НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 12.10.2022 № 66О0000-01-2022-000283-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2022-000283-49

12 октября 2022 года Производство № 3а-786/2022

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2022 года

Полный текст решения изготовлен 24 октября 2022 года

Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмелёвой А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хусаинова Самата Раисовича

к административным ответчикам:

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,

Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области

об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

заинтересованные лица: федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Администрация городского округа Ревда,

при участии в судебном заседании представителя административного истца Хусаинова С.Р. – Зыряновой П.О.,

У С Т А Н О В И Л :

15 апреля 2022 года Хусаинов С.Р. направил почтой в Свердловский областной суд (далее также – суд) административный иск, в котором оспорил кадастровую стоимость нежилых помещений, имеющих кадастровые номера <№> и <№>, а также кадастровую стоимость земельного участка, имеющего кадастровый <№>, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> (далее также – помещения № <№>, <№>, участок <№>, а при совместном упоминании – объекты недвижимости).

В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что он является собственником объектов недвижимости и обязан уплачивать налог на имущество и земельный налог, исчисляемые исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, тогда как определенная по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость помещений № № <№>, <№>, а также определенная по состоянию на 1 января 2020 года кадастровая стоимость участка <№> превышают рыночную стоимость объектов недвижимости. В связи с этим и в целях устранения нарушения имущественных прав Хусаинова С.Р. как налогоплательщика административный истец просил установить оспариваемую кадастровую стоимость объектов недвижимости в следующих размерах: для помещения <№> – 4 076 100 руб. 44 коп., для помещения <№> – 3 143 807 руб. 74 коп., для участка <№> – 3 552 467 руб. 20 коп. При этом административный истец доказывал то, что в соответствии с отчетами ООО «УСОК» № № 30-01/2022, 30-01/2022/2 и 02-02/2022 (далее – отчеты, отчеты об оценке) именно названные суммы определяют величины рыночной стоимости объектов помещений № <№>, <№> и участка <№> по состоянию на 1 января 2019 года и на 1 января 2020 года соответственно.

Административный иск Хусаинова С.Р. поступил в суд и был зарегистрирован 18 апреля 2022 года.

Определением суда от 24 мая 2022 года после устранения Хусаиновым С.Р. недостатков административного иска, выявленных определением суда от 21 апреля 2022 года, указанный иск был принят к производству. Тем же определением возбуждено производство по административному делу, к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УФО, Администрация городского округа Ревда и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Определением суда от 22 июня 2022 года судом было принято уточнение заявленных требований, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Определением суда от 20 июля 2022 года по ходатайству административного истца по делу была назначена судебная экспертиза, порученная эксперту ( / / )3, перед которой был поставлен вопрос о рыночной стоимости объектов недвижимости. Тем же судебным актом производство по делу было приостановлено до поступления заключения эксперта.

Определением суда от 31 августа 2022 года на 21 сентября 2022 года было назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу, а в случае возобновления производства по делу – и для проведения судебного разбирательства по делу.

В связи с поступлением в материалы дела заключения эксперта ( / / )3 от 24 августа 2022 года № 63/8/2022 (далее – заключение) протокольным определением суд возобновил производство по делу на основании статьи 192 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).

По письменному ходатайству административного истца суд применительно к положениям части 1 статьи 46 КАС РФ принял уточнение административных исковых требований, согласно которому Хусаинов С.Р. просил установить оспариваемую кадастровую стоимость помещения <№> равной 3618 000 руб., помещения <№> – 3048 000 руб., участка <№> – 3320 000 руб.

В целях совершения дополнительных процессуальных действий (внесения административным истцом на депозитный счет суда денежных средств для выплаты вознаграждения эксперту) протокольным определением суда от 21 сентября 2022 года судебное заседание было отложено.

После истечения периода отложения судебное разбирательство было открыто в судебном заседании 12 октября 2022 года, в котором принял участие представитель административного истца. При этом ввиду надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела и на основании части 4 статьи 247 КАС РФ судебное разбирательство по делу было проведено в отсутствие административных ответчиков и заинтересованных лиц, не обеспечивших явку своих представителей в судебное заседание.

Представитель административного истца поддержал заявленные требования с учетом уточнения, против оплаты судебной экспертизы за счет денежных средств, внесенных его доверителем на депозитный счет суда, не возражал.

Результат рассмотрения ходатайства эксперта об оплате проведенной судебной экспертизы признан судом подлежащим изложению в отдельном определении.

Заслушав участника судебного заседания, исследовав и оценив в совокупности материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) признает плательщиками земельного налога организации и физических лиц, обладающих земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.

Статья 400 НК РФ признает плательщиками налога на имущество физических лиц физических лиц, обладающих правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, тогда как подпункт 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ относит к указанным объектам помещения.

Из пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 403 НК РФ следует то, что налоговая база по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость соответствующих объектов налогообложения, в том числе помещений и земельных участков.

В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующая оценку земли, указывает на необходимость установления рыночной стоимости земельного участка в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1) и одновременно предусматривает то, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

В пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) установлено понятие, согласно которому кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ).

Во исполнение части 3 статьи 24 Закона № 237-ФЗ Правительством Свердловской области было издано постановление от 30 ноября 2017 года № 884-ПП, которым датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ установлено 1 января 2018 года.

