НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 20.10.2021 № 3А-222/2021

Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2021 года

УИД 66OS0000-01-2021-000068-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

20 октября 2021 года

Номер производства 3а-222/2021

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У.,

с участием прокурора Васильевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное производство 3а-222/2021

по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу

с участием заинтересованных лиц – Администрации городского округа Первоуральск, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорр» Уральский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг».

о признании не действующим в части нормативного правового акта,

установил:

Решением Первоуральской городской Думы от 25 сентября 2008 года № 485 «Об утверждении Генерального плана города Первоуральска» утвержден Генеральный план города Первоуральска, включающий в себя Приложение «Основной чертеж».

Указанное Решение опубликовано в официальном издании «Вечерний Первоуральск», № 116, 14 октября 2008 года.

В нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения.

На момент рассмотрения дела в суде Генеральный план действует в редакции решения Первоуральской городской Думы от 30 марта 2017 года № 588.

Указанное Решение опубликовано в официальном издании «Вечерний Первоуральск», № 2, 31 марта 2017 года.

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее – административный истец) обратился с административным иском, уточнив который просит суд признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда Приложение «Основной чертеж» к решению Первоуральской городской Думы от 25 сентября 2008 года № 485 «Об утверждении «Генерального плана города Первоуральска» (в редакции решения Первоуральской городской Думы от 30 марта 2017 года № 588) в части включения в границы населенного пункта города Первоуральска лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Билимбаевское лесничество Первоуральский участок Первоуральское участковое лесничество: квартал 102 части выделов 22, 27, 30, 35; квартал 107 части выделов 63-65.

Требования мотивированы тем, что оспариваемым решением Первоуральской городской Думы от 25 сентября 2008 года № 485 находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы города Первоуральск с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Оспариваемым нормативным правовым актом в нарушение положений Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

Представитель административного истца Серкова Н.М. в судебном заседании доводы уточненного административного иска и письменных дополнений поддержала, просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель Первоуральской городской Думы Баженова О.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.

В дополнениях к возражениям указано, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Первоуральской городской Думой в пределах компетенции и с соблюдением установленной законом процедуры его принятия.

В частности, на момент принятия в 2008 году Генерального плана города Первоуральска, действовал Генеральный план города Первоуральска, утвержденный Распоряжением исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 1979 года № 1922-р.

Поскольку оспариваемым решением Первоуральской городской Думы границы города не утверждались, никакие изменения решением Первоуральской городской Думы от 25 сентября 2008 года № 485 в утвержденные ранее границы (1979 года) не вносились.

В связи с этим учитывая наличие действующего Генерального плана 1979 года, необходимость соблюдения и согласования проекта Генерального плана 2008 года отсутствовала в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ.

Также административный ответчик выражает несогласие с утверждением административного истца о необходимости при принятии решения в 2008 году согласовывать проект генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, поскольку только с 2010 года согласно пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 Федеральное агентство лесного хозяйства согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.

Кроме прочего, административный ответчик выражает несогласие с представленным административным истцом заключением, выполненным Уральским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» от 2020 года, подтверждающим включение земель лесного фонда в границы города Первоуральска, поскольку оно сделано на основании материалов лесоустройства 1999 года.

Административный ответчик считает, что единственным достоверным источником в отношении земельных участков является Единый государственный реестр недвижимости.

Прежде чем признавать факт наложения необходимо первоначально установить границы участка.

Между тем, земельный участок с кадастровым номером <№> на котором расположены спорные кварталы и части выделов согласно справочной информации Росреестра Свердловской области снят с кадастрового учета.

Таким образом, надлежащие доказательства наложения земель лесного фонда отсутствует.

Представитель Администрации городского округа Первоуральск Чемерикина П.С. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление и объяснениях.

В частности, представителем заинтересованного лица указано, что решением Исполкома Свердловского областного Совета народных депутатов от 26 марта 1971 года № 223 утвержден проект городской черты г. Первоуральска, а Распоряжением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 1979 года № 1022-р утвержден генеральный план г. Первоуральска, разработанный институтом «Свердловскгражданпроект».

