НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 16.08.2019 № 3А-218/19

УИД: 66OS0000-01-2019-000047-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

16 августа 2019 года

Дело № 3а-218/2019

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при секретаре Кармановой Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-218/2019 по административному исковому заявлению Зеленина Николая Александровича

к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Правительству Свердловской области,

с участием заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому Федеральному округу, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области, Вакаровой Елены Викторовной, Леонова Андрея Анатольевича, Аржанникова Евгения Олеговича, Хаджис Марианны Яновны, Карнаух Дмитрия Ивановича

об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

Зеленин Николай Александрович (далее – административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:

- ,

- ,

- ,

- ,

- ,

- ,

- ,

- ,

- ,

- .

по основанию установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований, административным истцом представлены отчеты об оценке: от 12 декабря 2018 года № 320/1оц-18, от 28 декабря 2018 года № 320/2оц-18, от 29 декабря 2018 года № 320/3оц-18, от 29 декабря 2018 года № 320/4оц-18, составленные закрытым акционерным обществом «Региональный центр оценки и управления стоимостью предприятия».

В ходе судебного заседания представитель административного истца Завьялов С.А. уточнил заявленные требования, согласно которым просит суд установить по состоянию:

- на 08 июля 2013 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 352000 руб. на период с 08 июля 2013 года по 12 февраля;

- на 08 июля 2013 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 310000 руб. на период с 08 июля 2013 года по 12 февраля;

- на 08 июля 2013 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 308000 руб. на период с 08 июля 2013 года по 16 марта 2018 года;

- на 08 июля 2013 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 387 000 руб. на период с 08 июля 2013 года по 16 марта 2018 года;

- на 14 августа 2013 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 549000 руб. на период с 14 августа 2013 года по 10 декабря 2015 года;

- на 14 августа 2013 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 640000 руб. на период с 14 августа 2013 года по 21 марта 2018 года;

- на 14 августа 2013 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 490000 руб. на период с 14 августа 2013 года по 29 января 2016 года;

- на 12 августа 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 420000 руб. на период с 12 августа 2015 года до 19 марта 2018 года;

- на 12 августа 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 434 000 руб. на период с 12 августа 2015 года по 20 марта 2018 года;

- на 20 октября 2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 799 000 (семьсот девяносто девять тысяч) руб. на период с 20 октября 2014 года по 16 марта 2018 года.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области направила в адрес суда отзывы, в которых указала, что административному истцу исчислен земельный налог за 2015, 2016, 2017 годы, исходя из кадастровой стоимости земельных участков умноженная на процентную ставку по земельному налогу.

В его адрес были направлены налоговые уведомления от 21 сентября 2018 года № 77590132 по сроку уплаты не позднее 03 декабря 2018 года; от 15 ноября 2018 года № 78752601 по сроку уплаты не позднее 14 января 2019 года.

В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неуплатой земельного налога налоговым органом выставлены требования об уплате налога от 06 февраля 2019 года № 14615; от 12 марта 2019 года № 18335; от 11 февраля 2019 года № 16841.

ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО в адрес суда направлены отзывы, в которых указано о том, что по настоящему административному делу административным истцом оспаривается архивная кадастровая стоимость земельных участков, которая ранее была определена актами об определении кадастровой стоимости с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года № 1348-ПП «Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительств, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам и городским округам Свердловской области» для Белоярского городского округа.

В настоящее время, в связи с переводом земель из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов», а также в связи с образованием новых земельных участков произведен расчет новой кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.

В судебном заседании принял участие представитель Правительства Свердловской области – Денисов А.В., представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - Григорьев В.В., которые не возразили против заявленных административных требований с учетом доводов административного искового заявления, подтвержденных представленными а административное дело налоговыми уведомлениями об уплате земельного налога за 2015, 2016, 2017 годы.

Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области, Вакарова Е.В., Леонов А.А., Аржанников. Е.О., Хаджис М. Я., Карнаух Д.И., - явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, и заблаговременно.

В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в административном деле.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, протокол допроса свидетеля, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 2).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4).

Согласно статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

По материалам административного дела судом установлено следующее.

