – 2023 годы» (далее – Постановление № 282-ПК).
Этим постановлением на основе долгосрочных параметров регулирования с использованием метода индексации утверждены и установлены с календарной разбивкой долгосрочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее – Тарифы) на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года согласно приложению.
МУП ПГО «Водоканалсервис» присвоен статус гарантирующей организации в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения с зоной деятельности в административных границах населённого пункта р.п. Пышма (постановление администрации Пышминского городского округа от 18 августа 2014 года № 466).
В строке 185 Тарифов МУП ПГО «Водоканалсервис» установлены тарифы на питьевую воду (строка 1851) и на водоотведение (приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения). Категория сточных вод: жидкие бытовые отходы (строка 1852).
МУП ПГО «Водоканалсервис» обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Уточнив при рассмотрении административного дела основания своих требований (т. 4 л.д. 109-113), утверждает, что устанавливая оспариваемые Тарифы, РЭК Свердловской области в своём расчёте необоснованно увеличила значения объёмов питьевой воды, планируемой на 2019 год к отпуску абонентам (строка 1851), а также принятых сточных вод (категория «жидкие бытовые отходы»; строка 1852). Кроме того, считает, что, при установлении тарифа на питьевую воду, РЭК Свердловской области, проверяя размер необходимой валовой выручки, неправомерно занизила величину расходов на амортизацию основных средств. Вместо предложенного административным истцом проекта расчёта амортизационных отчислений в разрезе основных средств, принятых к учёту, на сумму 6077, 05 тыс. руб., РЭК Свердловской области согласилась и приняла только 3160, 01 тыс. руб.
Полагая нарушенными свои права и законные интересы по причине занижения Тарифов, административный истец, не поддерживая первоначально изложенные обоснования своих требований, просит признать недействующими строки 1851 и 1852 Тарифов, утверждённых Постановлением № 282-ПК, ссылаясь только на три вышеназванных обстоятельства.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на удовлетворении административного искового заявления; просил признать недействующими оспариваемые положения нормативного правового акта (строки 1851 и 1852).
РЭК Свердловской области, возражая против обоснованности суждений административного истца, заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, которые изложены в представлявшихся письменных возражениях, а также на основании имеющегося тарифного дела.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, допросив свидетеля, а также заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что требования административного иска не подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённым Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года № 1067-УГ, установлено, что РЭК Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен. РЭК Свердловской области устанавливает подлежащие государственному регулированию тарифы и размер платы в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (пункты 1 и 13 Положения). Из содержания пунктов 29-32 Положения следует, что для определения основных направлений деятельности в области регулирования цен и принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган – Правление Комиссии, на заседании которого принимаются решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Решения, принятые на заседании Правления, оформляются постановлениями РЭК Свердловской области.
26 апреля 2018 года МУП ПГО «Водоканалсервис» обратилось в РЭК Свердловской области с заявлением для согласования и утверждения тарифов. Исходя из планируемой необходимой валовой выручки в размере 15630, 57 тыс. руб. и 550, 12 тыс. м3 объёма водоснабжения, просило установить в размере 28 руб. 41 коп./м3 тариф питьевую воду. РЭК Свердловской области 27 апреля 2018 года известил организацию об открытии дела об установлении тарифов (т. 4 л.д. 21-24).
15 ноября 2018 года, после проведённой плановой документарной проверке, МУП ПГО «Водоканалсервис» обратилось в РЭК Свердловской области с заявлением о пересмотре параметров тарифа на услуги водоотведения, на основании предоставленных расчётных материалов (т. 1 л.д. 96). Дополнительные документы и пояснения по транспортным расходам при оказании услуг водоотведения, представлены 03 декабря 2018 года (т. 1 л.д. 128).
Заявив 15 ноября 2018 года о пересмотре параметров тарифа на услуги водоотведения МУП ПГО «Водоканалсервис» планировало и указало объём сточных вод по категории «жидкие бытовые отходы» в размере 71, 24 тыс. м3; необходимая валовая выручка рассчитана в сумме 13371, 14 тыс. руб.
