НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 11.10.2019 № 2-6378/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2019 года <адрес>

Сургутский городской суд <адрес>-Югры в составе:

председательствующего Хуруджи В.Н.,

при секретаре Сыч В.С.,

с участием представителя ФСИН России и УФСИН по ХМАО-Югре ФИО3, представителя истца ФКУ ИК-11 УФСИН ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сургутского городского суда гражданское дело по иску Ханты-Мансийского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФСИН России, УФСИН по ХМАО-Югре и ФКУ ИК-11 УФСИН по ХМАО-Югре об обязании до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства и оборудовать отдельные помещения для проведения осужденными ежегодных отпусков с необходимым набором комнат согласно требований приказа Министерства Юстиции РФ -ДСП от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Ханты-Мансийского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с иском к ФСИН России, УФСИН по ХМАО-Югре и ФКУ ИК-11 УФСИН по ХМАО-Югре об обязании до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства и оборудовать отдельные помещения для проведения осужденными ежегодных отпусков с необходимым набором комнат согласно требований приказа Министерства Юстиции РФ -ДСП от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования с учетом уточнений мотивированы тем, что во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ в апреле 2019 г. проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-11 УФСИН по ХМАО-Югре.

По результатам проверки выявлено, что в ФКУ ИК-11 УФСИН по ХМАО-Югре не оборудовано специальное(отделение) помещение для проведения осужденными отпусков с необходимым набором комнат, что по мнению истца является нарушение положений ст.2 Конституции РФ, ч.1 ст.10, ч.ч. 10 и 11 ст.12, ст.97, ч.4 ст.104 УИК РФ, Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполни тельной системы Министерства юстиции России, утвержденной Приказом Министерства юстиции России от ДД.ММ.ГГГГ-дсп(Инструкция СП 17-02), а также приложением «Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы» к приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению специального(отдельного) помещения для проведения отпусков осужденными, является обязанностью ФКУ ИК-11.

Средства для выполнения обязанности ФКУ ИК-11 обеспечению специального(отдельного) помещения для проведения отпусков осужденными обязано предоставить ФСИН России.

Просят обязать ФСИН России выделить денежные средства УФСИН по ХМАО-Югре для оборудования отдельного помещения для проведения осужденными ФКУ ИК-11 УФСИН ХМАО-Югре ежегодных отпусков, обязании УФСИН по ХМАО-Югре направить выделенные ФСИН России денежные средства в ФКУ ИК-11 УФСИН ХМАО-Югре для оборудования отдельного помещения для проведения осужденными ежегодных отпусков, обязании ФКУ ИК-11 УФСИН ХМАО-Югре на выделенные денежные средства до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать отдельные помещения для проведения осужденными ежегодных отпусков с необходимым набором комнат согласно требований приказа Министерства Юстиции РФ -ДСП от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказа ФСИН России от 27.07.2006

Ханты-Мансийский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в суд не явился о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.

Представитель УФСИН по ХМАО-Югре и ФСИН России исковые требования не признал, представил возражение.

Согласно возражений не признание исковых требований мотивировано следующим.

Согласно пункту 1.1 Инструкции СП 17-02, содержащиеся в ней нормы должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем. Из содержания Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ДСП, утвердившего Инструкцию СП 17-02, не следует, что приведенные в ней нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа.

Здания и сооружения, находящиеся в эксплуатации ФКУ ИК-11 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, были спроектированы и построены до 2003 года, и, следовательно, нормативы, установленные Инструкцией СП 17-02, не могут применяться к данному учреждению.

Положениями приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ установлен лишь перечень имущества и оборудования, которым должны обеспечиваться соответствующие помещения учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, не возлагая на них обязанности осуществления проектирования и строительства таких помещений.

Кроме того, мероприятия по строительству и реконструкции зданий и сооружений уголовно-исполнительной системы могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета и осуществляются путем включения объектов в соответствующую Федеральную целевую программу. Действующей Федеральной целевой программой "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018- 2026 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, строительство новых или реконструкция уже имеющихся зданий и сооружений ФКУ ИК-11 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре не предусмотрено.

При указанных обстоятельствах требования истца не могут быть удовлетворены. Данная правовая позиция закреплена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 91-КГ18-9.

Просят в удовлетворении требований Ханты-Мансийского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФСИН России, УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об обязании выделить денежные средства, направить выделенные денежные средства и оборудовать за счет выделенных денежных средств отдельное помещение в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре для проведения осужденными ежегодных отпусков с необходимым набором комнат отказать в полном объеме.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие прокурора надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения.