В соответствии со ст. 82 Земельного кодекса РСФСР от 01 июля 1970 года городская черта городов, генеральные планы которых подлежат утверждению Советом Министров РСФСР, устанавливается и изменяется Советом Министров РСФСР.

Городская черта других городов устанавливается и изменяется Советами Министров автономных республик и исполнительными комитетами краевых, областных Советов депутатов трудящихся.

Таким образом, городская черта города Первоуральск и Генеральный план города Первоуральск 1979 года были утверждены уполномоченными на тот период органами.

Кроме прочего, оспариваемым административным истцом Решением границы города Первоуральск не определялись.

Установления границ города Первоуральск произведено в ином порядке.

В частности разработанный проект «Генеральный план городского округа Первоуральск применительно к территории г. Первоуральска в части изменения границ» от 30 октября 2009 года был направлен почтовым отправлением 03 ноября 2009 года в Министерство регионального развития Российской Федерации для согласования в соответствии с частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и получен последним 11 ноября 2009 года.

Поскольку Администрацией города Первоуральска не получено предложений по проекту Генерального плана городского округа Первоуральск применительно к территории города Первоуральск в части изменения границ города, проект был направлен для согласования в Правительство Свердловской области, по результатам рассмотрения которого, дано заключение о согласовании проекта генерального плана.

После проведения процедуры публичных слушаний Первоуральской городской Думой принято решение от 28 октября 2010 года № 265 об утверждении Генерального плана городского округа Первоуральск применительно к территории города Первоуральск в части изменения границ города.

Что касается представленного административным истцом заключения Уральского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», то из его содержания следует, что наложение охватывает территорию Билимбаевского лесхоза, исключенную из состава земель лесного фонда в 2005 году и вошедшую в границу городского округа Первоуральск.

От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером <№> поставлен на государственный кадастровый учет 17 октября 2007 года.

В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о площади земельного участка с кадастровым номером <№>; границы земельного участка не установлены.

От представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорр» Уральский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» Вознесенской Е.А. поступили отзывы на возражения административного ответчика и Администрации городского округа Первоуральск, доводы которых поддержаны в судебном заседании.

В частности представитель заинтересованного лица пояснил, что в Заключение о графическом совмещении границ земель лесного фонда Билимбаевского лесничества Первоуральского участкового лесничества Первоуральского участка с границами города Первоуральск Свердловской области указано об использовании материалов лесоустройства 1999 года М:10000 в связи с тем, что на содержащемся в государственном лесном реестре планшете отражена именно такая информация.

В дальнейшем на указанный планшет вносились уточнения и в Заключении использована уже уточненная информация.

Поскольку новый планшет не выпускался, уточнения вносились на планшет 1999 года, соответственно, в Заключении от 2020 года содержится фраза «на основании материалов лесоустройства 1999 г. М:10000».

Об использовании в Заключении актуальной информации, нанесенной на планшет 1999 года свидетельствуют схемы, прилагаемые к актуальным выпискам из государственного лесного реестра и соответствующие карты-схемы.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии со статьями 3, 21, 22, 23 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от 23 июня 2005 года № 194 в состав территории городского округа Первоуральск входит, в частности город Первоуральск.

Первоуральская городская Дума является представительным органом местного самоуправления, имеет право принимать нормативные правовые акты в форме решений, обязательные для исполнения на всей территории этого муниципального образования.

К компетенции Первоуральской городской Думы отнесено утверждение Генерального плана (статьи 6, 23 Устава Первоуральского городского округа).

Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что до принятия оспариваемого нормативного правового акта проводились публичные слушания, по результатам которых оформлены протоколы и заключения.

Проект Генерального плана направлен в Первоуральскую городскую Думу для принятия решения об его утверждении.

Оспариваемое решение Первоуральской городской Думы «Об утверждении Генерального плана города Первоуральска» опубликовано в официальном издании «Вечерний Первоуральск», № 116, 14 октября 2008 года.

На момент рассмотрения дела в суде Генеральный план действует в редакции решения Первоуральской городской Думы от 30 марта 2017 года № 588.

До принятия изменений в оспариваемый нормативный правовой акта также были проведены публичные слушания, по результатам которых оформлены протоколы и заключения.

Решение Первоуральской городской Думы от 30 марта 2017 года № 588 опубликовано в официальном издании «Вечерний Первоуральск», № 2, 31 марта 2017 года.