Тем самым, МУП ПГО «Водоканалсервис» рассчитывало установить тариф на водоотведение (приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения). Категория сточных вод: «жидкие бытовые отходы» в размере 187 руб. 69 коп.
В результате проверки документов, представленных МУП ПГО «Водоканалсервис», с учётом произведённого органом регулирования расчёта, 11 декабря 2018 года на заседании Правления Комиссии рассмотрен вопрос об установлении МУП ПГО «Водоканалсервис» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (т. 1. л.д. 85). Правление Комиссии постановило установить долгосрочные параметры регулирования; утвердить производственные программы и установить с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года включительно с календарной разбивкой долгосрочные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Принятое Правлением Комиссии решение оформлено нормативным правовым актом – Постановлением № 282-ПК от 11 декабря 2018 года, которое опубликовано и размещено на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области (http://www.pravo.gov66.ru).
В результате на 2019 год для МУП ПГО «Водоканалсервис» тариф на питьевую воду установлен в размере 21 руб. 42 коп./м3 (НДС не предусмотрен; организация применяет специальных налоговый режим по Налоговому кодексу Российской Федерации – упрощённую систему налогообложения); на водоотведение (приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения). Категория сточных вод: жидкие бытовые отходы тариф установлен в размере 101 руб. 77 коп./м3.
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Постановление № 282-ПК, оспариваемое в части административным истцом, принято в соответствующей форме уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры принятия, введения в действие и опубликования. Оснований для иных, противоположенных суждений, суд не усматривает; МУП ПГО «Водоканалсервис» на такие обстоятельства также не ссылается.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», устанавливая в статье 5, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Из положений статьи 31 названного Федерального закона, содержащей исчерпывающий перечень тарифов подлежащих регулированию в сфере водоснабжения и водоотведения, следует, что к тарифам, подлежащим регулированию в сфере холодного водоснабжения относится тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); в сфере водоотведения – тариф на водоотведение, а также тариф на транспортировку сточных вод. Порядок формирования тарифов, методы расчёта тарифов, способы регулирования тарифов, а также период их действия регулирует статья 32 этого же Федерального закона, предусматривая, что порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Одним из принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, которые необходимы для осуществления данной деятельности (пункт 5 части 2 статьи 3 названного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены «Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования) и «Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Правила регулирования тарифов). Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э утверждены Методические указания по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).
Из положений пунктов 12-17 и 25 Правил регулирования тарифов следует, что на основании заявления регулируемой организации и прилагающихся обосновывающих материалов орган регулирования открывает и рассматривает дело об установлении тарифов. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает её результаты в своем экспертном заключении. Обязанность по представлению экономического обоснования планируемых расходов лежит на регулируемой организации, которая направляя в регулирующий орган документы бухгалтерского учёта, несёт риски получения отказа со стороны регулирующего органа в принятии заявленных затрат в случае несоответствия данных документов требованиям законодательства о бухгалтерском учёте.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении расчёт тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объёма поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе методом индексации.
Тождественная норма о том, что тарифы на питьевую воду и на водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод, оказываемых услуг, установлена в пункте 29 Основ ценообразования. Указанные объёмы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического объёма отпуска воды (приёма сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние три года.
Как предусмотрено пунктом 96 Методических указаний тарифы регулируемых организаций на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение без дифференциации в виде одноставочных тарифов рассчитываются в соответствии с формулой 42 (значение необходимой валовой выручки делится на значение объёма отпускаемой воды (принимаемых сточных вод) абонентам и другим регулируемым организациям).
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Непосредственно размер необходимой валовой выручки рассчитывается по формуле 30 (пункт 85 Методических указаний) как сумма слагаемых, в число которых входят также и расходы на амортизацию основных средств.
Величина расходов на амортизацию основных средств устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями (пункт 77 Основ ценообразования). Как установлено в пункте 89 Методических указаний величина расходов на амортизацию основных средств устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 Методических указаний, который, в свою очередь, устанавливает, что расходы на амортизацию основных средств, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определённом в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.
Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учёте.
Расчётный объём отпуска воды, объём принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 11 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объёма отпуска воды (приёма сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние три года, в том числе с учётом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приёма сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчётных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учёта воды (сточных вод) (пункт 4 Методических указаний).
Расчёт объёма принятых сточных вод на очередной год осуществляется аналогичным подходом, с использованием данных о фактическом объёме принимаемых сточных вод и динамики объёма принимаемых сточных вод за последние три года, а также информации об объёме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения, и информации об объёме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить) (пункт 8 Методических указаний).
Непосредственно расчёт объёма воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, также как и расчёт объёма принятых сточных вод на очередной год, определяется по формуле, которая предусмотрена в пункте 5 Методических указаний и включает в себя значения составляющих, перечисленных в вышеприведённых пунктах 4 и 8 Методических указаний.
При этом, следует отметить, что никаких иных норм, правил и предписаний о том, каким образом и на основании каких документов возможно и допустимо производить расчёт объёма принятых сточных вод, ни Основы ценообразования, ни Методические указания, не содержат.
МУП ПГО «Водоканалсервис» представлен в РЭК Свердловской области баланс водоснабжения (т. 3 л.д. 22, 23). Из содержания представленного баланса водоснабжения видно, что динамика отпуска воды за последние три года в нём отсутствует, а сведения указаны только в отношении 2016 и 2017 года. В то же время, в том случае, если данные об объёме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, то темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учёта этих лет. В связи с этим, при расчёте объёма воды по формуле 5 Методических указаний, РЭК Свердловской области в данном случае не учитывала какое-либо значение динамики отпуска воды.
В представленном МУП ПГО «Водоканалсервис» балансе водоснабжения фактический объём воды, отпущенный из сети (отпущенные собственным абонентам) за истекший 2017 год, самой организацией был указан в количестве 666,43 тыс. м3 (строки 3.4, 6.1, 6.4, 6.4.2 баланса водоснабжения).
Строки 9 и 10 баланса водоснабжения (увеличение/снижение объёма отпуска воды, изменение объёма воды) не заполнены и вообще не содержат никакой информации; организация не планировала ни подключение новых абонентов, ни отключение существовавших абонентов.
При таких обстоятельствах, и на основании такого баланса водоснабжения, представленного организацией, необходимый расчёт по формуле 1 (пункт 5 Методических указаний) позволял использовать только одно имевшееся значение, не равное нулю – это значение объёма воды, которая по факту отпущена абонентам в 2017 году – то есть, 666,43 тыс. м3.
Именно это значение объёма воды и было использовано РЭК Свердловской области при расчёте тарифа на питьевую воду, и вопреки утверждениям административного истца, которые не могут быть признаны обоснованными, суд приходит к выводу, что никаким нормам Основ ценообразования и (или) Методических указаний такой расчёт в действительности не противоречит. Наоборот, значение объёма воды определено РЭК Свердловской области правильно и верно, а мнение МУП ПГО «Водоканалсервис» о необходимости использовать значение объёма воды 550, 12 тыс. м3 не основано на положениях Основ ценообразования и Методических указаний. Более того, такое значение объёма, рассчитанное МУП ПГО «Водоканалсервис» иными способами (в том числе, с учётом представленных налоговых деклараций) не основано на законодательстве, которое специально регулирует правоотношения в сфере тарифного регулирования.
Необходимо отметить, что и имеющаяся производственная программа МУП ПГО «Водоканалсервис», согласованная главой муниципального образования, (т. 2 л.д. 209-211) содержит значение полезного отпуска воды потребителям в 2017 году в объёме 666,4 тыс. м3. В свою очередь, Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения за 2017 год, заполненные и представленные 03 мая 2018 года МУП ПГО «Водоканалсервис», указывают, что объём воды, отпущенной потребителям, тоже составляет 666,43 тыс. м3 (строка 10). Поэтому не имеется никаких оснований и возможности согласиться с тем, что в такой ситуации следовало принять значение объёма воды 550, 12 тыс. м3.
Что же касается расчётного объёма принятых сточных вод (по категории сточных вод «жидкие бытовые отходы»), то надлежащий и предусмотренный для этого «баланс водоотведения» (приложение 11), на основании которого и следовало проводить проверку и определять объём водоотведения, МУП ПГО «Водоканалсервис» не составлял и не предоставлял в РЭК Свердловской области. Формально имеющийся баланс водоотведения в строке 1.2.1 для данной категории сточных вод содержит нулевое значение (т. 3 л.д. 123).
Установление с 01 января 2019 года тарифа на водоотведение (приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения). Категория сточных вод: жидкие бытовые отходы (строка 1852), который оспаривает административный истец, произошло впервые, и стало результатом выявленного РЭК Свердловской области нарушения установленного порядка образования, что повлекло вынесение предписания от 26 октября 2018 года № 32 (т. 1 л.д. 82).
Законность этого предписания проверялась Арбитражным судом Свердловской области (дело № А60-62895/2018). Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2019 года требование МУП ПГО «Водоканалсервис» о признании вышеназванного предписания РЭК Свердловской области недействительным оставлено арбитражным судом без удовлетворения.
Никаких данных о фактическом объёме принимаемых сточных вод для категории сточных вод: «жидкие бытовые отходы», также как и динамики объёма принимаемых сточных вод за предшествующие периоды, не имелось; такой информацией РЭК Свердловской области не располагала.
Имеющийся в тарифной документации паспорт производственной программы МУП ПГО «Водоканалсервис» (т. 3 л.д. 91-98) не дифференцировал объём принятых сточных вод за 2017 год в зависимости от категории сточных вод (пункт 11 Основ ценообразования). Раздел «показатели производственной деятельности» содержит только общее значение объёма сточных вод за 2017 года принятого от потребителей в 197,2 тыс.м3.
Все расчётные материалы, которые вообще позволяли органу регулирования в такой ситуации определять и проверять объём принятых сточных вод, как уже было указано выше, МУП ПГО «Водоканалсервис» представило в РЭК Свердловской области 15 ноября 2018 года и 03 декабря 2018 года; эти материалы представлены в рассматриваемое дело (т. 1 л.д. 96-193).
По мнению суда, в такой ситуации, в обязанность органа регулирования при установлении тарифа входил, в том числе, и анализ с проверкой запланированного, заявленного и указанного 15 ноября 2018 года МУП ПГО «Водоканалсервис» объёма сточных вод на 2019 год в размере 71,24 тыс.м3.
РЭК Свердловской области, безусловно, была обязана установить соответствующий, дифференцированный, и экономически обоснованный тариф, несмотря на отсутствие надлежащего «баланса водоотведения», содержащего необходимые сведения об объёме жидких бытовых отходов. Следовательно, проводя такую проверку, изучая и анализируя представленные первичные документы, РЭК Свердловской области действовала в пределах своей компетенции без какого-либо превышения полномочий.
В свою очередь, основываясь на расчётных материалах МУП ПГО «Водоканалсервис» (т. 1 л.д. 96-193), РЭК Свердловской области пришла к выводу о том, что запланированный объём сточных вод на 2019 год в размере 71,24 тыс. м3, занижен; не учитывает объём жидких бытовых отходов, который вывозится из частного сектора, от абонентов, которые присоединены к централизованной системе водоснабжения, но не подключены к централизованной системе водоотведения, что не соответствует требованиям части 5 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В действительности же экономически, технически и технологически обоснованный и планируемый объём сточных вод на 2019 год, основанный на информации самого МУП ПГО «Водоканалсервис», при установлении этого тарифа, по расчёту РЭК Свердловской области, составил 112,1 тыс.м3.
