НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 14.08.2019 № 3А-363/19

66OS0000-01-2019-000368-37

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

14 августа 2019 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Жейновой С.И.,

при секретаре Ивановой Д.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1

представителя административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-363/2019 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «ИКС 5 Недвижимость» (далее – ЗАО «ИКС 5 Недвижимость») об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

установил:

ЗАО «ИКС 5 Недвижимость» обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ( / / )8 общей площадью ( / / )10 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объект торговли (магазин), расположенного по адресу: ....

Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, ЗАО «ИКС 5 Недвижимость» просило установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 10 августа 2013 года на основании отчета ( / / )11 от 23 мая 2019 года № 8831 в размере 2236000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования административного иска поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области ФИО2 не возражал против удовлетворения требований административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Управление Росреестра по Свердловской области) в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, вопрос об удовлетворении заявленных административным истцом требований оставил на усмотрение суда.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).

Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).

Являясь собственником вышеуказанного земельного участка, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 5-11), административный истец в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, размер которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельного участка непосредственно влияют на права и обязанности административного истца в налоговых правоотношениях.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена по состоянию на 10 августа 2013 года Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28 ноября 2013 года № 2689 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных образований в Свердловской области: Сысертский городской округ, городской округ Верхняя Пышма» в размере5 681 295 рублей.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления.

Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Принимая во внимание, что до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Сысертского городского округа и оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка является действующей, суд восстанавливает административному истцу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

24 мая 2019 года административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (т. 1 л.д. 132).

Уведомлением от 27 мая 2019 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области отказано в принятии поступившего заявления к рассмотрению по причине истечения пятилетнего срока с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемого результата определения кадастровой стоимости.

Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил в суд отчет об оценке от 23 мая 2019 года № 8831 (т. 1, л.д. 13-129), составленный оценщиками ( / / )14, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 10 августа 2013 года составляет 2236 000 рублей.

Оценивая отчет ( / / )15, суд учитывает, что он выполнен и подписан двумя оценщиками (( / / )4 и ( / / )5), которые имеют высшее профессиональное образование, стаж работы в области оценочной деятельности 17 лет и 6 лет соответственно, являются членами саморегулируемой организации оценщиков «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков» и «Свободный Оценочный Департамент», каждый из оценщиков имеет квалификационный аттестат по направлению подготовки оценочной деятельности «Оценка недвижимости», их профессиональная ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована в установленном порядке. В судебном заседании оценщик ( / / )5 была допрошена судом в качестве свидетеля и после предупреждения об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации подтвердила изложенные в отчете выводы.

В ходе допроса оценщика ( / / )5 суд пришел к выводу об обоснованности выводов оценщика, поскольку они соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, отчет выполнен в соответствии с действующими Федеральными стандартами оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию, в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком, в том числе при получении информации об объектах-аналогах. Применение сравнительного подхода в оценке обоснованно, определены правила отбора объектов-аналогов, о существенных характеристиках которых и цене их реализации на дату предложения представлена достоверная информация. При выполнении расчетов в рамках метода сравнения продаж оценщик обосновывает применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.

Проанализировав отчет, суд приходит к выводу, что он отвечает требованиям относимости и допустимости, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, основан на результатах достаточно подробного анализа рынка, содержит обоснование выбранных методов исследования, описание исследуемого объекта и объектов-аналогов, обоснование примененных корректировок и другие необходимые сведения, а выполненные расчеты соответствуют применяемым методам и подходам.

Доказательств, опровергающих выводы отчета, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, материалы дела таковых не содержат.

С учетом изложенного, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежит удовлетворению.

Суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 10 августа 2013 года подлежит определению в размере его рыночной стоимости, определенном по отчету ( / / )16 - 2 236000 рублей.

Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, – 27 декабря 2013 года.

Дата подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (дата обращения административного истца с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области) – 24 мая 2019 года.

Определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка (5681 295 рублей) существенно (в 2,54 раза) превышает итоговую величину его рыночной стоимости (2236 000 рублей), установленную судом в качестве кадастровой, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости.

Поэтому на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П, с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, подлежат взысканию судебные расходы административного истца на уплату государственной пошлины в размере 2000 рублей (т. 1 л.д. 4).

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление закрытого акционерного общества «ИКС 5 Недвижимость» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ( / / )9, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 августа 2013 года в размере 2236000 (два миллиона двести тридцать шесть тысяч) рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости считать 24 мая 2019 года.

Взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу закрытого акционерного общества «ИКС 5 Недвижимость» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2019 года.

Судья

С.И. Жейнова