На основании изложенного, Решение Первоуральской городской Думы от 25 сентября 2008 года № 485 «Об утверждении Генерального плана города Первоуральска» (в редакции 30 марта 2017 года № 588) принято уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности и опубликовано в установленном порядке.

Утвержденным названным решением Генеральный план содержит Приложение «Основной чертеж», в котором отображены границы населенного пункта – города Первоуральска, для которого установлено функциональное зонирование.

Таким образом, Приложение «Основной чертеж» содержит информацию о границах населенного пункта.

Проверяя соблюдение процедуры согласования проекта Генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, когда предусмотрено включение в границы населенных пунктов, входящих в состав соответствующих городского округа, поселения, муниципального района, земельных участков из состава земель лесного фонда, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4, пунктами 1-3 части 6 статьи 23 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы поселения, границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, границы земель лесного фонда.

Частью 8 статьи 24 ГрК РФ закреплено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу частей 1, 7, 8 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежал согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.

Срок согласования проекта генерального плана составлял три месяца со дня направления главой поселения на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В случае непоступления в установленный срок главе поселения заключения на проект генерального плана от указанного в части 7 статьи 25 ГрК РФ уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считался согласованным с таким органом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее - Положение о согласовании).

Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ.

Таким уполномоченным органом в период подготовки оспариваемого Генерального плана являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).

Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минрегион России был наделен организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283, действовавшим в период подготовки оспариваемого нормативного правового акта, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Исходя из части 8 статьи 24, части 1 и части 8 статьи 25 ГрК РФ, пунктов 4, 20 и 23 Положения о согласовании, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в Определении от 3 февраля 2010 года № 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана сельского поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Судом установлено, что в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана города Первоуральска не направлялся на утверждение в Минрегион России, утвержден без согласования с Рослесхозом, что не отрицается стороной административного ответчика.

Довод представителей административного ответчика и Администрации Первоуральского городского округа о том, что на момент принятия в 2008 году Генерального плана города Первоуральска действовал Генеральный план города Первоуральска, утвержденный Распоряжением исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 1979 года № 1922-р, в связи с чем, необходимость соблюдения и согласования проекта генерального плана отсутствовала, рассмотрен судом, и подлежит отклонению на основании следующего.

Законодательным актом в области регулирования лесных отношений в период с 1 августа 1923 года по 1 января 1979 года являлся Лесной кодекс РСФСР от 25 июля 1923 года, который был признан утратившим силу с момента введения в действие Лесного кодекса РСФСР от 8 августа 1978 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СФСР от 21 ноября 1978 года.

Лесной кодекс РСФСР 1923 года предусматривал, что все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины и для нужд лесного хозяйства, отграниченные в установленном для того порядке от земель иного назначения, являются государственной собственностью и образуют единый государственный лесной фонд (статья 1).

Согласно части 3 статьи 1 Лесного кодекса РСФСР 1923 года исключенные из лесного фонда и подлежащие передаче в земельный фонд земельные площади с произрастающей на них древесной растительностью поступают в заведывание землеустроительных учреждений и предоставляются ми землепользователям на основании и условиях, предусмотренных Земельным Кодексом.

Лесной кодекс РСФСР 1923 года подразделял государственный лесной фонд на леса общегосударственного значения и леса местные (часть 4 статьи 1).

В состав лесов местного значения выделялись лесные участки, расположенные вне крупных лесных массивов, а именно: бывшие крестьянские, общественные и переселенческие лесные наделы, леса, находившиеся в подворном крестьянском владении (отруба, хутора) и другие леса, принадлежавшие до национализации лесов сельским обществам и товариществам крестьян и не имеющие общегосударственного значения. Все леса, оставшиеся в едином государственном лесном фонде после выделения из него лесов местного значения, составляют леса общегосударственного значения (статьи 5, 13 Лесного кодекса РСФСР 1923 года).

Согласно статьям 14, 15 Лесного кодекса РСФСР 1923 года леса общегосударственного значения по роду использования разделялись на леса собственно государственные и леса особого назначения. Ведение хозяйства в лесах государственного значения осуществляется лесными органами соответствующего Народного Комиссариата Земледелия.

