Дело № 12-581/2015
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
08 октября 2015 года г. Сургут
Судья Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Лопатнев А.В., расположенного по адресу: <адрес>, рассмотрев в открытом заседании жалобу законного представителя ООО «<данные изъяты>» Л.А.С. на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
В жалобе, поданной в Сургутский городской суд, Л.А.С., представляющий интересы ООО «<данные изъяты>», выражает несогласие с вынесенным в отношении ООО «<данные изъяты>» постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что в соответствии со ст. 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Статьей 57 Трудового кодекса РФ определяют обязательные для включения в трудовой договор условия, к ним относятся: место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;
Согласно гражданского кодекса РФ под гражданско-правовым договором понимается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
У заявителя - ООО «<данные изъяты>» заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг с физическим лицом – Б.Т., договор № от ДД.ММ.ГГГГ. В гражданско-правовых договорах заключенных заявителем стороны именуются «Заказчик» и «Исполнитель».
Пунктом 1.1. договора определяется конкретный предмет договора как то: «обвязка грузов в соответствии со схемами строповки грузов и действующими правилами безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов» (договор № от ДД.ММ.ГГГГ), то есть задание индивидуально-определенное.
Пунктом 1.2 Договора указывается место оказания услуг - конкретный строительный объект: «<адрес>».
Договором предусмотрен срок начала и окончания работ (услуг): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть работа (услуга) носит временный период и постоянный работник для выполнения такой работы не требуется.
Пунктом 3.3. Договора предусмотрено, что Исполнитель не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка Заказчика - заявителя и соответственно выполняет работу по своему усмотрению.
Согласно п. 4.2. договора, оплата работ производится на основании актов выполненных работ, подписанных сторонами.
Пунктом 4.3. договора предусматривается порядок приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг).
Также, договором предусмотрена ответственность сторон за ненадлежащее выполнение условий договора (п. 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 договора).
Таким образом, все условия характерные для гражданско-правового договора, Заказчиком - заявителем соблюдены. Организация - заявитель вправе самостоятельно решить с кем и какой договор ей заключить.
В данном случае расценку на единичную работу зафиксировать в договоре нет возможности. Оплата работ по условия договора производится на основании акта оказанных услуг, подписанного сторонами (п. 4.2 Договора). Специальной формы акта сдачи-приемки работ не установлено и она составлена сторонами в произвольной форме и утверждена для использования, путем приложения формы к договору, о чем свидетельствует надпись «ОБРАЗЕЦ» в левом верхнем углу акта.
По договору на оказание услуг № от ДД.ММ.ГГГГ с Б.Т. в связи с тем, что окончание работ предусматривается ДД.ММ.ГГГГ ни одного акта на момент проверки Трудовой инспекций сторонами подписано не было.
Согласно п. 4.3. Договоров «в случае непредоставления исполнителем акта оказанных услуг в сроки. Согласованные договором, Заказчик вправе самостоятельно составить акт в одностороннем порядке и оплатить Исполнителю фактически оказанные услуги».
Также, Трудовая инспекция делает вывод, что оплата работ производится помесячно, между тем, в п. 4.1. Договора оказания услуг зафиксирована расценка для расчета оказанных услуг (выполненных работ) - <данные изъяты> рублей в месяц.
В соответствии п.2.1.2., п.2.1.4. Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003г. №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»: все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы: со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет; с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы; с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что аргумент Государственной инспекции по труду в ХМАО- Югре не имеет правового основания, а договор с <данные изъяты> исключительно гражданско-правовыми.
В судебном заседании защитник ООО «<данные изъяты>» Т.О.Н. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного органа Т.В.А. доводы жалобы считает необоснованными, так как вина общества подтверждается собранными и представленными доказательствами. По мнению Государственной инспекции обществом с работником был заключен гражданско-правовой договор, фактически регулирующий трудовые отношения между работником и работодателем, что в согласно ст. 15 ТК РФ не допускается. Из договора на оказание услуг заключенного между обществом и Б.Т. видно, что он обязан выполнять индивидуально определенную работу, без указания объема работ который необходимо выполнить. Кроме того пунктом 1.4 Договора установлено, что услуги указываются в течение рабочего времени, установленном в обществом, т.е. предусмотрена обязанность по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка. Условия оплаты, не связаны с количеством оказанных услуг, оплата производится ежемесячно. Кроме того условиями договора предусмотрено право требования от исполнителя наличие удостоверения, свидетельствующее о специальном обучении и знании правил охраны труда. Также в договоре присутствуют условия о выполнении требований охраны труда и техники безопасности, кроме этого ему проведены вводный инструктаж и инструктаж по технике безопасности и охране труда на рабочем месте по профессии «стропальщик».