Административному истцу на праве собственности принадлежат:

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, общей площадью 1 189 кв.м., расположенный по адресу: ...;

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, общей площадью 1047 кв.м., расположенный по адресу: ...

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, общей площадью 1 042 кв.м., расположенный по адресу: ...;

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, общей площадью 1 309 кв.м., расположенный по адресу: ...;

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, общей площадью 1644 кв.м., расположенный по адресу: ...;

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, общей площадью 1467 кв.м., расположенный по адресу: ...;

До 08 октября 2015 года административному истцу принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, общей площадью 1 918 кв.м., расположенный по адресу: ....

На основании договора купли продажи от 08 октября 2015 года правообладателем земельного участка в настоящее время является Вакарова Е. В. (привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица).

До 28 марта 2016 года административному истцу принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, общей площадью 1472 кв.м., расположенный по адресу: ...;

На основании договора купли продажи от 28 марта 2016 года правообладателем земельного участка является Леонов А.А. (привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица).

До 24 августа 2017 года административному истцу принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, общей площадью 1555 кв. м., расположенный по адресу: ...;

На основании договора купли продажи от 24 августа 2017 года правообладателем земельного участка является Аржанников Е. О. (привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица).

До 04 апреля 2016 года административному истцу принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, общей площадью 2137 кв.м., расположенный по адресу: ...

На основании договора от 04 апреля 2016 года правообладателем земельного участка являлся Хаджис М. Я., а с 17 мая 2019 года правообладателем является Карнаух Д. И.

Указанные физические лица привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , , была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО актом определения кадастровой стоимости с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства и Свердловской области от 30. ноября 2012 года № 1348-ПП «Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель, назначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам и городским округам Свердловской области» для Белоярского городского округа в размере 521, 48 руб./ кв. м.,

и составила:

- для земельного участка с кадастровым номером – 620039, 72 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером – 545989,56 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером – 543382,16 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером – 628617,32 руб.

Сведения о кадастровой стоимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) 08 июля 2013 года.

Впоследствии, земельные участки с кадастровыми номерами , 12 февраля 2006 года были сняты с государственного кадастрового учета в связи с образованием из них новых земельных участков.

В отношении земельных участков с кадастровыми номерами , в связи с их переводом из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию земель «земли населенных пунктов» кадастровая стоимость была изменена.

Кадастровая стоимость определена ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО актом об определении кадастровой стоимости с применением удельного показателя удельного показателя кадастровой стоимости в размере 417, 49 руб./кв. м., утвержденного приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области».

Сведения о кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 16 марта 2018 года.

Земельные участки с кадастровыми номерами , , были поставлены на государственный кадастровый учет 14 августа 2013 года.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , определена ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО актом определения кадастровой стоимости с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года № 1348-ПП для Белоярского городского округа, в размере 521, 48 руб./ кв.м.,

и составила:

- для земельного участка с кадастровым номером – 857 313, 12 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером – 1 000198, 64 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером – 765011, 16 руб.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 14 августа 2013 года.

Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 10 декабря 2015 года был снят с государственного кадастрового учета в связи с образованием из него путем раздела двух земельных участков.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 29 января 2016 года был снят с государственного кадастрового учета в связи с образованием из него путем раздела двух земельных участков.

В связи с переводом земельного участка с кадастровым номером из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов» ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО была изменена кадастровая стоимость указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 417, 49 руб./кв. м., утвержденного приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588, и составила 800745,82 руб.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером внесены в ЕГРН 21 марта 2018 года.

Земельные участки с кадастровыми номерами , были поставлены на государственный кадастровый учет 12 августа 2015 года.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО актом определения кадастровой стоимости с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года № 1348-ПП для Белоярского городского округа, в размере 521, 48 руб./ кв.м.

и составила:

- для земельного участка с кадастровым номером – 767 618, 56 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером – 810 901,40 руб.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 12 августа 2015 года.

В связи с переводом земельных участков с кадастровыми номерами , из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов» ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО была изменена кадастровая стоимость указанных земельных участков

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО актом определения кадастровой стоимости с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 417, 49 руб./кв. м., утвержденного приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588, и составила:

- для земельного участка с кадастровым номером – 614545, 28 руб.

