НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 10.04.2019 № 3А-175/19

Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2019 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2019 года г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,

с участием прокурора Куриловича И.А.,

при секретарях Кузнецове М.Ю., Кириллове Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-175 по административному исковому заявлению Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» (далее – ЕМУП «Спецавтобаза») о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – РЭК Свердловской области) 05.12.2018 принято постановление № 200-ПК «Об установлении региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования для формирования единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, с использованием метода индексации установленных тарифов и долгосрочных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую потребителям Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, на 2019–2021 годы» (далее – постановление № 200-ПК).

Данным постановлением для ЕМУП «Спецавтобаза» установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на период с 01.01.2019 по 31.12.2021 (приложение № 2 к постановлению № 200-ПК – т. 1 л.д. 168).

Постановлением РЭК Свердловской области 14.03.2019 № 21-ПК внесены изменения в постановление № 200-ПК, размер единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уменьшен ввиду снижения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду (т. 32 л.д. 21-22).

ЕМУП «Спецавтобаза» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления № 200-ПК (в действующей редакции) с момента вступления решения суда в законную силу в части утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (т. 1 л.д. 6-11, т. 32 л.д. 7-20).

В обоснование заявленных требований, с учетом дополнений, ЕМУП «Спецавтобаза» указало, что установленный для него тариф является экономически необоснованным, поскольку при его расчете не учтены затраты предприятия на приобретение оргтехники и программного обеспечения, необходимость привлечения работников на борьбу с несанкционированными свалками, снижены расходы по статье заработная плата, не учтены расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), не применен индекс потребительских цен, снижены административные расходы и расходы на расчетно-кассовое обслуживание. Настаивает также на несоответствии законодательству протокола заседания и экспертного заключения регулирующего органа.

В судебном заседании представитель административного истца Глушанков В.В. доводы иска поддержал в полном объеме по предмету и основаниям.

Представитель административного ответчика Безбородов А.В. возражал против удовлетворения административного иска, поскольку решение принято РЭК Свердловской области в пределах полномочий и компетенции, в надлежащей форме, в установленном порядке опубликовано, в оспариваемой части не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, права ЕМУП «Спецавтобаза» не нарушает. Поддержал доводы письменных возражений на административное исковое заявление (т. 1 л.д. 114-120).

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля Коньковой Е.С., исследовав представленные доказательства, проверив в пределах доводов иска нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего необходимым требования административного истца оставить без удовлетворения, суд приходит к следующим выводам.

На основании статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности (пункт 1); единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО подлежит регулированию (пункт 2).

Утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО отнесено в соответствии со статьей 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Положением о РЭК Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ, к ее полномочиям по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) отнесено утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО (пункт 13).

В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Областного закона от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» РЭК Свердловской области принимает в пределах своей компетенции правовые акты в форме постановлений.

Порядок установления предельных тарифов в сфере обращения с ТКО определяют Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО (далее – Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

Тарифы устанавливаются, согласно пунктам 3-4 Правил, до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному периоду и вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев.

Материалами дела подтверждено, что в соответствии с пунктами 6-8 Правил 28.08.2018 ЕМУП «Спецавтобаза» представило в регулирующий орган предложение об установлении тарифа (т. 1 л.д. 121-112). 10.09.2018 заявитель был уведомлен об открытии тарифного дела (т. 1 л.д. 123-125). Дважды рассмотрение вопроса об установлении единого тарифа для ЕМУП «Спецавтобаза» откладывалось для предоставления дополнительных документов (т. 1 л.д. 126-127).

05.12.2018 на заседании комиссии РЭК Свердловской области на основании заключения об обоснованности предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ЕМУП «Спецавтобаза», было принято решение об установлении единого тарифа для данного регионального оператора (т. 1 л.д. 152-164), копия постановления и протокола ему направлены (т. 1 л.д. 173-175).

Постановление № 200-ПК опубликовано 05.12.2018 на официальном сайте РЭК Свердловской области и 11.12.2018 на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru (т. 1 л.д. 169-171).

Таким образом, постановление № 200-ПК издано уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа, официально опубликовано и по данным основаниям не оспаривается.

Протокол заседания РЭК Свердловской области от 05.12.2018 содержит необходимые сведения, предусмотренные пунктом 21 Правил, а заключение об обоснованности предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО отвечает требованиям пункта 18 этих же Правил (т. 1 л.д. 134-146). Протокол и заключение основаны на всестороннем анализе материалов тарифного дела, и не содержат существенных недостатков, свидетельствующих о нарушении процедуры принятия постановления № 200-ПК и влекущих его отмену.

Расчет единого тарифа осуществляется в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы ценообразования), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания).

Согласно пункту 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка (далее – НВВ) в области обращения с ТКО определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Для установления единого тарифа региональный оператор направляет в орган регулирования тарифов заявление об установлении единого тарифа с приложением обосновывающих материалов в соответствии с пунктом 8 Правил, включая расчет расходов на оказание регулируемого вида деятельности (оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором) и экономическое обоснование исходных данных, а также копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).

Таким образом, единый тариф устанавливается органом тарифного регулирования в экономически обоснованном размере по результатам экспертизы представленных регулируемой организацией обосновывающих документов и материалов.

Как установлено судом, ЕМУП «Спецавтобаза» по результатам конкурсного отбора осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на основании соглашения от 12.01.2018, приступило к исполнению обязанностей регионального оператора по обращению с ТКО на территории Восточного административно-производственного объединения с 01.01.2019 (т. 1 л.д. 43-53).

На основании заявления ЕМУП «Спецавтобаза» регулирующий орган установил для него единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО с применением метода индексации (т. 1 л.д. 145-146).

При установлении тарифов с применением метода индексации НВВ регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 44 Основ ценообразования).

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, и отказывает во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, если экономическая обоснованность таких расходов не подтверждена в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункты 16-18, 22 Правил).

ЕМУП «Спецавтобаза» первоначально рассчитало объем НВВ на первый год регулирования в размере 3680126,91 тыс. руб. без учета НДС (т. 2 л.д. 2-4). Впоследствии расчет был увеличен до 3925430,78 тыс. руб. без учета НДС (т. 18 л.д. 133).

Регулирующий орган рассчитал НВВ на первый год регулирования в размере 3196708,9 тыс. руб. без учета НДС (т. 1 л.д. 145-146).

У сторон имеются разногласия по учету расходов на приобретение оргтехники и программного обеспечения в расчетном периоде.

Первоначально ЕМУП «Спецавтобаза» расходы на приобретение оргтехники в размере 2274,72 тыс. руб. и на программное обеспечение в размере 164,40 тыс. руб. заявлены в составе операционных (производственных) расходов (т. 2 л.д. 199).

Впоследствии эти расходы учтены ЕМУП «Спецавтобаза» по статье «Амортизация» ( т. 17 л.д. 1-6, т. 18 л.д. 133-136).

РЭК Свердловской области принят расчет данных расходов по статье «Амортизация» (т. 1 л.д. 145-148).

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 53 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 утверждена классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, в которой во второй группе (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 дет включительно) отражены по коду 330.28.23.23. машины офисные прочие, включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним, серверы различной производительности и т.д.

Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) (пункт 3 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Положением об учетной и налоговой политике на 2018 год, утвержденным приказом ЕМУП «Спецавтобаза» 29.12.2017, к учету в качестве основных средств принимаются активы, стоимостью более 40000 рублей (пункт 2.4), предприятие использует линейный способ амортизации по основным средствам и по нематериальным активам (пункты 2.2, 2.9) (т. 17, л.д. 7, 9-13).

Исходя из срока полезного использования оргтехники, а также периода использования программного обеспечения, суд находит правильным решение РЭК Свердловской области по включению указных расходов в НВВ регулируемой организации пропорционально сроку полезного использования, то есть в составе амортизационных расходов.

Не включены в расчет НВВ планируемые расходы ЕМУП «Спецавтобаза» на привлечение 85 специалистов для борьбы с несанкционированными свалками (т. 3 л.д. 62-63).

Порядок ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

Названными Правилами установлена обязанность собственника земельного участка самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (пункт 18); если региональный оператор самостоятельно ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО, он вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17).

Позиция РЭК Свердловской области о том, что деятельность по ликвидации несанкционированных свалок не относится к регулируемым видам деятельности и не должна включаться в состав тарифа, основана на правильном толковании вышеприведенных норм. Поскольку в состав НВВ включаются только экономически обоснованные объемы финансовых средств, необходимых в течение очередного периода регулирования для осуществления регулируемого вида деятельности, оснований для включения в ее состав расходов на осуществление нерегулируемых видов деятельности не имеется.

Кроме того, регулирующим органом проектируемый уровень заработной платы рассчитан в размере 42101,5 руб./чел. в месяц без учета премии вместо заявленного 63152,25 (т. 32 л.д. 46).

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Уровень заработной платы рассчитан РЭК Свердловской области исходя из ставки 1-го рабочего разряда в размере, равном минимальному размеру оплаты труда с 01.01.2019, – 11280 рублей (до применения установленных коэффициентов).

Из отраслевого тарифного соглашения по предприятиям жилищно-коммунального комплекса, коммунальной энергетике и газовому хозяйству Свердловской области на 2016-2019 годы, следует, что ставка 1-го рабочего разряда устанавливается на уровне величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, но не ниже величины минимальной оплаты труда (т. 19 л.д. 2-34).

Прожиточный минимум для трудоспособного населения установлен Постановлением Правительства Свердловской области от 05.02.2019 № 70-ПП в размере 10933 рубля.

Не зафиксирован иной размер оплаты труда рабочего 1-го разряда или порядок его определения в коллективном договоре ЕМУП «Спецавтобаза» (т. 20 л.д. 12-24). В соответствии с пунктом 5.6 Коллективного договора месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальная месячная ставка рабочего 1-го разряда в размере 13493,75 руб., утвержденная приказом ЕМУП «Спецавтобаза» от 12.11.2018 №865/1 и подлежащая применению с 01.01.2019, данными бухгалтерской отчетности и трудовыми договорами не подтверждена (т. 18 л.д. 130-131).

Поэтому расчет ставки рабочего 1-го разряда обоснованно произведен из минимального размера оплаты труда, установленного на начало периода регулирования (01.01.2019).

Довод административного истца об учете в расчете прогнозных значений темпов роста заработной платы не обоснован, так как в расчете принят минимальный размер оплаты труда на 01.01.2019, индексация которого к показателям роста темпов заработной платы в 2017-2018 году недопустима.

ЕМУП «Спецавтобаза» оспаривает также отклонение расчета экономически обоснованных расходов на транспортирование ТКО, выполненного на основании утвержденной территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области (т. 20 л.д. 212).

Расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования (пункт 88 Методических рекомендаций).

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные, в частности, с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Объем ТКО, использованный в расчете тарифа, в определен в размере 5497,65 тыс.куб.м. (т. 2 л.д. 190).

На данный объем проведены закупки 16.04.2018 №№ 233269, 231383, 231465 (т. 9. л.д. 1-250, т. 10 л.д. 1-189) на общую сумму 2344866,96 тыс. руб. без НДС, поэтому расчетная цена определена органом регулирования в размере 426,52 руб./куб.м. (2344866,96/5497,65).

С учетом закрепленного в пункте 14 Основ ценообразования правила приоритета при определении расчетного значения расходов оснований для применения прогнозных показателей при наличии договоров, заключенных по результатам торгов на весь объем ТКО, не имеется.

Не применение прогноза индекса потребительских цен ЕМУП «Спецавтобаза» оспаривает при определении стоимости услуг по распечатке (выпуску) на бумажном носителе пакетов документов, связанных с заключением договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и адресной или курьерской доставке; стоимости услуг на профессиональное обучение персонала, стоимости услуг по приему денежных средств; расходов на приобретение сырья (пакетов для накопления ТКО для индивидуальных жилых домов); стоимости услуг по информационно-расчетному обслуживанию.

Эти расходы РЭК Свердловской области учтены в размере: услуги по распечатке – 30076, 27 тыс. руб., услуги по обучению – 718,97 тыс. руб., услуги по приему денежных средств – 3764,83 тыс. руб., услуги по информационно-расчетному обслуживанию – 53 185,92 (24244, 40 + 22861,92 + 6079,60) тыс. руб., расходы на приобретение пакетов – 74522, 42 тыс. руб., – на основании представленных в материалы тарифного дела договоров с учетом подпункта «б» пункта 14 Основ ценообразования (т. 3 л.д. 7-65, т. 4 л.д. 1-204, т. 7 л.д. 1-247, т. 8 л.д. 1-42).

При этом из взаимосвязанного толкования пункта 29 Методических рекомендаций и подпункта «в» пункта 14 Основ ценообразования следует, что прогнозные параметры регулирования, в частности, индекс потребительских цен, применяются к периодам, исчисляемым годами. Поэтому оснований для применения годового индекса потребительских цен к ценам, установленным в представленных в материалах тарифного дела договорам, не имеется.

Доводы о повышении ставки НДС с начала периода регулирования правового значения не имеют, поскольку единый тариф рассчитан органом регулирования без учета НДС, а затем (для населения) с НДС в размере, действующем с 01.01.2019 (20%).

ЕМУП «Спецавтобаза» считает необоснованным определение административных расходов в размере 98969,230 тыс. руб. вместо 179714 тыс. руб. с учетом уточнения расчета 15.11.2018 (т. 2 л.д. 202-203, т. 17 л.д. 6, т. 18 л.д. 287, т. 32 л.д. 45).

Состав административных расходов определен в пункте 19 Методических рекомендаций.

При этом одиннадцатым абзацем названной нормы предусмотрено, что при осуществлении организацией иных регулируемых и нерегулируемых видов деятельности административные расходы распределяются согласно учетной политике организации.

Частью 5 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с ТКО и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Иного Положением об учетной политике ЕМУП «Спецавтобаза» не предусмотрено (т. 2 л.д. 35-44).

Исходя из изложенного, РЭК Свердловской области правильно произведен расчет административных расходов по видам деятельности и принят к учету в составе тарифа в части, относящейся к услуге регионального оператора по обращению с ТКО.

При этом административный истец не представил подтверждения увеличения заявленных административных расходов на 2019 год по сравнению с подтвержденными расходами 2017 года, поэтому уменьшение суммы административных расходов до 98969,230 тыс. руб. суд признает обоснованным.

ЕМУП «Спецавтобаза» не согласно с уменьшением расходов на расчетно-кассовое обслуживание (далее – РКО) до 3506,99 тыс.руб.

Региональным оператором рассчитаны затраты на РКО в размере 3974,537 тыс. руб., исходя из ставки 0,09% и планируемого оборота по счету с учетом НДС в размере 4416152,292 тыс.руб. (т. 17, л.д. 181-182).

Однако, размер планируемого оборота материалами дела не подтвержден и не имеет экономического обоснования.

При определении затрат на РКО регулирующий орган принял установленный размер НВВ с учетом НДС. При этом ставка платы за РКО принята по расчету ЕМУП «Спецавтобаза» на основании данных о фактическом обороте денежных средств по расчетному счету: 3196708,9*1,2(НДС)*0,00091422 (ставка по фактическому обороту) = 3 506,99 тыс. руб.

Таким образом, оснований для увеличения НВВ по заявленным ЕМУП «Спецавтобаза» требованиям и удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ЕМУП «Спецавтобаза» о признании недействующим в части нормативного правового акта оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.

Судья Т.Н. Чиркова