НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Суровикинского районного суда (Волгоградская область) от 27.05.2019 № 2-288/19

№ 2-288/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Суровикинский районный суд Волгоградской области

В составе председательствующего судьи Божко О.А.,

При секретаре Ишамбековой М.С.,

С участием истца Прохоренко Е.А.,

Представителя истца Беловой Т.А.,

Представителей ответчика Государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда в Суровикинском районе Волгоградской области –Забора С.М. и Лаврентьевой А.А.,

27 мая 2019 года в городе Суровикино, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохоренко Е.А. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного Фонда в Суровикинском районе Волгоградской области об оспаривании отказа в назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Прохоренко Е.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Суровикинском районе Волгоградской области (далее по тексту- УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, мотивируя свои требования следующим.

4 марта 2019 года он обратился в УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на один год и дополнительного на один год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Решением ответчика № 165317/19 от 7 марта 2019 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на один год по причине отсутствия условий для её назначения, предусмотренных п. 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначении накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее по тексту-Перечень), утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958 н, согласно которому проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания»).

Истец, полагая данное решение незаконным, нарушающим его права просил признать решение УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области № 165317/19 от 7 марта 2019 года незаконным и обязать назначить ему страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на 1 год с 23 марта 2019 года.

В судебном заседании истец Прохоренко Е.А. требования поддержал. Пояснил, что 23 марта 2019 года ему исполнилось 59 лет. 4 марта 2019 года он обратился в УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на один год. С 3 февраля 1986 года по 26 августа 1989 года он работал учителем труда в Гулянецкой средней школе Коростенского района Житомирской области. Был зарегистрирован на территории Горщиковского сельсовета Коростенского района Житомирской области, а затем на территории Бондаревского сельсовета Коростенского района Житомирской области. Он проживал на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Выехал с территории в 1989 году. Удостоверение ему не выдавалось. Для выхода на пенсию со снижением возраста на год у него имеются необходимые условия. Просит удовлетворить его иск.

Представитель истца-Белова Т.А. просила об удовлетворении иска Прохоренко Е.А., поскольку к этому имеются основания. Считает, что ответчик неверно трактует п. 100 Перечня, в данном пункте содержится возможность предоставить как удостоверение, так и любой другой документ, подтверждающий проживание на льготной территории. В данном случае такими документами являются военный билет истца, его трудовая книжка и справка, выданная Горщиковским сельсоветом, подтверждающая, что в период времени с 26 апреля до 30 июня 1986 года Прохоренко Е.А. проживал и работал на территории Коростенского района Житомирской области. В суд представлен документ, что данная территория соотносится с территорией РФ и приравнивается к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Ответчик требует предоставление удостоверения, тогда как удостоверение в данном случае не выдается. Переехав в РФ, истец сохранил за собой право на льготное пенсионное обеспечение. Решение ответчика является незаконным.

Представитель УПФР в Суровикинском районе -Забора С.М. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать истцу в удовлетворении требований, считает отказ в назначении Прохоренко Е.А. пенсии правомерным. Основанием к отказу в назначении Прохоренко Е.А. страховой пенсии с уменьшением возраста на 1 год явилось отсутствие у истца документа, выданного в соответствии с нормами Российского законодательства. В силу п. 17 Перечня для назначения пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, необходимы документы о трудовом стаже. В силу п. 18 Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф в зависимости от категории гражданина необходимы документы, удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения и др. В соответствии с п. 100 Перечня проживание (период проживания) в зонах радиоактивого загрязнения, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или пребывания). Специальные удостоверения единого образца выдаются гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации на основании Приказа МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 11 апреля 2006 года № 228/271/63н «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В письме ГКУ ЦСЗН по Суровикинскому району Волгоградской области от 16 мая 2019 года № 4022 указано, что с. Горщик Коростенского района Житомирской области Украины относится к зоне усиленного радиоэкологического контроля, что соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. При этом в ст. 11 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 дано понятие зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом как части территории РФ за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км.. Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности её территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством РФ. На территории РФ такие зоны определены Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 года № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Село Горщик Коростенского района Житомирской области в данном перечне не поименовано, поскольку находится на территории другого государства. Форма представленной истцом справки не соответствует форме, утвержденной Письмом Госкомчернобыля РФ от 27 апреля 1993 года № ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом». Справка представлена на украинском языке, выдана в Украине. Данная справка не может быть признана в качестве документа, с которым закон связывает назначение досрочной пенсии.

Представитель УПФР в Суровикинском районе – Лаврентьева А.А. исковые требования не признала, просила отказать истцу в удовлетворении требований, считает отказ в назначении Прохоренко Е.А. пенсии правомерным.

Выслушав истца и его представителя, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Прохоренко Е.А. не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 34, 35 и 49 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Согласно п.3 ст.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.

Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п.1 ст.24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ).

Аналогичная норма содержится в п.6 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 года № 958н.

