НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 12.02.2024 № 2-1102/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2024 года г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Никитиной Л.М.,

при секретаре судебного заседания Семеновой М.А.,

с участием представителя истца Картаева А.С., действующего на основании доверенности от 12.07.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1102/2024 по исковому заявлению Починок С. П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре о включении периодов работы в страховой стаж,

установил:

Починок С.П. обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что ответчиком отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого страхового стажа, при этом в страховой стаж не включены периоды работы в респ. Молдавия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период службы в ОВД Молдавской ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, просит признать незаконным решение ГУ-ОПФ РФ по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ. Возложить на ответчика обязанность засчитать Починок С.П. в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в Куашнаском управлении автодорог в качестве рабочего четвертого разряда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Дубровенском управлении автодорог в качестве старшего мастера прорабского участка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период прохождения службы в ОВД Молдавской ССР.

Истец, извещенный о дате и времени рассмотрения гражданского дела, участие в судебном заседании не принимал.

Представитель истца на удовлетворении требований настаивал.

С ДД.ММ.ГГГГ наименование Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по ХМАО-Югре изменено на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре, которое является надлежащим ответчиком.

Представитель ответчика участие в судебном заседании не принимал, о дате и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном отзыве выражено несогласие с заявленными требованиями. Так, указано, что страховой стаж истца составил 19 лет 2 месяца 24 дня (с учетом оспариваемых периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 10 лет 9 месяцев 19 дней. Период прохождения службы в ОВД Молдавской ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть учтен при подсчете страхового стажа, поскольку периоды прохождения военной службы в вооруженных силах государств-участников СНГ в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются.

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГПочинок С.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в ГУ-ОПФ РФ по ХМАО-Югре с заявлением о назначении пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии отказано.

Из вышеуказанного решения следует, что страховой стаж истца составляет 14 лет 8 месяцев 24 дня, стаж работы МКС – 10 лет 9 месяцев 19 дней.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился с заявлением о назначении пенсии, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в установлении пенсии ; 309796/23 по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа.

Из данного решения следует, что страховой стаж истца составил 19 лет 2 месяца 24 дня, стаж работы МКС – 10 лет 9 месяцев 19 дней, при этом в страховом стаже истца учтены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и установление государственной пенсии законом.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 11 Правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из представленной трудовой книжки истца усматриваются следующие из заявленных периодов работы:

- ДД.ММ.ГГГГ принят в Каушанское управление Севтодоры рабочим 4 разряда в прорабский участок, ДД.ММ.ГГГГ уволен,

- ДД.ММ.ГГГГ принят в Думбравенское УАД старшим мастером прорабского участка, ДД.ММ.ГГГГ уволен,

- с ДД.ММ.ГГГГ служба.

Согласно записи от ДД.ММ.ГГГГ трудовой книжки АА 0156439, непрерывный стаж службы истца в органах внутренних дел Республики Молдова составляет 09 лет, 08 месяцев, 04 дня.

Из материалов дела следует, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен в страховом стаже истца добровольно при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным в материалы дела расчетом страхового стажа на ДД.ММ.ГГГГ.

Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен ответчиком в страховом стаже истца при принятии решения об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что указанные периоды учтены ответчиком в страховом стаже истца в добровольном порядке, отсутствуют основания для включения этих периодов повторно в судебном порядке.

Вместе с тем, поскольку при вынесении ДД.ММ.ГГГГ решения об отказе в установлении пенсии период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж не был включен, доказательств законности невключения данного периода не представлено (при том, что он отражен и в трудовой книжке, и в выписке из лицевого счета), суд признает незаконным решение ГУ-ОПФ РФ по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в страховой стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая требование о включении в страховой стаж периода прохождения службы в ОВД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, подтверждено справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником Отдела кадров Управления институционального менеджмента МВД <адрес>, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в органах внутренних дел <адрес> в должностях офицерского состава.Из справки о переименованиях от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником Отдела кадров Управления институционального менеджмента МВД <адрес>, следует, что Приказом МВД МССР от ДД.ММ.ГГГГ создан Отдел внутренних дел Думбравенского райисполкома, который впоследствии реорганизован в Отдел внутренних дел Кэинарского райисполкома совета народных депутатов, согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ, согласно приказу МВД от ДД.ММ.ГГГГ переименован в отдел полиции Кэинарского райисполкома Совета народных депутатов.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

04.12.1995 вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 10.02.1995 о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение).

В соответствии со ст. 1 Соглашения трудовой (страховой) стаж - продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, признаваемой в качестве таковой законодательством сторон, в течение которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.

Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31.12.1991.

В соответствии с абзацем 5 пункта «а» статьи 1 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей (далее - Закон от 12.02.1993 № 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.

Согласно статье 4 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Исходя из приведенных нормативных положений, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона от 12.02.1993 № 4468-1, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения названного выше Закона, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.

Согласно ст. 90 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» служба в составе Вооруженных Сил СССР, пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн, служба в органах государственной безопасности и внутренних дел (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому) включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

В соответствии с пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Согласно пп. к п. 109 ранее действовавшего постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается, в том числе, служба в войсках и органах Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.

Республика Молдавия входила в состав Союза Советских Социалистических Республик. Согласно исторической справки, 27.08.1991 утверждена Декларация независимости Молдавии, объявляющая о выходе Молдавии из состава СССР.

Из вышеприведенных норм права следует, что период службы в органах внутренних дел в республике Молдова, при установлении страховой пенсии по старости в Российской Федерации, в страховой и общий трудовой стаж может быть учтен только в части периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (день, предшествующий выходу Молдавии из состава СССР), как период службы в органах министерства внутренних дел союзной республики, оснований для включения периода службы в ОВД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Таким образом, решение ГУ-ОПФ РФ по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным в части отказа во включении в страховой стаж Починок С. П. периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Починок С. П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре о включении периодов работы в страховой стаж – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ-ОПФ РФ по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в страховой стаж Починок С. П. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре включить в страховой стаж Починок С. П. период службы в ОВД Молдавской ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Сургутский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 19.02.2024.

Судья Л.М. Никитина