- для земельного участка с кадастровым номером - 649 196, 95 руб.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером внесены в ЕГРН 19 марта 2018 года.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером внесены в ЕГРН 20 марта 2018 года.

Земельный участок с кадастровым номером был поставлен на государственный кадастровый 20 октября 2014 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО актом определения с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года № 1348-ПП для Белоярского городского округа, в размере 521, 48 руб./ кв. м. и составила 1114402, 76 руб.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 20 октября 2014 года.

В связи с переводом земельного участка с кадастровым номером из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов» ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО была изменена кадастровая стоимость указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО актом определения кадастровой стоимости с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 417,49 руб./кв. м., утвержденного приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588, и составила 892 176, 13 руб.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 16 марта 2018 года.

Таким образом, на дату рассмотрения настоящего административного дела согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН:

- земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета 12 февраля 2016 года;

- земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета 12 февраля 2016 года,

- земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета 10 декабря 2015 года,

- земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета 29 января 2016 года.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание уточнение заявленных требований, судом установлено, что административным истцом оспаривается «архивная кадастровая стоимость» земельных участков.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Вместе с тем, требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации)

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, также исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов в сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из представленных в материалы дела доказательств, судом установлено, административный истец является плательщиком земельного налога.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области исчислен земельный налог в отношении объектов налогообложения, принадлежащих административному истцу на праве собственности за 2015, 2016, 2017 годы, исходя из кадастровой стоимости земельных участков и его адрес были направлены налоговые уведомления от 21 сентября 2018 года № 77590132. со сроком уплаты не позднее 03 декабря 2018 года; от 15 ноября 2018 года № 78752601 со сроком уплаты не позднее 14 января 2019 года.

В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неуплатой административным истцом земельного налога налоговым органом выставлены требования об уплате налога от 06 февраля 2019 года № 14615; от 12 марта 2019 года № 18335; от11 февраля 2019 года № 16841.

Соглашаясь с доводом административного истца о наличии у него прав на пересмотр архивной кадастровой стоимости спорных земельных участков, суд исходит из того, что обязанность по уплате земельного налога возникла у административного истца только с момента получения налоговых уведомлений в 2018 году и до момента их исполнения административным истцом либо принудительного взыскания налоговыми органами в судебном порядке сумм недоимки и пени, исходя из налоговой базы по земельному налогу за 2015, 2016, 2017 годы, исчисленной на основании не оспоренной кадастровой стоимости.

Таким образом, обращаясь с настоящим административным исковым заявлением в суд 25 января 2019 года у административного истца сохранялась возможность пересмотра архивной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:

- ,

- ,

- ,

- ,

- ,

- ,

-

- ,

- ,

-

Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил:

- отчет об оценке от 12 декабря 2018 года № 320/1оц-18,

- отчет об оценке от 28 декабря 2018 года № 320/2оц-18,

- отчет об оценке от 29 декабря 2018 года № 320/3оц-18,

- отчет об оценке от 29 декабря 2018 года № 320/4оц-18,

составленные оценщиком закрытого акционерного общества «Региональный центр оценки и управления стоимостью предприятия» М.Е.В..

Рыночная стоимость определена:

- по состоянию на 08 июля 2013 года для земельного участка с кадастровым номером в размере 352000 руб.;

- по состоянию на 08 июля 2013 года для земельного участка с кадастровым номером в размере 310000 руб.;

- по состоянию на 08 июля 2013 года для земельного участка с кадастровым номером в размере 308000 руб.;

- по состоянию на 08 июля 2013 года для земельного участка с кадастровым номером в размере 387 000 руб.

- по состоянию на 14 августа 2013 года для земельного участка с кадастровым номером в размере 549000 руб.;

- по состоянию на 14 августа 2013 года для земельного участка с кадастровым номером в размере 640000 руб.;

- по состоянию на 14 августа 2013 года для земельного участка с кадастровым номером в размере 490000 руб.

- по состоянию на 12 августа 2015 года для земельного участка с кадастровым номером в размере 420000 руб.

- по состоянию на 12 августа 2015 года для земельного участка с кадастровым номером в размере 434000 руб.

