Суворовский районный суд Тульской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Суворовский районный суд Тульской области — Судебные акты
Решение
Именем Российской Федерации
06 апреля 2011 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Богданова В.А.,
при секретаре Никольской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-126-11 по иску Обираевой И.А., Храбруновой В.И., Оськиной Е.В., Ричковской Е.А., Ивановой Н.Д. к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Суворовского района» о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и на приобретение единого месячного льготного проездного билета,
установил:
Обираева И.А., Ричковская Е.А., Иванова Н.Д., Храбрунова В.И., Оськина Е.В. обратились с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Суворовского района» о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и на приобретение единого месячного льготного проездного билета, указывая в иске и в суде, что Обираева И.А. является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда» серии выданное Управлением социальной защиты населения г.Суворов Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, Храбрунова В.И. является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда» серии выданное Управлением социальной защиты населения г.Суворов Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, Иванова Н.Д. является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда» серии выданное Управлением социальной защиты населения г.Суворов Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, Ричковская Е.А. является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда» серии выданное Управлением социальной защиты населения г.Суворов Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, Оськина Е.В. является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда» серии выданное Управлением социальной защиты населения г.Суворов Тульской области ДД.ММ.ГГГГ.
07 февраля 2011 года Обираева И.А., Оськина Е.В., Ричковская Е.А., Иванова Н.Д., а 09 февраля 2011 года Храбрунова В.И. обратились в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» с заявлением о назначении в соответствии с законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячной денежной выплаты, как ветеранам труда. Однако Управлением социальной защиты населения Суворовского района Департамента социального развития Тульской области на их заявление о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты был дан письменный отказ по причине не достижения истцами пенсионного возраста (т.е. 55 лет). Истцы считают, что своим отказом Управление социальной защиты населения Суворовского района Департамента социального развития Тульской области нарушает их конституционное право на социальное обеспечение. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», отмечают истцы, ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда». В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе и получение ежемесячных денежных выплат согласно настоящего действующего законодательства. В соответствии со ст. 22 Федерального Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. 28.12.2004 года принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В ст. 1 данного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе и ветераны труда. В соответствии со ст.ст. 3,7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда имеют право на ежемесячные денежные выплаты. Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», считают истцы, не содержит конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, для назначения ежемесячных денежных выплат. Поэтому истцы просят обязать Государственное учреждение «Управление социальной защиты населения Суворовского района» назначить и выплачивать им ежемесячную денежную выплату и обеспечить их право на приобретение ими единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) с момента их обращения, в частности Обираевой И.А., Оськиной Е.В., Ричковской Е.А., Ивановой Н.Д. с 07 февраля 2011 года, а Храбруновой В.И. с 09 февраля 2011 года.
Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» по доверенности Недашковская Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, указывая, что ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определены условия предоставления мер социальной защиты ветеранов труда, главным из которых является установлении им трудовой пенсии по старости (в редакции от 22.08.2004 года). В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом № 122-ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств). В данном случае необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что возникла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним (достижение возраста, дающего право на пенсию по старости), что является существенным для рассмотрения заявленных требований. Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ внес изменения в статью 22 Федерального закона «О ветеранах» и установил, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, отметил представитель ответчика, правоотношения по предоставлению льгот согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22.08.2004 года) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно статьям 3 и 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем, субъективный состав и объем правоотношений остались прежними (как до 01 января 2005 года, так и после 01 января 2005 года). В исковом заявлении, указал представитель ответчика, истцы просят обязать назначить и выплачивать им ежемесячную денежную выплату на основании Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей тульской области». В соответствии со статьей 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ветеранам труда назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Постановление администрации Тульской области от 15 марта 2005 года №201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определяет правила предоставления мер социальной поддержки и регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой, но не содержит условия её предоставления. Постановлением администрации Тульской области от 18 июня 2008 года № 339 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», в котором определено, что заявителями являются ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения трудовой деятельности. Кроме того, представитель ответчика считает, что нельзя руководствоваться статьей 7 без учета положений статьи 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В соответствии со статьей 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в российской Федерации» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в российской Федерации». Статьей 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, по инвалидности, социальная пенсия. На основании статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Поскольку истцы не является получателями пенсии ни по одному из вышеуказанных законов, по мнению представителя ответчика, правовых оснований для назначения мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренных законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», у истцу не имеется. В связи с чем, представитель ответчика, просил в удовлетворении исковых требований истцов отказать.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствии и возражения, согласно которым представитель ответчика исковые требования истцов не признал и просил в их удовлетворении отказать, указывая, что статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия. Статьей ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определены условия предоставления мер социальной защиты ветеранов труда, главным из которых является установлении им трудовой пенсии по старости. В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ внес изменения в статью 22 Федерального закона «О ветеранах» и определил, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ подчеркивается, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. Положения данной статьи являлись определяющими при разработке закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», закрепившего в своих основных положениях нормы Федерального закона «О ветеранах», в том числе и о мерах социальной защиты лиц, имеющих звание «Ветеран труда». В соответствии со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральным пенсионным законодательством. В ст. 3 данного закона подчеркивается, что меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На основании ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Поэтому определенные законом меры социальной поддержки истцы могут реализовать при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию. В соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Постановление администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определило: порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Тульской области, порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям жителей Тульской области. В исковом заявлении истец просит признать его право на выплату ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на основании Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом № 122-ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств). В данном случае необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что возникла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним, что является существенным для рассмотрения заявленных требований. Таким образом, правоотношения по предоставлению льгот согласно ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22 августа 2004 года) трансформировалось в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно статьям 3 и 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем субъективный состав и объем правоотношений остались прежними (как до 01 января 2005 года). Одна из мер социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) выделена в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством. Однако нельзя руководствоваться статьей 7 без учета статьи 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, следовательно, как указывалось выше, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по статье 7 в совокупности со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по статье 22 Федерального закона «О ветеранах». Права на льготы по статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22.08.2004 г.) у истца до 01 января 2005 года не было. Определяя процессуальный статус департамента социального развития Тульской области как «ответчик», истец вопреки требованиям пункта 4 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не указывает, в чем заключается нарушение прав, свобод или законных интересов истца департаментом социального развития Тульской области. Поэтому представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно ст.22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ.
