Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
27 января 2020 года <адрес>
Судья Сургутского городского суда <адрес>-Югры Лопатнев А.В., расположенного по адресу: <адрес>, рассмотрев в открытом заседании жалобу защитника Савицкой О. В. на постановление мирового судьи судебного участка № Сургутского судебного района города окружного значения Сургута ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ФИО1
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Сургутского судебного района города окружного значения Сургута ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Сургутский городской суд, защитник Савицкая О.В. выражает несогласие с вынесенным постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов, которыми оформляются факты хозяйственной жизни, согласно п. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учёту документов, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Согласно п. 2.4. Муниципального контракта 04/2017, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства» (МКУ «УКС») (Заказчик) и ООО «СибирьСетьСтрой» (Генподрячик), оплата выполненных работ производится Заказчиком в пределах лимитов финансирования установленных графиком оплаты, по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Генподрядчика за фактически выполненные работы, не более чем в течение 30 календарных дней на основании акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 (утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), КС - 3 (утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), подписанных Заказчиком и Генподрядчиком, и предоставленного Генподрядчиком счета-фактуры (счета). Так же, согласно условиям Муниципального контракта установлено, что ежемесячно Генподрядчик оформляет акты выполненных работ по форме № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3. Наименование работ, материальных ценностей и расценки, отраженные в актах и справках № КС-2, № КС-3 должны соответствовать проектно-сметной документации (пункт 8.10 Муниципального контракта). ФИО1, являясь должностным лицом, - главным бухгалтером МКУ «УКС» произвела оплату выполненных по Муниципальному контракту Исполнителем работ на общую сумму 30 939 524,48 рублей на основании первичных документов - справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3): КС-3 № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 18 465 529,72 рублей; КС-3 № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6 576 953,44 рублей, КС-3 № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 5 897 041,32 рублей. Таким образом, она надлежащим образом исполнила свои обязанности по соблюдению норм законодательства, в соответствии с условиями Муниципального контракта произвела оплаты фактически выполненных Исполнителем работ на основании КС-2, КС-3 (утвержденных Постановлением Госкомстата РФ or ДД.ММ.ГГГГ№). Проведя проверку правильности оформления полученных первичных документов со стороны Генподрядчика на предмет наличия и соответствия всех необходимых реквизитов, наименование работ на соответствие данным муниципального контракта, после проверки состояния расчетов с подрядчиком, произвела оплату выполненных работ. Согласно п. 31. Графика документооборота по МКУ «Управление капитального строительства» в обязанности главного бухгалтера входит в том числе «прием от планово-экономического отдела Актов о приемке выполненных работ и Справок стоимости выполненных работ и затрат, Актов сдачи-приемки проектно-изыскательских работ» ф. КС-2, ф. КС-3. Исполнение обязательств, возникших в ходе исполнения государственного контракта (договора), в том числе в части регламентации порядка оформления документов, осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и условиями государственного контракта (договора) (Письмо Минфина России от N 02-07-10/3039). Актом проверки Счетной палаты установлено: «Работы, предусмотренные Муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ выполнены в полном объеме ООО «СибирьСетьСтрой» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписанным сторонами контракта актом приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11) от ДД.ММ.ГГГГ№». Таким образом, фактически выполненные Исполнителем работы по Муниципальном контракту оплачены Заказчиком на условиях соответствующих заключенному между сторонами муниципального контракта. В связи с чем, в действиях ФИО1 отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
В судебном заседании защитник ФИО4 доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснила, что каких-либо негативных последствий не наступило, в действиях ФИО1 формально усмотрели состав правонарушения, однако, его можно признать малозначительным.
В судебном заседании представители административного органа ФИО5, ФИО6 пояснили, что считают доводы жалобы необоснованными, указали, что форма документа КС-3, отраженная в учёте бухгалтерских операций о выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ по муниципальному контракту №, не является установленной формой первичной документации, что говорит об отсутствии у МКУ «УКС» первичных учётных документов, применяемых при ведении бухгалтерского учета в целях реализации муниципального контракта. При получении данных форм ФИО7 обязана была сообщить руководителю и разработать дополнение к Положению об учетной политике.
Заслушав защитника, представителей административного органа, исследовав представленные доказательства, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной статье под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается, в частности, отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Как следует из материалов дела, ФИО1, являясь должностным лицом, – главным бухгалтером отдела бухгалтерского учета и отчетности МКУ «УКС», в ходе организации бухгалтерского учета финансовой деятельности МКУ «УКС», осуществляемой в рамках реализации муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МКУ «УКС» и ООО «СибирьСетьСтрой», допустила грубое нарушение требований к бухгалтерскому учёту, что выразилось в отсутствии у МКУ «УКС» первичных учётных документов, требования к форме и содержанию которых установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», пунктами 6-10 Приложения № к приказу Минфина №н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Факт нарушения установлен актом контрольно-счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, составленном по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2017 году на выполнение работ по строительству объекта «Парк в районе ручья Кедровый лог. Западный жилой район <адрес>. Пешеходный мост через ручей Кедровый лог».
