НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 17.11.2009 № 2-191/2009

   Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2009 года.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 12 ноября 2009 года

 Свердловский областной суд в составе:

 судьи Соболевой Т. Е.,

 с участием прокурора Гетманчука А. А.,

 при секретаре Никифоровой Л. Ю.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Свердловской области об оспаривании статьи 38 Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 5-ОЗ «О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области»,

У С Т А Н О В И Л:

 20 декабря 2005 года Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области был принят Закон Свердловской области № 5-ОЗ «О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области», который 14 февраля 2006 года был одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, 20 февраля 2006 года подписан Губернатором Свердловской области и был официально опубликован в «Областной газете» № 50-51 22 февраля 2006 года и в «Собрании законодательства Свердловской области» 06 апреля 2006 года № 2 (2006). Областными законами от 13 июня 2006 года № 27-ОЗ, от 25 декабря 2006 года № 100-ОЗ в Закон Свердловской области «О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области» были внесены изменения и дополнения.

 Заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов субъекта Российской Федерации о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 38 Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 5-ОЗ «О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области», предусматривающей предоставление депутатам палат Законодательного Собрания Свердловской области государственных гарантий в сфере страхования.

 В обоснование заявления указал, что статья 38 оспариваемого Закона Свердловской области противоречит федеральному законодательству, поскольку возможность государственного страхования депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации подлежит регулированию нормами федерального законодательства, указанная норма противоречит части 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 Представители Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатора Свердловской области заявленные требования заместителя прокурора Свердловской области не признали. В обоснование возражений указали, что страхование депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области, предусмотренное статьей 38 Закона Свердловской области «О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области», не является обязательным государственным страхованием, поскольку это одна из возможных гарантий, обеспечивающих деятельность депутатов, депутаты палат не являются государственными служащими, относятся к лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации. Оспариваемой нормой закона установлено расходное обязательство Свердловской области и определен его размер, который должен соблюдаться при заключении договоров страхования за счет средств областного бюджета, что соответствует положениям пункта 1 и 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов субъекта Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

 Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

 В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

 Следовательно, субъект Российской Федерации вправе устанавливать социальные и иные гарантии деятельности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Вместе с тем установление гарантий деятельности депутатов законодательных органов субъекта Российской Федерации должно системно толковаться и применяться в совокупности с положениями гражданского законодательства, относящегося к исключительному ведению Российской Федерации в силу пункта «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, по которому принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации на основании части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации.

 Гражданское законодательство в силу пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (законов), регулирующих гражданские правоотношения.

 Согласно части 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (страхователями).

 С учетом изложенного осуществление обязательного государственного страхования возможно в отношении отдельных категорий государственных служащих и может быть установлено только федеральными законами. Данная статья устанавливает обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих как одну из форм их социальной защиты.

 Вместе с тем, депутаты палат Законодательного Собрания Свердловской области в силу положений статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не относятся к числу государственных служащих.

 Нормами Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» также не предусмотрена возможность установления законом субъекта Российской Федерации обязательного государственного страхования депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 38 Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 5-ОЗ «О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области» депутатам палат Законодательного Собрания Свердловской области предоставляется следующая государственная гарантия в сфере страхования - личное страхование депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области на случай причинения вреда их жизни или здоровью в период осуществления депутатской деятельности (пункт 1). Личное страхование депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области осуществляется на основе договоров личного страхования депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области, заключаемых Законодательным Собранием Свердловской области. Законодательное Собрание Свердловской области при заключении договоров личного страхования депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области вправе предусматривать страховую сумму, подлежащую выплате выгодоприобретателю при наступлении страхового случая, в том числе смерти депутата палаты Законодательного Собрания Свердловской области, в размере, не превышающем пятьсот тысяч рублей (пункт 2).

 Таким образом, положения статьи 38 Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 5-ОЗ «О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области» о предоставлении депутатам палат Законодательного Собрания Свердловской области государственных гарантий в сфере страхования противоречат вышеуказанному федеральному законодательству.

 Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что страхование, предусмотренное статьей 38 оспариваемого Закона Свердловской области, не является обязательным государственным страхованием, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

 Статьей 38 Закона Свердловской области «О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области» предусмотрена государственная гарантия в сфере страхования - личное страхование депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области с указанием страховых случаев (причинение вреда их жизни и здоровью), максимального размера страховой суммы, страхователя, которым является Законодательное Собрание Свердловской области.

 Статья 927 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает деление страхования на добровольное и обязательное. Обязательное страхование возникает в силу закона. Указанная норма устанавливает две разновидности обязательного страхования: 1) страхование за счет средств страхователя или за счет средств заинтересованных лиц (обязательное страхование); 2) страхование, при котором могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).

 Таким образом, из толкования статьи 38 оспариваемого Закона Свердловской области следует, что данной нормой, являющейся императивной, предусмотрено обязательное государственное страхование депутатов законодательного органа власти субъекта Российской Федерации. Указанное обстоятельство подтверждается также государственным контрактом страхования, заключенным 15 июня 2009 года Законодательным Собранием Свердловской области (страхователем) с Обществом с ограниченной ответственностью «Страховая Компания СОГАЗ-ЖИЗНЬ», по которому застрахованными лицами являются все депутаты Законодательного Собрания Свердловской области за счет средств, выделяемых на эти цели из областного бюджета. Указанный контракт не свидетельствует также о добровольном страховании, которое осуществляется исключительно по собственному усмотрению сторон, которые на основе соглашения самостоятельно определяют условия договора страхования.

 В судебном заседании было установлено, что оспариваемая норма Закона Свердловской области до принятия настоящего судебного решения применялась, поэтому суд приходит к выводу о возможности признания оспариваемой нормы недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

 В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

 Таким образом, сообщение о решении суда подлежит опубликованию в «Областной газете» в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.

 Руководствуясь статьями 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд  

Р Е Ш И Л:

 заявление заместителя прокурора Свердловской области удовлетворить.

 Признать статью 38 Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 5-ОЗ «О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области» противоречащей федеральному законодательству, недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Свердловский областной суд.

Судья Т. Е. Соболева