НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 01.09.2021 № 72-1086/2021

дело № 72-1086/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Сазонова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 01 сентября 2021 года жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, Н. на решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 02 июля 2021 года № 12-795/2021, вынесенное в отношении главного бухгалтера Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Станция переливания крови Федерального медико-биологического агентства России в г. Екатеринбурге» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Свердловской области Н. главному бухгалтеру Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Станция переливания крови Федерального медико-биологического агентства России в г. Екатеринбурге» (далее – ФГБУЗ «Станция переливания крови») ФИО1 назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.

Решением судьи постановление должностного лица изменено, назначенное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение.

В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление о назначении наказания, Н. просит отменить решение судьи, указывая на неверное применение судьей районного суда положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, заслушав защитника Изюрова А.В., возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующему.

Частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно частям 1 и 3 статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон «О бухгалтерском учете») каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

Пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н (далее – Инструкция), предусмотрено, что при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам Федерального казначейства, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление.

Согласно пункту 216 Инструкции сумма произведенных подотчетным лицом расходов отражается на счетах расчетов с подотчетными лицами согласно утвержденного руководителем учреждения (или уполномоченным им лицом) авансового отчета подотчетного лица и прилагаемых к нему документов, подтверждающих произведенные расходы.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной должностным лицом Управления Федерального казначейства по Свердловской области внеплановой выездной проверки использования ФГБУЗ «Станция переливания крови» субсидии, предоставленной из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидии, предоставленной из федерального бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2019 году установлено, что главным бухгалтером ФГБУЗ «Станция переливания крови» ФИО1 в регистрах бухгалтерского учета произведена регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, а именно отражены операции по списанию расходов при отсутствии документов, подтверждающих произведенные расходы. 31 декабря 2019 года проведены бухгалтерские операции – не имевший места факт хозяйственной жизни: Д/т 5.401.200 «Расходы текущего финансового года» - К/т 5.208.62 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению в денежной форме» (по источнику КФО 5): списаны расходы в сумме 1207201,00 рублей согласно авансовому отчету от 31 декабря 2019 года № 128, что отражено в карточке счета 208.62 за декабрь 2019 года и в Журнале операций № 3 «Расчеты с подотчетными лицами», а также не имевший места факт хозяйственной жизни: Д/т 5.105.31 «Медикаменты и перевязочные средства – иное движимое имущество учреждения» - К/т 208.34 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов» оприходование медикаментов в сумме 65300,00 рублей согласно авансовому отчету от 31 декабря 2019 года, что отражено в Карточке счета 208.34 за декабрь 2019 года и в Журнале операций № 3 «Расчеты с подотчетными лицами».

Указанные фактические обстоятельства подтверждаются собранными в ходе производства по делу доказательствами и не оспариваются как Д.И.АБ., так и должностным лицом в настоящей жалобе.

При таких обстоятельствах, должностное лицо и судья районного суда, с учетом требований статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришли к обоснованному выводу о виновности ФИО1, верно квалифицировав её действия по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы должностного лица, судьей верно применены положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде штрафа правомерно заменено на предупреждение. Правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не относится к правонарушениям, перечисленным в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации б административных правонарушениях, по которым административный штраф не подлежит замене на предупреждение. Материалами дела не подтверждается, что в результате совершенного ФИО1 правонарушения допущено причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также, что кому-либо причинен имущественный ущерб. ФГБУЗ «Станция переливания крови», работником которого является ФИО1, относится к некоммерческим организациям, ФИО1 совершила данное правонарушение впервые, иного в материалы дела не представлено.

Таким образом, совокупность юридически значимых обстоятельств позволяло применить в данном случае судье районного суда положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заменить работнику некоммерческой организации ФИО1 назначенное наказание в виде административного штрафа предупреждением.

Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, оснований для отмены решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.9, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 02 июля 2021 года № 12-795/2021, вынесенное в отношении главного бухгалтера Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Станция переливания крови Федерального медико-биологического агентства России в г. Екатеринбурге» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу должностного лица – без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского областного суда О.В.Сазонова