Дело № 3а-363/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 21 августа 2017 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Кучерявой К.О.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению производственной артели старателей «Южно-Заозёрский прииск»
о признании недействующим с момента принятия пункта 310 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, определённого постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года № 927-ПП «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» (в действующей редакции),
УСТАНОВИЛ:
29 декабря 2016 года Правительством Свердловской области принято постановление № 927-ПП «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» (далее – «постановление»; т. 2 л.д. 12-13).
Этим постановлением определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее – «Перечень»), который прилагается к постановлению.
Постановление опубликовано (размещено) 30 декабря 2016 года на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области.
21 июля 2017 года постановлением Правительства Свердловской области № 509-ПП в Перечень, который определён постановлением, внесены изменения, создавшие в результате действующую редакцию нормативного правового акта.
Постановление опубликовано 21 июля 2017 года за № 13880 на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области.
Пунктом 310 Перечня в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год включён объект недвижимого имущества с кадастровым номером 66:50:0000000:4811, принадлежащий на праве собственности производственной артели старателей «Южно-Заозёрский прииск».
Производственная артель старателей «Южно-Заозёрский прииск» обратилась 31 мая 2017 года в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административный истец, полагая нарушенными свои права и законные интересы по причине необходимости исчисления налога на имущество исходя из кадастровой стоимости этого здания, утверждает, что включение в Перечень принадлежащего ему здания не соответствует (противоречит) положениям статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, просит признать недействующим с момента принятия названный пункт 310 Перечня.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, настаивал на удовлетворении административного иска.
Административный ответчик – Правительство Свердловской области, заинтересованное лицо (на стороне административного ответчика) – Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, утверждая о соблюдении предусмотренных требований при принятии постановления, оспариваемого административным истцом в части, и, не соглашаясь с обоснованностью доводов административного истца, предъявленные требования не признали. Представители в судебном заседании возражения против удовлетворения административного иска поддержали.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Разрешая заявленные требования, исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия Правительства Свердловской области на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых Правительство Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как видно из материалов дела, в государственный кадастр недвижимости 09 августа 2011 года внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:50:0510013:137, площадью 3817 м2, расположенным по адресу: Свердловская область, город Краснотурьинск, улица Карпинского, 4.
Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование – для размещения производственно-административного здания артели.
При проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года земельный участок классифицирован и оценивался как относящийся к девятой группе видов разрешённого использования – земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (т. 1 л.д. 33-38). Эта группа видов разрешённого использования полностью соответствует пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39.
На карте градостроительного зонирования земельный участок располагается в зоне ОД(К) – общественно-деловая зона (комплексная).
На этом земельном участке находится трёхэтажное нежилое здание 1987 года постройки, литер А, общей площадью 6046,5 м2, с кадастровым номером 66:50:0000000:4811. Здание принадлежит на праве собственности производственной артели старателей «Южно-Заозёрский прииск» (запись регистрации 28 декабря 2000 года № 66-01/06-14/2000-180).
По состоянию на 23 ноября 2016 года на спорное здание управления (литер А) составлен технический паспорт (т. 1 л.д. 39-59), из содержания которого видно, что общая площадь здания, в результате перепланировки, составляет 5992 м2; в том числе – основная административная (преимущественно – кабинеты и архивы) – 2798,7 м2, что составляет 46,71 % от общей площади всего здания. Оставшиеся 3193,3 м2 (53,29 %) это сумма площадей вспомогательных помещений (коридоры, тамбуры, лестничные клетки, подсобные помещения, шкафы, комнаты отдыха, раздевалки, душевые, туалеты, сан. узлы), и также складских помещений.
Фактическое использование объекта недвижимости с кадастровым номером 66:50:0000000:4811 (установленное по данным обследования проведённого должностным лицом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области 24 июля 2017 года):
– четырнадцать помещений общей площадью 568,2 м2 (9,4 %) сдаётся в аренду третьим лицам. Собственник здания – производственная артель старателей «Южно-Заозёрский прииск» в своей деятельности использует помещения кабинетов общей площадью 1271,5 м2 (21 %).
Лица, участвующие в рассмотрении данного дела не оспаривают того, что данное спорное здание является зданием заводоуправления; в нём оборудованы рабочие места сотрудников предприятия, обеспечивающие, прежде всего, осуществление производственного процесса самой производственной артели старателей «Южно-Заозёрский прииск».
При этом, ничего не свидетельствует и не указывает на то, что не менее 20% нежилых помещений в этом здании имеют самостоятельное офисное назначение. Для рассматриваемого дела само по себе наименование «кабинет» не означает, что указанные помещения являются офисами в том смысле, которое необходимо как основание для отнесения помещений (здания) к Перечню.
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Свердловской области, является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области; свои полномочия Правительство Свердловской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области).
В соответствии с подпунктом 7-3 статьи 13 Областного закона от 04 ноября 1995 года № 31-ОЗ «О Правительстве Свердловской области» Правительство Свердловской области определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, оспариваемое положение Перечня, определённого соответствующим постановлением Правительства Свердловской области принято Правительством Свердловской области в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган государственной власти Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты.
Представленные и исследованные судом документы позволяют сделать вывод о соблюдении процедуры при принятии нормативного правового акта: проект постановления рассмотрен и обсуждён на заседании Правительства Свердловской области 29 декабря 2016 года, принят по результатам голосования членов Правительства, опубликован в установленном порядке.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Следует также отметить, что Постановлением Правительства Свердловской области от 10 декабря 2014 года № 1139-ПП исполнительным органом государственной власти Свердловской области, который осуществляет (помимо иных функций) также формирование перечня объектов указанного недвижимого имущества для его утверждения Правительством Свердловской области было определено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 17 декабря 2014 года № 5237 создана комиссия по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Комиссия); утверждены положение и состав Комиссии.
Задачей созданной Комиссии является формирование перечня объектов недвижимого имущества (пункт 3 Положения); решения Комиссии оформляются протоколами заседаний Комиссии по форме согласно приложению к настоящему Положению (пункт 19 Положения). Комиссия вправе принимать решения путём проведения заочного голосования (пункт 21 Положения).
Из протокола заочного заседания Комиссии (т. 1 л.д. 66) видно, что Комиссия заочным голосованием решила определить нижеперечисленные в этом протоколе объекты, подлежащими включению в Перечень. Основанием указано расположение объектов на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Это подтверждается кадастровыми паспортами зданий, кадастровыми паспортами на земельные участки. Применительно к рассматриваемому в данном административном деле объекту Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в суд представлены копии названных документов (т. 2 л.д. 56-65), на основании которых объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, определён Комиссией подлежащим включению в Перечень.
В судебном заседании из объяснений сторон установлено, что при формировании Перечня фактического обследования спорного объекта не проводилось; такое обследование было проведено 24 июля 2017 года (т. 2 л.д. 76-156) в период рассмотрения данного административного дела.
После формирования Комиссией Перечня, на заседании Правительства Свердловской области по результатам голосования было принято постановление № 927-ПП, которым на 2017 год определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; принятое постановление опубликовано 30 декабря 2016 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости был включён в перечень уполномоченным органом – Правительством Свердловской области с соблюдением установленного порядка. Единственным основанием для включения объекта в Перечень послужило то, что нежилое здание, расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
То есть, спорный объект включён в Перечень только на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Свердловской области от 27 ноября 2003 года № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» установлен налог на имущество организаций. Законом определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.
На территории Свердловской области налоговая база по данному налогу определяется с учётом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), общая площадь которых составляет свыше 5000 квадратных метров, и помещений в них (статья 1-1 названного Закона).
Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 3782 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу пунктов 2 и 7 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимости определятся в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций, и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства относительно вышеизложенных положений законодательства, суд приходит к выводу, что возражения административного ответчика не могут быть приняты во внимание по причине их ошибочности и необоснованности, а требования административного искового заявления следует удовлетворить.
Прежде всего, вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не свидетельствует безусловно о том, что он предусматривает и допускает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Такой вид разрешённого использования как «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», выделен в самостоятельную группу пунктом 1.2.7 вышеназванных названных Методических указаний. Вид разрешённого использования земельного участка «для размещения производственно-административного здания артели», несмотря на использование в этом названии слова «административного», всё же не предполагает размещения на нём таковых офисных помещений административного или коммерческого назначения именно в том смысле, который содержится в статье 3782 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд считает, что спорное и рассматриваемое здание не отвечает признакам объекта недвижимого имущества подлежащего налогообложению в порядке статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации и объективных оснований для включения здания с кадастровым номером 66:50:0000000:4811 в пункт 310 Перечня не имелось. Такое включение объекта в Перечень не соответствует и противоречит положениям и смыслу статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушая, тем самым, права административного истца как налогоплательщика.
При действующем правовом регулировании, спорное здание заводоуправления, которое обеспечивает функционирование всего производственного комплекса, не должно, по смыслу статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации и предназначению оспариваемого Перечня, относиться к числу таких объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в его оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в 2017 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьёй 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемую административным истцом норму Перечня следует признать недействующей с момента её принятия.
В силу положений пункта 4 части 5 статьи 180 и пунктов 2 и 3 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указания на распределение судебных расходов и на опубликование решения суда или сообщения о его принятии.
Областной закон от 10 марта 1999 года № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» в статье 93 устанавливает порядок опубликования и вступления в силу правовых актов Правительства Свердловской области. Официальным опубликованием постановления Правительства Свердловской области нормативного характера считается первая публикация его полного текста в «Областной газете» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области» (www.pravo.gov66.ru) либо на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Из предписаний, содержащихся в пунктах 2 и 3 пункта 7 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что Перечень размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также направляется в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации. Поэтому сообщение о принятом решении суда, после его вступления в законную силу, должно быть направлено в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области. Такое же сообщение должно быть размещено на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области.
Из положений части 3 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.
Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе глава 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Не содержится никаких разъяснений по данному вопросу и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела». Поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как предусмотрено частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Материалы рассмотренного административного дела не содержат никаких сведений о понесённых административным истцом судебных расходах, за исключением уплаченных 4500 руб. государственной пошлины (т. 1 л.д. 20). Поэтому, принимая решение, суд также взыскивает с административного ответчика – с Правительства Свердловской области в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление производственной артели старателей «Южно-Заозёрский прииск» о признании недействующим с момента принятия пункта 310 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, определённого постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года № 927-ПП «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» (в действующей редакции) удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия пункт 310 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, определённого постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года № 927-ПП «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» (в действующей редакции).
Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу производственной артели старателей «Южно-Заозёрский прииск» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области, а также направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2017 года.
Судья | М.В. Старков |