Орган регулирования, проверяя экономическую, техническую и технологическую обоснованность заявленного объёма жидких бытовых отходов в размере 71, 24 тыс. м3, исходил из объёма цистерн на восьми транспортных средствах, которые использует МУП ПГО «Водоканалсервис» для вывоза жидких бытовых отходов. При этом орган регулирования учитывал итоговый пробег (километраж) этих восьми автомобилей на основании данных путевых листов за 2017 год, брал в расчёт расход топлива, который также указало и просило принять МУП ПГО «Водоканалсервис», сопоставлял эти данные с количеством рабочих дней, а также реестром расстояний маршрутов. Помимо этого, поскольку расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются (пункт 14 Основ ценообразования), РЭК Свердловской области определила также и коэффициент загрузки на данный регулируемый вид деятельности, рассчитав его в размере 68,5 %.
В результате получилось, что при имеющемся количестве транспортных средств, объёмах их цистерн, с запрошенным количеством топлива, с учётом пробега этих автомобилей за известное количество рабочих дней и число совершённых автомобилями поездок, МУП ПГО «Водоканалсервис» планирует вывоз жидких бытовых отходов в объёме не 71,24 тыс. м3, а 112,1 тыс.м3.
Но, такое занижение объёма вывоза жидких бытовых отходов приводило бы к экономически необоснованному увеличению тарифа, поскольку исходя из вышеназванной формулы 42 Методических указаний, чем ниже цифровое значение объёма (то есть, в формуле используется меньшее значение знаменателя), тем выше получаемое в итоге значение (размер) тарифа.
С точки зрения правил и предписаний, которые содержат Основы ценообразования и Методические указания, такая проверка и установление РЭК Свердловской области действительного (и как наиболее истинного) объёма жидких бытовых отходов не вступила и не вошла в противоречие ни с одной нормой законодательства, регулирующего правоотношения в сфере тарифного регулирования. В данном случае, у суда не вызывает никаких сомнений, что, несмотря на отсутствие «баланса водоотведения», орган регулирования всё равно должен был и обязан был установить для МУП ПГО «Водоканалсервис» оспариваемый вид тарифа на водоотведение. Для этого в любом случае необходимо было проверить и экономическую, и техническую, а также технологическую обоснованность расчётов, которые произвела сама организация. Такая нормотворческая деятельность органа государственной власти в сфере тарифного регулирования, направленная на достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций и их абонентов, соответствует принципу экономической обоснованности; отвечает целям и задачам деятельности РЭК Свердловской области. Никакого нарушения Основ ценообразования и (или) Методических указаний при рассмотрении судом административного дела, в части тарифа на водоотведение, не установлено. Поэтому суд, вопреки ошибочному мнению административного истца, не усматривает оснований и поводов признавать недействующим нормативный правовой акт в этой части (строку 1852 Постановления № 282-ПК), и не считает его противоречащим и не соответствующим иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Относительно суждений МУП ПГО «Водоканалсервис» о необоснованном занижении РЭК Свердловской области величины расходов на амортизацию основных средств и частичном принятии этих расходов только в сумме 3160, 01 тыс. руб., вместо 6077, 05 тыс. руб., суд приходит к следующему.
Расходы на амортизацию основных средств учитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.
В пунктах 7 и 9 Положения об учётной политике для целей бухгалтерского учёта МУП ПГО «Водоканалсервис» предусмотрено включение в состав основных средств имущества только дороже 20000 руб.; самой организацией установлено и определено применение линейного метода начисления амортизации ко всем объектам основных средств (т. 2 л.д. 109).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н утверждено Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01, которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации об основных средствах организации.
Из содержания пунктов 6, 7, 14, 17, 22 названного Положения следует, что единицей бухгалтерского учёта основных средств является инвентарный объект. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учёту, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено настоящим Положением. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учёта.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств. Из положений пунктов 49, 53 и 54 этих указаний следует, что стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается по общему правилу, посредством начисления амортизации. Одним из способов начисления амортизации является линейный способ, согласно которому годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Пункты 12 и 13 Методических указаний устанавливают, что учёт основных средств по объектам ведётся бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учёта основных средств, которые открываются на каждый инвентарный объект. Заполнение инвентарной карточки производится на основе акта (накладной) приёмки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.