Статьей 1 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2008 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определены категории лиц, имеющих право на данные меры, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом, статьей 7 названного Закона предусмотрена ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Указанная ежемесячная денежная выплата, согласно Порядку назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области № 201 от 15 марта 2005 года «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусматривает, что право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом, денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты следует считать день обращения с заявлением об этом.
Обираева И.А., Иванова Н.Д., Ричковская Е.А., Оськина Е.В. обратились с письменным заявлением в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» о назначении ей ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» 07 февраля 2011 года, а Храбрунова В.И. 09 февраля 2011 года.
Однако Обираевой И.А., Ивановой Н.Д., Ричковской Е.А., Оськиной Е.В. 08 февраля 2011 года, а Храбруновой В.И. 09 февраля 2011 года в назначении ежемесячной денежной выплаты было отказано в связи с тем, что они не достигли возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Доводы ответчика об отсутствии права у истцов на получение ежемесячной денежной выплаты ввиду не достижения ими возраста, дающего право на получение пенсии по старости, и права на получение пенсии по иным основаниям, суд признает несостоятельными, так как данные доводы не согласуются с нормами от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей », поскольку его положения в их буквальном толковании не связывают получение ветеранами труда ежемесячной денежной выплаты с достижением возраста, дающего права на получение пенсии по старости, и наличием правом на получение пенсии по иным основаниям.
Истцами представлены суду достаточные доказательства наличия у них, как ветеранов труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, в частности Обираевой И.А., Ивановой Н.Д., Ричковской Е.А., Оськиной Е.В. с 07 февраля 2011 года, а у Храбруновой В.И. с 09 февраля 2011 года, в соответствии с п.п.4, 8 Порядка выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года, а потому исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку, как установлено в суде, Обираева И.А., Иванова Н.Д., Ричковская Е.А., Оськина Е.В., Храбрунова В.И. в предусмотренном Законом порядке со всеми необходимыми документами обратились в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» с заявлением о назначении им ежемесячной денежной выплаты.
При этом, суд учитывает, что ни ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года 3 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ни Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 февраля 2006 года № 83 (в ред. от 16.08.2010г.), не предусматривается такого ограничения в предоставлении ветеранам труда мер социальной поддержки в виде получения ежемесячной денежной выплаты и приобретения единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), как достижение пенсионного возраста и наличие права на получение пенсии по иным основаниям. В связи с чем, исковые требования истцов подлежат полному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Обираевой И.А., Храбруновой В.И., Оськиной Е.В., Ричковской Е.А., Ивановой Н.Д. удовлетворить полностью.
Признать за Обираевой И.А., Храбруновой В.И., Оськиной Е.В., Ричковской Е.А., Ивановой Н.Д., как за ветеранами труда, право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда Законом Тульской области от 28.12.2004г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в виде получения ежемесячной денежной выплаты и на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси).
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управлению социальной защиты населения Суворовского района» назначить Обираевой И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке , Оськиной Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке , Ричковской Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке , Ивановой Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке , - ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда Законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», со дня их обращения за ежемесячной денежной выплатой в указанное Управление с заявлением со всеми необходимыми документами, то есть с 07 февраля 2011 года.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управлению социальной защиты населения Суворовского района» назначить Храбруновой В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке - ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда Законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», со дня её обращения за ежемесячной денежной выплатой в указанное Управление с заявлением со всеми необходимыми документами, то есть с 09 февраля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Суворовский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий