НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 13.12.2023 № 72-924/2023

дело № 72-924/2023

УИД: 66RS0006-02-2023-000409-70

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург 13 декабря 2023 года

Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области З. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 18октября 2023 года № 12-371/2023, вынесенное в отношении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Многопрофильные энергетические системы» (далее - ЕМУП «МЭС») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области от 02 июня 2023 года № 66/6-114-23-ИЗ/12-34048-И/57-263 ЕМУП «МЭС» за нарушения требований по охране труда назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия в действиях ЕМУП «МЭС» состава административного правонарушения.

В жалобе должностное лицо З. просит отменить решение судьи районного суда, указывая на наличие и доказанность вины ЕМУП «МЭС» в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав должностное лицо З., поддержавшего доводы жалобу, защитника Лебединскую Е.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, оснований к изменению и отмене решения судьи не нахожу.

Частью 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

В силу ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (ст. 214 ТК РФ).

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 220 Трудового кодекса Российской Федерации).

Приказом Минздрава России от 28 января 2021 года № 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее Порядок № 29н).

Как следует из материалов дела, по результатам расследования тяжелого несчастного случая, произошедшего 29 марта 2023 года с мастером по ремонту и обслуживанию электрооборудования ЕМУП «МЭС» П., произошедшего по адресу: г. Екатеринбург, ул. Студенческая, 49, РП № 561, комиссией 29 марта 2023 года установлено, что ЕМУП«МЭС», в нарушение требований ст.ст. 22, 76, 214, 220 Трудового Кодекса Российской Федерации, пп. 3, 20 приказа Минздрава России от 28января 2021 года №29н, допустило к работе мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования ЕМУП «МЭС» П. без проведения периодического медицинского осмотра в связи с влиянием на него вредных и (или) опасных производственных факторов «шум», «тяжесть трудового процесса», «параметры световой среды», что отражено в акте.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЕМУП «МЭС» и вынесения постановления о назначении ему административного наказания.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ЕМУП «МЭС» состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая, что условия работы мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования не признаны вредными, в связи с чем у работодателя отсутствовала обязанность по проведению периодических медицинских осмотров в центре профпатологии.

При этом, как верно указано судьей районного суда, работник должен пройти медицинский осмотр только при одновременном выполнении следующих условий: на работника в процессе работы будет воздействовать вредный производственный фактор; уровень воздействия будет превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые уровни (ПДУ); условия труда работника будут признаны вредными или опасными.

Указанные выводы судьи согласуются с положениями ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ), в которой императивно установлено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются, в частности, для организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

При этом работник может быть направлен на медицинский осмотр по нескольким основаниям, как выполняющий одну или несколько работ, предусмотренных главами VI (виды работ) Приказа №988H/1420H и Порядка медицинских осмотров, так и подвергающийся воздействию одного или нескольких вредных и (или) опасных производственных факторов, поименованных в главах I-V Приказа №988н/1420н и приложения «Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров» к Порядку медицинских осмотров.

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

К вредным или опасным условиям труда относятся условия труда, на которых по результатам специальной оценки условий труда установлен 3 или 4 класс условий труда (подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), опасные условия труда (4 класс) (части 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Из материалов дела следует, что специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования проведена специализированным юридическим лицом обществом с ограниченной ответственностью «Уральский региональный центр сертификации и аттестации» (л.д. 67).

Согласно карте №13 СОУТ мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования установлены вредные (опасные) факторы - «шум» и «тяжесть трудового процесса» - класс условий труда определен – 2 (допустимый) (л.д. 26-27), то есть условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены); а также вредный (опасные) фактор «параметры световой среды» - класс условий труда определен – 1 (оптимальный), то есть условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Поскольку условия труда картой №13 СОУТ оценены как оптимальные и допустимые (1,2 класс) и в соответствии со ст.14 Федерального закона № 426-ФЗ не являются вредными, то правовые основания для направления работника в связи с воздействием на него вредных факторов (шум, тяжесть трудового процесса, параметры световой среды) на прохождение обязательных медицинских осмотров, отсутствуют, о чем также указано в строке 040 данной карты (л.д. 27).

Отнесение к вредным условиям труда лишь 3 класса и выше, следует и из содержания п. 40 Порядка № 29н, где указано, что для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4), последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии проводятся один раз в пять лет.

Вышеприведенные нормы закона также согласуются с разъяснениями, данными компетентными органами исполнительной власти в изложенном в совместном письме Минтруда России №15-2/10/В-8809, Минздрава России № 28-5/И/2-10974 от 16 июля 2021 года, а также в неоднократных разъяснениях Минтруда России изложенных в письмах от 04 марта 2021 года № 15-2/ООГ-581, от 10 марта 2021 года № 15-2/ООГ-654, №15-2/ООГ-612 от 09 марта 2021 года, №15-2/ООГ-1514 от 30 июня 2022 года.

Выводы судьи районного суда являются правильными и сомнений в обоснованности не вызывают, при этом правовые основания для их переоценки отсутствуют.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Оспаривая обоснованность решения судьи районного суда, должностное лицо доводов о каких-либо существенных нарушениях процессуальных норм не привело, заявив лишь о несогласии с оценкой доказательств.

Вместе с тем несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм действующего законодательства не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные законом процессуальные требования.

Иных предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в рамках разрешения настоящей жалобы не установлено.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене состоявшегося решения по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 18октября 2023 года № 12-371/2023, вынесенное в отношении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Многопрофильные энергетические системы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу должностного лица, вынесшего постановление - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Ю.А. Филиппова