Согласно пункту 3.4 Учетной политики МКУ «УКС», сформированной на основании пункта 6 Приложения № Инструкции № и утвержденной приказом МКУ «УКС» от ДД.ММ.ГГГГ, учреждением применяются унифицированные формы первичных учетных документов в соответствии с Приложением № к Приказу Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении форм первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению». Однако, в ходе проверке установлено, что в бухгалтерском учете МКУ «УКС» применяются в качестве первичных документов отдельные формы документов, которые не предусмотрены Приказом Минфина № и не утверждены Учетной политикой. Установлено, что при отражении в учёте бухгалтерских операций о выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ по МК № в качестве первичных документов приняты справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, не предусмотренной в перечне форм первичной документации, утвержденной Учетной политикой и не являющейся унифицированной формой первичных учётных документов.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, выражается в грубом нарушении требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По условиям муниципального контракта (п. 2.4) № на выполнение работ по строительству объекта «Парк в районе ручья Кедровый лог. Западный жилой район <адрес>. Пешеходный мост через ручей Кедровый лог», заключенного между МКУ «УКС» и ООО «СибирьСетьСтрой» ДД.ММ.ГГГГ оплата выполненных работ производится в пределах лимитов финансирования, установленных графиком оплаты по безналичному расчету путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет генподрядчика за фактически выполненные работы, не более чем в течение 30 календарных дней на основании акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 (унифицированная форма № КС-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 (унифицированная форма КС-3, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), подписанных заказчиком и генподрядчиком, и представленного генподрядчиком счета-фактуры.
Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее- Федеральный закон № 402-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 ФЗ № 402-ФЗ).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 157н, в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета, утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Инструкция).
Согласно п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 157н, субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, настоящей Инструкцией, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета (далее - документы учетной политики), утверждаются формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные настоящей Инструкцией.
Организация, форма и способы ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в МКУ «УКС» установлены Положением об учетной политике для целей бюджетного учета, утвержденным приказом МКУ «УКС» от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД.
Так, согласно пункту 3.4 названного Положения учреждением применяются унифицированные формы первичных учетных документов (Приложение №) в соответствии с Приложением № к приказу 52н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению». (л.д. 91)
Приказ Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 52н в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению.
В Приложении № Положения об учетной политике для целей бюджетного учета МКУ «УКС», в соответствии с Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 52н, представлен перечень унифицированных форм первичных документов с наименованием формы документа МКУ «УКС» класса 04 «Унифицированная система банковской документации», 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора» (л.д. 103)
Из представленного Журнала операций № с поставщиками и подрядчиками (за октябрь, ноябрь 2017 года) следует, что в качестве первичных документов, при отражении в учёте бухгалтерских операций о выполненных по муниципальному контракту строительно-монтажных работах, приняты справки о стоимости работ и затрат по форме КС-3 (л.д. 181-190).
Указанная форма документа не предусмотрена Положением об учетной политике в качестве унифицированной формы первичных учетных документов либо в качестве самостоятельно разработанной формы первичных учетных документов, что говорит о несоблюдении при осуществлении организации бухгалтерского учета ч. 4 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 157н.
Бухгалтерский учет, в силу ст. 1 Федерального закона N 402-ФЗ представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 стати 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является должностное лицо, допустившее соответствующее нарушение.
В соответствии с положениями ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ч. 1, 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете", ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.
В соответствии с должностными обязанностями главного бухгалтера МКУ «УКС», утвержденными директором учреждения ДД.ММ.ГГГГ, обязанности по ведению бухгалтерского учета возложены на главного бухгалтера, который в том числе обязан осуществлять организацию внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности учреждения. Согласно Положению об отделе бухгалтерской учета и отчетности всю полноту ответственности за своевременное и качественное выполнение возложенных на отдел бухгалтерского учета и отчетности несет главный бухгалтер.
Деяние указанного лица квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства о бухгалтерском учете и названного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и её виновность подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2-8); актом контрольно-счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по результатам контрольного мероприятия были выявлены нарушения (л.д. 10-40), муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ№ на выполнение работ по строительству объекта, заключенным между МКУ «УКС» и ООО «СибирьСетьСтрой»(л.д. 76-89), Положением об утверждении учетной политики МКУ «УКС» (л.д. 90-180), журналом операций № «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за октябрь, ноябрь 2017 г. (л.д. 181-187), справками о стоимости работ по форме КС-3 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 188,189,190), положением об отделе бухгалтерского учёта и отчётности МКУ «УКС», а также копией должностной инструкции главного бухгалтера МКУ «УКС» (л.д. 191-203), приказом Председателя Контрольно-счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении планового контрольного мероприятия» (л.д. 210).
Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, мировой судья правомерно признал ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом имеющихся в материалах дела доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, доводы заявителя жалобы о незаконности привлечения ее к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, являются несостоятельными ввиду ошибочного толкования норм действующего законодательства.
Довод о том, что ФИО1 исполнила свои обязанности, в рамках осуществления оплаты работ по муниципальному контракту, надлежащим образом, в соответствии с условиями указанного муниципального контракта, не подтверждает отсутствие вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» установлены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Приказом N 157н предусмотрена возможность самостоятельной разработки форм документов при условии наличия в них обязательных реквизитов.
Таким образом, исполнение обязательств, возникших в ходе исполнения государственного контракта (договора), в том числе в части регламентации порядка оформления документов, осуществляется в соответствии с условиями государственного контракта (договора), при этом не должно противоречить действующему законодательству Российской Федерации.
Иные приведенные в жалобе доводы, направленные на оспаривание выводов суда, не могут послужить основанием для отмены судебных постановлений, как основанные на неправильном толковании положений действующего законодательства РФ и на иной оценке имеющихся по делу доказательств.
Ссылка защитника на малозначительность вмененного ФИО1 административного правонарушения, несостоятельна.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, совершенного ФИО1, оснований для признания его малозначительным и освобождения ФИО1 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в том числе с учетом приведенных в жалобе доводов, не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в материалах дела нет и заявителем не представлено. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью административного правонарушения, не имеется.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № Сургутского судебного района города окружного значения Сургута ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении должностного лица ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника Савицкой О. В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статей 30.12-30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: подпись
Копия верна: судья А.В. Лопатнев