Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург УИД № 66OS0000-01-2022-000252-45
18 мая 2022 года № 3а-695/2022
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2022 года
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2022 года
Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «ОптСтрой» (г. Екатеринбург, ОГРН 1126671013370, ИНН 6671398662) (сокращенное наименование – ООО «Специализированный застройщик «ОптСтрой») к административным ответчикам:
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки»
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
заинтересованные лица: федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Администрация города Екатеринбурга,
при участии в судебном заседании представителей:
административного истца ООО «Специализированный застройщик «ОптСтрой» – Маслова Е.В. и Гилемханова Д.Ф,
административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области – Аписаровой О.С.,
У С Т А Н О В И Л :
06 апреля 2022 года ООО «Специализированный застройщик «ОптСтрой» (далее также – общество) посредством системы ГАС «Правосудие» обратилось в Свердловский областной суд (далее также – суд), предъявив к вышеуказанным административным ответчикам административный иск об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, имеющего кадастровый <№> и расположенного по адресу: <адрес> (далее также – земельный участок).
В обоснование заявленных требований общество ссылалось на то, что является собственником земельного участка и обязано уплачивать земельный налог, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости земельного участка, тогда как учтенная в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) по состоянию на 29 июня 2021 года кадастровая стоимость земельного участка в размере 23818371 руб. превышает его рыночную стоимость. В связи с этим и в целях устранения нарушения имущественных прав общества как собственника земельного участка и плательщика земельного налога административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 29 июня 2021 года в размере 19 089 000 руб., доказывая то, что в соответствии с отчетом оценщика ( / / )3 от 24 февраля 2022 года № 013/21/4 (далее – отчет ( / / )3) именно названная сумма определяет рыночную стоимость земельного участка на указанную дату.
Определением суда от 12 апреля 2022 года административный иск общества был принят к производству. Тем же определением возбуждено производство по административному делу, к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УФО и Администрация города Екатеринбурга.
Открытое 11 мая 2022 года судебное заседание по делу было прервано до 18 мая 2022 года в целях получения отзыва на административный иск от ГБУ СО «Центр государственной кадастровой оценки» (далее – центр оценки).
После окончания перерыва судебное заседание было продолжено при участии представителей административного истца и административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – МУГИСО).
Ввиду надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебное разбирательство по делу было проведено в отсутствие иных административных ответчиков и заинтересованного лица, не обеспечивших явку своих представителей.
При этом в поступившем в суд отзыве центра оценки названный административный ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представители административного истца поддержали заявленные требования, дали объяснения по вопросам суда, тогда как представитель административного ответчика сообщил об отсутствии дополнений к письменному отзыву.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав и оценив в совокупности материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) признает плательщиками земельного налога организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующая оценку земли, указывает на необходимость установления рыночной стоимости земельного участка в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1) и одновременно предусматривает то, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).
Исходя из определения, изложенного в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ), под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовым позициям, изложенным в абзаце четвертом пункта 1 и пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28), под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в частности предъявление требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Материалами административного дела подтверждается то, что общество с 29 июня 2021 года является собственником земельного участка площадью 3356 кв. м, имеющего кадастровый <№> и расположенного по адресу: <адрес>.
Актом определения кадастровой стоимости от 09 июля 2021 года № АОКС-66/2021/002329, утвержденным ГБУ СО «Центр государственной кадастровой оценки» (далее – центр оценки), кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 29 июня 2021 года определена равной 23818 371 руб.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, внесенную в ЕГРН по состоянию на 29 июня 2021 года, административный истец представил в суд отчет ( / / )3, из которого следует то, что рыночная стоимость земельного участка на указанную дату составляла 19089000 руб.
Представленный обществом отчет подготовлен частнопрактикующим оценщиком, прошедшим профессиональную переподготовку по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», имеющим на момент подготовки указанного отчета стаж работы в области оценочной деятельности более 19 лет, а также действующие квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» и полис страхования профессиональной ответственности оценщиков, являющимся членом ассоциации саморегулируемой организации оценщиков «Свободный Оценочный Департамент».
Оценив отчет ( / / )3, суд признал его относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку он выполнен в соответствии с действующими федеральными стандартами оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию, в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком, в том числе при получении информации об объектах-аналогах. Применение оценщиком при оценке земельного участка сравнительного подхода надлежащим образом мотивировано. При этом определены правила отбора объектов-аналогов, о существенных характеристиках которых и цене их реализации на дату предложения представлена достоверная информация. При выполнении расчетов оценщик обосновал применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.
Доказательств, опровергающих изложенный в отчете ( / / )3 вывод о величине рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 29 июня 2021 года, в материалы дела представлено не было. При этом суд отмечает ненаправление административными ответчиками возражений по существу предъявленных обществом требований.
Приняв во внимание изложенное, суд признал административные исковые требования общества обоснованными, а оспариваемую кадастровую стоимость земельного участка – подлежащей определению в размере его рыночной стоимости, составлявшей по состоянию на 29 июня 2021 года 19089 000 руб.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, при разрешении настоящего административного спора судом также определена дата подачи обществом указанного заявления, которой является дата подачи в суд рассматриваемого административного искового заявления – 06 апреля 2022 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «ОптСтрой» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, имеющего кадастровый <№>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, составляющей по состоянию на 29 июня 2021 года 19089000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 06 апреля 2022года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Судья М.С. Рудаков