Поскольку Правительством Свердловской области не было принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ ранее 1 января 2023 года, постольку согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Законом № 237-ФЗ, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона № 237-ФЗ, в силу которой названные результаты могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1, 2, 3, 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ).

Как следует из материалов административного дела, в частности подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), Хусаинов С.Р. с 16 августа 2019 года является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу <адрес> имеющих следующие характеристики:

помещение <№>: дата внесения сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном – 29 января 2014 года, вид – помещение, назначение – нежилое, площадь – 346 кв. м;

помещение <№>: дата внесения сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном – 29 января 2014 года, вид – помещение, назначение – нежилое, площадь – 341.1 кв. м;

участок <№>: дата постановки на кадастровый учет – 29 июля 2008 года, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под административно-управленческий объект (офисы), площадь – 2 934 кв. м.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27 сентября 2019 года № 2500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов» по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость помещения <№> была определена равной 6 805372, 795 руб., а помещения <№> – 6 713556, 0895 руб.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 8 октября 2020 года № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» по состоянию на 1 января 2020 года кадастровая стоимость участка <№> была определена равной 5 272 221 руб. 96 коп.

Утвержденная по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость помещений № <№>, <№> была внесена в ЕГРН 11 января 2020 года, тогда как датой начала ее применения является 1 января 2020 года.

Утвержденная по состоянию на 1 января 2020 года кадастровая стоимость участка <№> была внесена в ЕГРН 26 ноября 2020 года, тогда как датой начала ее применения является 1 января 2021 года.

Поскольку административным истцом оспорена кадастровая стоимость объектов недвижимости, определенная после перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ, постольку к рассматриваемым правоотношениям, возникшим в связи с оспариванием результатов государственной кадастровой оценки, подлежат применению положения статьи 22 Закона № 237-ФЗ.

Оспаривая кадастровую стоимость помещений, административный истец представил в суд отчеты об оценке, в которых сделаны выводы о том, что рыночная стоимость помещений № <№> и <№> по состоянию на 1 января 2019 года составляла 4 076 100 руб. 44 коп. и 3 143 807 руб. 74 коп. соответственно, а рыночная стоимость участка <№> по состоянию на 1 января 2020 года – 3 552 467 руб. 20 коп.

В досудебном порядке Хусаинов С.Р. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области не обращался.

В связи с представлением в ходе рассмотрения дела административным ответчиком Министерством возражений, сводящихся к невозможности принятия отчетов об оценке в качестве достоверных доказательств как несоответствующих требованиям федеральных стандартов оценки (в отчете 02-02/2022 — нарушения подпункта д) пункта 2 ФСО № 7, подпунктов б), д) пункта 11, подпунктов б), д) пункта 22 ФСО № 7, пункта 5 ФСО №3, в отчете 30-01/2022 — нарушения пункта 10 ФСО № 1, пункта 5 ФСО № 3, подпунктов б), д) пункта 11, подпункта б) пункта 22 ФСО № 7, в отчете 30-01/2022/2 — нарушения пункта 5 ФСО № 3, подпунктов б), д) пункта 11, подпункта б) пункта 22 ФСО № 7), во исполнение определения суда от 20 июля 2022 года экспертом ( / / )3 было представлено в суд заключение, в котором сделаны выводы о том, что по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость помещений № <№> и <№> составляла соответственно 3618 000 руб. и 3048 000 руб., тогда как рыночная стоимость участка <№> по состоянию на 1 января 2020 года составляла 3320 000 руб.

Согласно части первой статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В абзаце первом пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28) разъяснено то, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Исследовав и оценив представленные Хусаиновым С.Р. отчеты об оценке, суд не принял их в качестве достаточных и достоверных доказательств заявленных требований, в том числе с учетом неопровергнутых возражений, изложенных в отзыве Министерства, признанных судом заслуживающими внимания.

Оценив заключение, суд установил то, что изложенное в нем итоговое суждение о рыночной стоимости объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; заключение базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих их характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода является мотивированным. Экспертом последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.

В связи с этим и согласно положениями статей 59, 60, 61, 82 и 84 КАС РФ суд признал заключение относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку оно было подготовлено с учетом требований, предъявляемых к заключению эксперта, который дал подписку о его предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Достаточных доказательств, опровергающих изложенные в заключении выводы о рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на дату определения оспариваемых результатов кадастровой оценки, в материалы дела представлено не было, в связи с чем ставить заключение под сомнение оснований не имеется.

Поскольку Хусаиновым С.Р. были доказаны влияние оспариваемой кадастровой стоимости объектов недвижимости на размер его налоговых обязательств, а также несоответствие указанного вида стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости, суд признал административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению путем установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной заключением.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, при разрешении настоящего административного спора судом также определена дата подачи административным истцом указанного заявления, которой является дата направления в суд административного искового заявления почтой – 15 апреля 2022 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Хусаинова Самата Раисовича удовлетворить.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости, имеющего кадастровый <№> и расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, составляющей 3618 000 руб.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости, имеющего кадастровый <№> и расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, составляющей 3048 000 руб.

Установить по состоянию на 1 января 2020 года кадастровую стоимость земельного участка, имеющего кадастровый <№> и расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, составляющей 3320 000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 18 апреля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в полном объеме через Свердловский областной суд.

Судья М.С. Рудаков