То есть, расходы регулируемой организации, относящиеся к амортизационным начислениям, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством о ведении бухгалтерского учёта, должны быть подтверждены документально, и к числу необходимых и обязательных документов относятся, в том числе, инвентарные карточки учёта основных средств, отсутствующие в тарифном деле МУП ПГО «Водоканалсервис».
Сумма амортизационных отчислений, составившая 6077,05 тыс. руб., рассчитана МУП ПГО «Водоканалсервис» на 2019 год по установленной в Методических указаниях форме (приложение 23). Этот расчёт МУП ПГО «Водоканалсервис», в свою очередь, основывается на ведомости амортизации основных средств за 2017 год, которая состоит из 206 перечисленных в ведомости объёктов основных средств (т. 3 л.д. 46-59).
Из этого расчёта организации РЭК Свердловской области исключила расходы в размере 2917, 04 тыс. руб., как экономически необоснованные.
Так, из объяснений административного ответчика в суде при рассмотрении административного дела, следует, что орган регулирования исключил из расчёта организации и не согласился с амортизационными отчислениями по объектам, стоимость которых менее 20000 руб.
Помимо этого исключены отчисления по объектам, в отношении которых стоимость увеличилась в 2017 году, но документальное подтверждение этого отсутствовало, и не было представлено. Не приняты в расчёт суммы амортизационных начислений в отношении объектов, стоимость которых будет полностью погашена до начала периода регулирования, на который устанавливаются тарифы, то есть до начала 2019 года.
Кроме того, органом регулирования исключены из расчёта организации амортизационные отчисления по объектам, первоначальная стоимость или (текущая (восстановительная) стоимость (в случае проведения переоценки) объекта основных средств, не подтверждена документами.
Поскольку МУП ПГО «Водоканалсервис» не представлено необходимых и обосновывающих документов, подтверждающих заявленную сумму амортизационных отчислений, суд приходит к выводу, что РЭК Свердловской области правомерно, и в точном соответствии с имевшимися документами, рассчитал самостоятельно размер амортизационных отчислений в отношении восьми объектов. В рассматриваемое административное дело административным ответчиком представлен соответствующий расчёт на сумму 3160, 01 тыс. руб. из которого видно какие именно объекты, и на каком основании приняты к учёту органом регулирования.
Следовательно, расчёт амортизационных отчислений, который выполнила РЭК Свердловской области и с которым не согласен административный истец, в действительности, и, по мнению суда, не является противоречащим и не соответствующим иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; утверждать иное оснований не имеется.
Заключение ООО «Интреком-Аудит Екатеринбург» от 21 июня 2019 года, которое представлено МУП ПГО «Водоканалсервис» (т. 4 л.д. 48), также не может быть признано надлежащим и допустимым доказательством, позволяющим придти к выводу об обоснованности заявленных требований.
Исходя из положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта, судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В том случае, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд не усматривает нарушенных прав административного истца. Вопреки утверждениям МУП ПГО «Водоканалсервис», не нашедшим своего должного подтверждения, суд приходит к выводу, что в действительности строки 1851 и 1852 оспариваемого Постановления РЭК Свердловской области № 282-ПК, не противоречат требованиям и положениям федерального законодательства в сфере тарифного регулирования. Поэтому и заявленные требования административного истца не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия Пышминского городского округа «Водоканалсервис» о признании недействующими постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11 декабря 2018 года № 282-ПК «Об установлении организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на 2019 – 2023 годы», в части строк 1851 и 1852, в которых для муниципального унитарного предприятия Пышминского городского округа «Водоканалсервис» утверждены и установлены тарифы на питьевую воду, на водоотведение (приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения). Категория сточных вод: жидкие бытовые отходы – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2019 года.
Судья | М.В. Старков |