К лесам особого назначения относились, в частности, защитные лесные дачи, учебно-опытные лесные дачи и памятники природы, горнозаводские леса, городские леса (статья 38 Лесного кодекса РСФСР 1923 года).

Следовательно, земли, занятые лесами, учитывались в составе земель городов, но в то же время входили в состав государственного лесного фонда, поскольку являлись составной частью последнего.

Согласно положениям статей 49, 50 Лесного кодекса РСФСР 1923 года состоящие при городах и поселениях городского типа лесные площади на бывших городских землях считаются городскими лесами и включаются в городскую черту на общих основаниях с городскими землями согласно разделу первому части второй Земельного Кодекса о городских землях. Признание той или иной лесной площади, подлежащей передаче городам, разрешается соглашением губернских земельных органов и коммунальных отделов и утверждается соответствующим Народным Комиссариатом Земледелия.

Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 ода (далее - Основы земельного законодательства 1968 года) земли населенных пунктов и государственного лесного фонда были выделены в самостоятельные категории земельного фонда статья 4) и установлено, что к землям городов относятся все земли, находящиеся в пределах городской черты, в состав которых входили, в том числе, земли, занятые городскими лесами (пункт статьи 30), а землями государственного лесного фонда признавали земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства (статья 43).

При этом все леса оставались составной частью государственного лесного фонда СССР, так как леса произрастают не только на землях, специально отведенных для ведения лесного хозяйства, но и на всех категориях государственного земельного фонда.

Порядок отнесения земель к указанным категориям и перевода земель из одной категории в другую определяется законодательством Союза ССР и союзных республик (статья 4 Основ земельного законодательства 1968 года).

В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик от 7 июня 1977 года, единый государственный лесной фонд был подразделен на леса государственного значения - леса, находящиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса и заповедники, а также колхозные леса - леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. При этом все леса признавались государственной собственностью.

Основы лесного законодательства 1977 года признавали землями государственного лесного фонда земли покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства, и не содержали положений, которые свидетельствовали бы об исключении из общего правила определения земель лесного фонда земель, покрытых городскими лесами.

Следовательно, положение о том, что леса, расположенные в границах городов, входили в состав государственного лесного фонда, не претерпело изменений.

Уполномоченным органом на принятие решений о переводе земель лесного фонда в другие категории согласно статье 37 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, положения которого применяется к лесным правоотношениям, возникшим с 1 января 1979 года (пункт 2 Указа Президиума ВС РСФСР от 21 ноября 1978 года «О порядке введения в действие Лесного кодекса РСФСР») в лесах первой группы являлся Совет Министров РСФСР.

Перевод лесов второй и третьей групп осуществлялся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса РСФСР 1970 года полномочия по распоряжению земельными участками из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров - в районах с лесистостью ниже 0 процентов были предоставлены - исполнительным комитетам областных, краевых Советов народных депутатов, Советам Министров автономных республик.

Во всех других случаях, в том числе в части земельных участков для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, независимо от их размеров, предоставление осуществлялось по постановлению Совета Министров РСФСР.

В соответствии с делением лесов на группы, применяемым Основами лесного законодательства 1977 года, городские леса были отнесены к лесам первой группы, выполняющим санитарно-гигиенические и оздоровительные функции (наравне с лесами зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, лесами зон санитарной краны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов).

Основы лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 года (далее - Основы лесного законодательства 1993 года) установили, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

В связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ, введенного в действие с 03 февраля 1997 года, Основы лесного законодательства 1993 года утратили силу.

Согласно положениям статей 19, 46, 47, 60 и 63 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд находится в федеральной собственности, передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации допускается только на основе федерального закона; формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством, в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 09 января 1998 года № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» (1997 года), обязательным условием осуществления перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, является соблюдением установленной процедуры.

Нормы статей 83, 84 ЗК Российской Федерации 2001 года в первоначальной редакции (до изменений, вступивших в силу с 01 января 2007 года, о том, что черта населенных пунктов отделяет земли населенных пунктов от земель иных категорий) не предусматривали, что становление границы населенных пунктов автоматически влечет изменение категории земель.