В силу п. 18 Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионному обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы:

а) удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионному обеспечении в Российской Федерации»);

б) о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

в) о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы (подпункт 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);

г) о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской ВАЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);

д) о том, что гражданин является инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф (пункт 1 статьи 17 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС только при условии предъявления соответствующего удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других республик бывшего СССР.

В соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 11 апреля 2006 года №228/271/63н, устанавливаются единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с п. 100 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года №958н, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Специальные удостоверения единого образца выдаются гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации на основании Приказа МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 11 апреля 2006 года №228/271/63н «Об утверждения порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно п.3 названного Приказа удостоверение по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области № 165317/19 от 7 марта 2019 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на один год по причине отсутствия условий для её назначения, предусмотренных п. 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначении накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958 н, согласно которому проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания»).

Основанием к отказу в назначении Прохоренко Е.А. страховой пенсии с уменьшением возраста на 1 год явилось отсутствие у истца документа, выданного в соответствии с нормами Российского законодательства.

Согласно паспорту Прохоренко Е.А. является гражданином РФ.

В подтверждение доводов о незаконности решения УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области истцом предоставлен военный билет на его имя серии НК № 4316617, в котором содержатся сведения о том, что 18 февраля 1987 года он был снят с учета Горщиковским сельсоветом Коростенского района Житомирской области, 13 февраля 1987 года поставлен на учет Бондаревским сельсоветом Коростенского района Житомирской области.

7 апреля 2011 года Исполкомом Горщиковского сельского совета на имя Прохоренко Е.А. выдана справка о том, что он проживал и зарегистрирован в с. Горщик Коростенского района Житомирской области с 26 апреля 1986 года по 13 февраля 1987 года, которое согласно постановлению Кабинета Министров № 106 от 26 июля 1991 года относится к зоне усиленного радиоэкологического контроля, категория 4, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 1 до 5-ти-км-2. Жители данного населенного пункта пользуются льготами согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы».

Вышеуказанные документы были предоставлены Прохоренко Е.А. в УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области для назначения пенсии со снижением возраста.

Истцом в суд предоставлена трудовая книжка, из которой следует, что с 3 февраля 1986 года по 26 августа 1989 года он работал учителем труда в Гулянецкой средней школе Коростенского района Житомирской области.

Истцом также предоставлена информация, полученная 16 мая 2019 года за № 4022 в ГКУ ЦСЗН по Суровикинскому району о том, что согласно перечню населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 1991 года № 106, с. Горщик Коростенского района Житомирской области Украины, относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Для граждан, выехавших из данной зоны проживания, выдача специальных удостоверений единого образца не предусмотрена. В соответствии с письмом Госкомчернобыля РФ от 27 апреля 1993 года № ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом» гражданам, выезжающим из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, удостоверение проживающего на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне.

В статье 11 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 дано понятие зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом как части территории РФ за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км.. Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности её территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством РФ.

На территории РФ такие зоны определены Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 года № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Село Горщик Коростенского района Житомирской области в данном перечне не поименовано, поскольку находится на территории другого государства.

Выданная 7 апреля 2011 года Исполкомом Горщиковского сельского совета на имя Прохоренко Е.А. справка о том, что он проживал и зарегистрирован в с. Горщик Коростенского района Житомирской области с 26 апреля 1986 года по 13 февраля 1987 года, которое согласно постановлению Кабинета Министров № 106 от 26 июля 1991 года относится к зоне усиленного радиоэкологического контроля, категория 4, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 1 до 5-ти-км-2, не может быть признана в качестве соответствующего документа, с которым закон связывает назначение досрочной пенсии, поскольку данная справка не соответствует форме, утвержденной Письмом Госкомчернобыля РФ от 27 апреля 1993 года № ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом» гражданам, выезжающим из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом». Форма справки не соответствует форме, утвержденной вышеназванным Письмом, справка выдана в Украине.

В военном билете истца содержатся противоречивые сведения. Так датой снятия его с учета Горщиковским сельсоветом Коростенского района Житомирской области значится 18 февраля 1987 года, а датой постановки на учет Бондаревским сельсоветом Коростенского района Житомирской области, 13 февраля 1987 года (то есть за три дня до снятия с учета).

Удостоверение установленного образца Прохоренко Е.А. не выдавалось.

Истцом документально не подтвержден факт проживания его в зоне с льготно-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, в связи с чем, отказ УПФР в назначении истцу страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на один год является законным. Оснований для удовлетворения требований Прохоренко Е.А. не имеется.

В связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Прохоренко Е.А. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного Фонда в Суровикинском районе Волгоградской области о признании решения Государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда в Суровикинском районе Волгоградской области № 165317/19 от 7 марта 2019 года незаконным и обязании назначить страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на 1 год с 23 марта 2019 года отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прохоренко Е.А. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного Фонда в Суровикинском районе Волгоградской области о признании решения Государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда в Суровикинском районе Волгоградской области № 165317/19 от 7 марта 2019 года незаконным и обязании назначить страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на 1 год с 23 марта 2019 года отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Суровикинский районный суд.

Мотивированное решение по делу изготовлено 31 мая 2019 года.

Районный судья О.А. Божко