Дело №2-1959/2020
86RS0004-01-2019-016528-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2020 года г.Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Разиной О.С.,
при секретаре Цаликовой Е.В.,
с участием истца Арсентьевой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арсентьевой Ж.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о включении периодов работы в льготный стаж,
УСТАНОВИЛ:
Арсентьева Ж.В. обратилась в суд к ГУ УПФ РФ в г.Сургуте ХМАО-Югры с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что она обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте ХМАО-Югры с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности педагогического стажа, а именно период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 28.04.1997 г. по 03.09.1998 г.
С 28.04.1997 г. по 12.07.1997 г. она находилась в ежегодном льготной отпуске в количестве 75 календарных дней (2 месяца 2 недели) в приказе прописано отпуск 62 рабочих дня.
Фактически срок нахождения в отпуске по уходу за ребенком составлял с 13.07.1997 г. по 31.08.1997 г. – 49 календарных дней.
С 01.09.1997 г. она приступила к работе на полный рабочий день, тем самым прервав отпуск по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет. Запись в книге регистрации приказов отсутствует.
Были допущены грубые ошибки бывшим делопроизводителем, так как она не произвела запись в журнале приказов о ее выходе из отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Период работы с 01.09.1997 г. по 04.09.1998 г. могут подтвердить сотрудники, работавшие в вышеуказанный период и продолжающие работать в данном образовательном учреждении.
На основании изложенного, просит возложить обязанность на ГУ-УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры, устранить нарушения трудового законодательства РФ, включить в ее льготный стаж педагогический трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (за выслугу лет) период с 28.04.1997 г. по 12.07.1997 г. (72 дня) с 01.09.1997 г. по 03.09.1998 г. (12 месяцев).
Возложить обязанность на ГУ – УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры сделать перерасчет назначения и выплаты (с учетом произведенных надбавок) ей, досрочной льготной трудовой пенсии по старости с включением в ее льготный педагогический стаж период 12 месяцев 72 дня. Датой фактического назначения льготной пенсии просит признать 12 августа 2019 г.
В судебном заседании истец Арсентьева Ж.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила отпросить свидетелей, которые подтвердят ее фактическую работу в период отпуска по уходу за ребенком.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. В письменных возражениях ответчик не согласился с исковыми требованиями.
Суд рассматривает дело в порядке ч. 4 ст.167 ГПК РФ, в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, заслушав истца, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
07.04.1999 г. Арсентьева Ж.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования.
12.08.2019 г. Арсентьева Ж.В., 31.07.1975 года рождения, обратилась в ГУ-УПФ в г. Сургуте за назначением страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры от 11.10.2019 г. № 6249 в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности.
По сведениям ГУ-УПФ РФ в городе Сургуте ХМАО-Югры педагогический стаж Арсентьевой Ж.В. на дату подачи заявления составляет 24 года 2 месяца 18 дней, вместо необходимых 25 лет.
В педагогический стаж не включены, в том числе периоды с 28.04.1997 г. по 12.07.1997 г. (72 дня) с 01.09.1997 г. по 03.09.1998 г. (12 месяцев) – отпуск по уходу за ребенком.
В исковом заявлении Арсентьева Ж.В. выразила несогласие с решением ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте, поскольку фактически в указанный период времени осуществляла трудовую деятельность, прервала отпуск по уходу за ребенком, что не было отражено в трудовой книжке и о чем не издан приказ.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пенсионное обеспечение по старости в связи с педагогической деятельностью регулируется Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в соответствии с п. 19 ч. 1 статьи 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (список является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит) и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации.
При исчислении стажа работы, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативным правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы подтверждающие прерывание отпуска по уходу за ребенком и выполнение в спорный период Арсентьевой Ж.В. работы в качестве педагога.
Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае сведения работодателем в отношении работы истца не представлялись, истцу следовало представить письменные доказательства, подтверждающие ее выход на работу и непосредственное выполнение ею работ в спорный период, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При этом правовых оснований для подтверждения льготного стажа свидетельскими показаниями, отсутствуют, в связи с чем судом было отказано истцу в опросе свидетелей.
При таких обстоятельствах исковые требования истца, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Арсентьевой Ж.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о включении периодов работы в льготный стаж – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Сургутский городской суд.
Мотивированное решение составлено 19.03.2020 г.
Судья подпись О.С.Разина