- по состоянию на 20 октября 2014 года для земельного участка с кадастровым номером в размере 799 000 руб.

Согласно статье 11 Федерального закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки.

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.

В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12 Федерального закона № 135-ФЗ).

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе, федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона № 135-ФЗ).

В связи с возникшими у суда вопросами о соответствии представленных отчетов об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, суд по ходатайству представителя административного истца допросил в качестве свидетеля оценщика М.Е.В., который сообщил суду в устной форме об известных ему обстоятельствах, касающихся оценки земельных участков и выводов, положенных в основу составленных им отчетов об оценке от 12 декабря 2018 года № 320/1оц-18, от 28 декабря 2018 года № 320/2оц-18, от 29 декабря 2018 года № 320/3оц-18, от 29 декабря 2018 года № 320/4оц-18.

Из пояснений свидетеля следует, что оцениваемые земельные участки на дату оценки имели разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, относились к землям сельскохозяйственного назначения.

Расположены земельные участки по адресу: ...,

Приняв во внимание количественные и качественные характеристики объектов оценки, фактическое и текущее использование – для ведения личного подсобного хозяйства назначения, оценщик пришел к выводу о том, что оцениваемые земельные участки относятся к сегменту рынка земель сельскохозяйственного назначение.

Исходя из сегмента рынка, к которому были отнесены оцениваемые земельные участки, оценщик произвел выборку предложений по продаже земельных участков сопоставимых с оцениваемыми земельными участками, по правилам отбора объектов-аналогов.

При проведении оценки свидетель пояснил, что им использовался сравнительный подход, в рамках которого применен метод сравнения продаж.

Отобранные по правилам отбора объекты-аналоги в количестве 8 штук были идентифицированы оценщиком по Публичной кадастровой карте ....

Все объекты-аналоги находятся в одном сегменте рынка с объектами оценки, точно установлена их площадь, местоположение, вид разрешенного использовании и кадастровые номера.

Исходя из ретроспективности оценки, оценщик применил корректировки на торг, на передаваемые права, на площадь, на коммуникации.

Для проверки однородности отбора объектов-аналогов оценщик произвел расчет коэффициента вариации, который первоначально превысил 33 %.

После исключения из расчета объектов-аналогов № 6, № 7 коэффициент вариации был установлен в допустимом диапазоне менее 33 %.

Заслушав показания свидетеля, а также исследовав представленные по административному делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований сомневаться в правильности и обоснованности показаний свидетеля М.Е.В. предупрежденного об уголовной ответственности, у суда первой инстанции не имеется на основании следующего.

Оценку рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:, , , , , , , , , на дату, по состоянию на котлорую установлена их кадастровая стоимость выполнил оценщик М.Е.В. член Общероссийской общественной организации «Российское Общество Оценщиков», имеющий специальное образование в области оценочной деятельности, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» от 24 ноября 2017 года.

Отчеты об оценке от 12 декабря 2018 года № 320/1оц-18, от 28 декабря 2018 года № 320/2оц-18, от 29 декабря 2018 года № 320/3оц-18, от 29 декабря 2018 года № 320/4оц-18 пронумерованы постранично, прошиты, подписаны оценщиком и скреплены печатью юридического лица, с которым оценщик состоит в трудовых отношениях.

В отчетах указана информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых земельных участках (о площади, о виде разрешенного использования; о текущем использовании объектов оценки, о наиболее эффективном использовании), установлено точное описание локального местоположения объектов оценки.

Приведенные в отчетах об оценке от 12 декабря 2018 года № 320/1оц-18, от 28 декабря 2018 года № 320/2оц-18, от 29 декабря 2018 года № 320/3оц-18, от 29 декабря 2018 года № 320/4оц-18 выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.

Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Применение конкретных размеров корректировок, оценщиком предметно описано.

Размер введенных корректировок является проверяемым, поскольку основан на указанных в отчете об оценке методиках.

Проверяя в судебном заседании правильность математического расчета итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, суд не нашел математических ошибок.

Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Оценив представленный в административное дело отчеты об оценке от 12 декабря 2018 года № 320/1оц-18, от 28 декабря 2018 года № 320/2оц-18, от 29 декабря 2018 года № 320/3оц-18, от 29 декабря 2018 года № 320/4оц-18, суд, признает их соответствующими требованиям Федерального закона № 135-ФЗ и Федеральным стандартам оценки.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчетах выводы о размере рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:, , , , , , , , , , а также содержащие сведения об иной рыночной стоимости земельных участков, в материалах административного дела не имеется.

С учетом изложенного, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:, , , , , , , , , , подлежит удовлетворению.

Суд устанавливает

- на период с 08 июля 2013 года по 12 февраля кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 352000 руб.;

- на период с 08 июля 2013 года по 12 февраля 2016 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 310000 руб.

- на период с 08 июля 2013 года по 16 марта 2018 годакадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 308000 руб.,

- на период с 08 июля 2013 года по 16 марта 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 387 000 руб.,

- на период с 14 августа 2013 года по 10 декабря 2015 годакадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 549000 руб.,

- на период с 14 августа 2013 года по 21 марта 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 640000 руб.,

- на период с 14 августа 2013 года по 29 января 2016 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 490000 руб.,

- на период с 12 августа 2015 года до 19 марта 2018 годакадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 420000 руб.,

- на период с 12 августа 2015 года по 20 марта 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 434 000 руб.,

- на период с 20 октября 2014 года по 16 марта 2018 годакадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 799 000 руб.

При определении даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, суд исходит из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

В соответствии с абзацем 5 пункта 25 указанного постановления, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).

Датой обращения административного истца в суд является 25 января 2019 года.

Разрешая вопрос о распределении судебных издержек, суд исходит из следующего.

Оспариваемая кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена актами об определении кадастровой стоимости с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года № 1348-ПП «Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительств, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам и городским округам Свердловской области» для Белоярского городского округа.

При обращении в суд административный истец оплатил государственную пошлину в размере 3000 руб., что подтверждается чеками-ордерами от 17 января 2019 года и 17 декабря 2018 года.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Общим принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу, что следует из содержания главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъясняется в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П указал на возможность взыскания судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.

Механизм определения правовой стороны строится на основе выводов суда о правомерности или неправомерности заявленного требования в итоговом судебном акте.

При удовлетворении требований об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельных участков в 2 раза превышает кадастровую стоимость земельных участков, которая установлена судом по результатам рассмотрения настоящего административного дела, что, безусловно, свидетельствует об ошибке, повлекшей нарушение прав административного истца, которая была допущена при формировании методики определения кадастровой стоимости.

На основании изложенного, с Правительства Свердловской области подлежат взысканию в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Зеленина Николая Александровича о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:

- ,

- ,

- ,

- ,

- ,

- ,

- ,

- ,

- ,

- .

Установить на период с 08 июля 2013 года по 12 февраля кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 352000 (триста пятьдесят две тысячи) руб.

Установить на период с 08 июля 2013 года по 12 февраля 2016 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 310000 (триста десять тысяч) руб.

Установить на период с 08 июля 2013 года по 16 марта 2018 годакадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 308000 (триста восемь тысяч) руб.

Установить на период с 08 июля 2013 года по 16 марта 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 387 000 (триста восемьдесят семь тысяч) руб. на срок

Установить на период с 14 августа 2013 года по 10 декабря 2015 годакадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 549000 (пятьсот сорок девять тысяч) руб.

Установить на период с 14 августа 2013 года по 21 марта 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 640000 (шестьсот сорок тысяч) руб.

Установить на период с 14 августа 2013 года по 29 января 2016 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 490000 (четыреста девяносто тысяч) руб.

Установить на период с 12 августа 2015 года до 19 марта 2018 годакадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 420000 (четыреста двадцать тысяч) руб.

Установить на период с 12 августа 2015 года по 20 марта 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 434 000 (четыреста тридцать четыре тысячи) руб.

Установить на период с 20 октября 2014 года по 16 марта 2018 годакадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 799 000 (семьсот девяносто девять тысяч) руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 25 января 2019года.

Взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу Зеленина Николая Александровича (( / / )) расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2019 года.

Судья С.Н. Полевщикова