Выслушав пояснения представителей ответчиков, изучив письменные материалы дела суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил, что исправительная колония является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний. Уставом учреждения предусмотрено, что исправительная колония, в том числе, осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных.

Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, в связи с этим исправительная колония не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.

ДД.ММ.ГГГГ Ханты-Мансийский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях направил в адрес Начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре представление в котором указал на выявленные нарушения в том числе, что в соответствии со ст.104 УИК РФ, п.6.18 Приказа Минюста РФ -дсп в исправительных учреждениях округа не оборудованы помещения для осужденных, которым предоставлен отпуск. Проживание указанной категории осужденных осуществляется совместно с основной массой как привлеченных к труду осужденных, так и не привлеченных на общих условиях.

Согласно письма начальника ФКУ ИК-11 от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что колония не располагает средствами для оборудования помещений для осужденных, которым предоставлен отпуск.

Факт того, что ФКУ ИК-11 не обеспечено наличием комнат для проведения отпусков осужденными, сторонами не оспаривается.

Требуя от руководства колонии оборудования комнат для проведения отпуска, истец руководствовался положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ДСП "Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России и исходил из того, что отсутствие специально оборудованных комнат в помещении колонии не соответствует требованиям законодательства, что препятствует реализации осужденными своего права, предусмотренного частью 4 статьей 104 УИК РФ.

С доводами истца согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно пункту 1.1 Инструкции СП 17-02, содержащиеся в ней нормы должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

Из содержания Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 130-ДСП, утвердившего Инструкцию СП 17-02, не следует, что приведенные в ней нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям исправительных колоний, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа.

Согласно доводам ответчиков здание исправительной колонии, в котором расположены комнаты для длительных свиданий, построено до 2003 года(иные доказательства стороны не представляют суду), согласно проекта не предусматривались отдельные помещения для проведения отпуска осужденными.

Доказательств того, что при проектировании зданий расположенных и находящихся в ведении ФКУ ИК-11 применялись нормативы, при которых предусматривались специальные помещения для проведения отпусков, истец не представляет, а суд данными доказательствами не располагает.

Суд исходит из доводов ответчиков о том, что при проектировании зданий ФКУ ИК-11 не действовала Инструкция СП 17-02, в связи с чем ее положения не могут применяться к данному учреждению, а положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не содержат указания порядок предоставления отпусков в отдельно приспособленных помещениях.

Суд полагает не подлежащими применению к спорным отношениям и норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода, утвержденные Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГг. N512, поскольку истец ошибочно полагает, что данные нормы могут являться основанием для возложения обязанности на руководство колонии по оборудованию спорных помещений, поскольку названный приказ устанавливает лишь перечень имущества и оборудования, которым должны обеспечиваться соответствующие помещения учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, не возлагая на них обязанности вновь построить либо переоборудовать уже имеющиеся помещения.

Ответчики указывают, что произвести самостоятельно реконструкцию зданий ФКУ ИК-11 не имеют возможности.

По доводам ответчиков имеющиеся в оперативном управлении исправительной колонии здания не позволяют оборудовать спорные помещения, а мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу, которая еще не утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации для ФКУ ИК-11.

Отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве дополнительных комнат длительных свиданий, такое строительство может быть осуществлено в рамках Федеральной целевой программы за счет средств Федерального бюджета, поскольку сама колония не располагает необходимыми средствами для исполнения требований прокурора.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований подлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 98-103, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Ханты-Мансийского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФСИН России, УФСИН по ХМАО-Югре и ФКУ ИК-11 УФСИН по ХМАО-Югре об обязании ФСИН России выделить денежные средства УФСИН по ХМАО-Югре для оборудования отдельного помещения для проведения осужденными ФКУ ИК-11 УФСИН ХМАО-Югре ежегодных отпусков, обязании УФСИН по ХМАО-Югре направить выделенные ФСИН России денежные средства в ФКУ ИК-11 УФСИН ХМАО-Югре для оборудования отдельного помещения для проведения осужденными ежегодных отпусков, обязании ФКУ ИК-11 УФСИН ХМАО-Югре на выделенные денежные средства до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать отдельные помещения для проведения осужденными ежегодных отпусков с необходимым набором комнат согласно требований приказа Министерства Юстиции РФ -ДСП от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ХМАО-Югры через Сургутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Н. Хуруджи

Копия верна: В.Н.Хуруджи