Следовательно, Распоряжение исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 1979 года № 1922-р не является решением уполномоченного органа об изменении категории земель и не повлекло перевода лесных участков Билимбаевского лесничества Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества квартал 102 части выделов 22, 27, 30, 35; квартал 107 части выделов 63-65 из земель лесного фонда в земли населенных пунктов.

Судом установлено, что по результатам выполненного Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» заключения в результате наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта города Первоуральск от 2020 года установлено включение в границы города Первоуральск лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда: Билимбаевское лесничество Первоуральский участок Первоуральское участковое лесничество: квартал 102 части выделов 22, 27, 30, 35; квартал 107 части выделов 63-65.

Вышеприведенные обстоятельства объективно подтверждаются выполненными Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» картами-схемами пересечения границ земельных участков иной категории с землями лесного фонда.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <№> (единое землепользование) 1154638498 кв.м., категория - земли лесного фонда, местоположение: Свердловская область, город Первоуральск.

Запись в Едином государственном реестре недвижимости является актуальной, что подтверждено представителем Росреестра по Свердловской области.

Из устных пояснений представителя Уральского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» Вознесенской Е.А., подтвержденных представленными доказательствами следует, что в Заключении о графическом совмещении границ земель лесного фонда Билимбаевского лесничества Первоуральского участкового лесничества Первоуральского участка с границами города Первоуральск Свердловской области указано об использовании материалов лесоустройства 1999 года М:10000, поскольку на содержащемся в государственном лесном реестре планшете отражена именно такая информация.

Внесенные в планшет уточнения (ручкой) были учтены при составлении Заключения.

Судом установлено, что при составлении заключения специалисты Уральского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» действовали на основании лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального значения, результаты которых имеют общегосударственное межотраслевое значение.

Работы по картографическому наложению границ населенного пункта на земли лесного фонда проведены по данным материалам ведомственного картографического фонда Рослесхоза и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Таким образом, доводы представителя Уральского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» о том, что в границы города Первоуральск вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом картой-схемой и лесоустроительным планшетом с таксационным описанием лесных участков Билимбаевское лесничество Первоуральский участок Первоуральское участковое лесничество.

Довод представителя Администрации Первоуральского городского округа о том, что наложение охватило территорию Билимбаевского лесхоза, исключенную из состава земель лесного фонда в 2005 году и вошедшую в границу городского округа Первоуральск, подлежат отклонению.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 6 статьи 47 Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривалось, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.

Местоположение границ земельного участка из состава земель лесного фонда Билимбаевское лесничество Первоуральский участок Первоуральское участковое лесничество определено на основе сведений государственного лесного реестра, информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и в лесоустроительном планшете данного лесничества.

Сведения лесного реестра при разработке оспариваемого Генерального плана не использовались, что стороной административного ответчика не оспаривается.

Вопрос же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела о проверке нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Учитывая, что при подготовке проекта Генерального плана не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ населенного пункта, входящих в состав города Первоуальска и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу, что Приложение «Основной чертеж» к решению Первоуральской городской Думы от 25 сентября 2008 года № 485 «Об утверждении «Генерального плана города Первоуральска» (в редакции решения Первоуральской городской Думы от 30 марта 2017 года № 588) в оспариваемой части противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства, поскольку оно принято без предусмотренного законодательством согласования с уполномоченным органом, в связи с чем, на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит признанию не действующим и не подлежащим применению.

Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать не действующим, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия.

Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, что Генеральный план применялся до вынесения настоящего решения суда, оспариваемое в части Решение Первоуральской городской Думы следует признать не действующим и не подлежащим применению в оспариваемой части со дня вступления в силу настоящего решения суда.

В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Приложение «Основной чертеж» к решению Первоуральской городской Думы от 25 сентября 2008 года № 485 «Об утверждении «Генерального плана города Первоуральска» (в редакции решения Первоуральской городской Думы от 30 марта 2017 года № 588) в части включения в границы населенного пункта города Первоуральска лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Билимбаевское лесничество Первоуральский участок Первоуральское участковое лесничество: квартал 102 части выделов 22, 27, 30, 35; квартал 107 части выделов 63-65.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в газете «Вечерний Первоуральск».

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.

Судья С.Н. Полевщикова