Изучив представленные материалы и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет административное наказание.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (часть 3 ст. 16 ТК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 8 и пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2, если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Судам необходимо иметь в виду, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах (если трудовым законодательством или иным нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, не предусмотрено составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров), каждый из которых подписывается сторонами (части первая, третья статьи 67 ТК РФ). Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (часть первая статьи 68 ТК РФ). Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу должен быть объявлен работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (часть вторая статьи 68 ТК РФ).
Из смысла приведенных норм следует, что к признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).
Гражданско-правовой договор характеризуется следующими признаками: исполнитель должен выполнять конкретное, заранее определенное задание; договор прекращается по факту выполнения работы; исполнитель вправе привлечь для выполнения работы третьих лиц; исполнитель не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка заказчика; исполнитель получает не заработную плату, а вознаграждение, выплачиваемое по факту выполнения отдельного задания.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной государственным инспектором труда проверки ООО «Строительная компания – РегионСтройПроект» выявлены нарушения норм трудового законодательства.
В договоре заключенном ООО «<данные изъяты>» с Б.Т. договор № от ДД.ММ.ГГГГ. указано оказание поручаемой услуги по обвязке грузов в соответствии со схемами строповки грузов и действующими правилами безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов, свойственной для работы по профессии «стропальщик», что указывает на индивидуально определенную работу, без указания объема работ который необходимо выполнить. Кроме того пунктом 1.4 Договора установлено, что услуги указываются в течение рабочего времени, установленном в ООО «<данные изъяты>», т.е. предусмотрена обязанность по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка. Условия оплаты, не связаны с количеством оказанных услуг, оплата производится ежемесячно. Кроме того условиями договора предусмотрено право требования от исполнителя наличие удостоверения, свидетельствующее о специальном обучении и знании правил охраны труда. В договоре заключенном ООО «<данные изъяты>» с Б.Т. присутствуют условия о выполнении требований охраны труда и техники безопасности, кроме этого ему проведены вводный инструктаж и инструктаж по технике безопасности и охране труда на рабочем месте по профессии «стропальщик». Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушении ч. 2 ст. 15 ТК РФ с работником был заключен договор гражданско-правового характера подменивший собой трудовой договор. Работодатель допустил работника стропальщика Б.Т. договор № от ДД.ММ.ГГГГ. к выполнению работ по договору об оказании услуг по обвязке грузов в соответствии со схемами строповки грузов и действующими правилами безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.
В обоснование вины общества должностным лицом представлены следующие доказательства:
- протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства (л.д. 50-54);
- распоряжение (приказ) о проведении внеплановой, выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого должностным лицом государственной инспекции труда проведена проверка ООО «<данные изъяты>» в целях защиты прав и интересов работников (л.д. 41-42);
- актом проверки, в котором изложены обстоятельства обнаружения нарушения трудовых прав работников ( л.д. 43-47).
- копия договора на оказание услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «<данные изъяты>» с Б.Т. ( л.д. 73-75).
Вместе с тем, согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не предполагает возможность произвольной оценки судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, представленных доказательств; их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что предполагает вынесение мотивированного решения по делу об административном правонарушении (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 28-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 71-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1544-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 2118-О).
В соответствии с п. 12 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 360 Трудового кодекса РФ в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки являются обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается.
В материалах дела имеется Распоряжение руководителя Государственной
инспекции труда - Главного государственного инспектора труда в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки ООО «<данные изъяты>», в связи с рассмотрением обращения от ДД.ММ.ГГГГ№-ПВ. К материалам дела данное обращение не приложено, основания проведения проверки без согласования с органами прокуратуры не указаны.
Анализируя представленные доказательства, прихожу к выводу, что должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, их оценка основана не на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
Как уже указывалось, к признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).
Гражданско-правовой договор характеризуется следующими признаками: исполнитель должен выполнять конкретное, заранее определенное задание; договор прекращается по факту выполнения работы; исполнитель вправе привлечь для выполнения работы третьих лиц; исполнитель не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка заказчика; исполнитель получает не заработную плату, а вознаграждение, выплачиваемое по факту выполнения отдельного задания.
Данные обстоятельства должностным лицом при проведении проверки у работника, руководителя общества и других работников, не выяснялись, не были истребованы акты выполненных работ.
В силу части 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей ) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Однако вопрос о назначении административного наказания с учетом этих положений закона не обсуждался.
Из материалов дела усматривается, что правонарушение совершено юридическим лицом в форме бездействия, выявлено в ходе одной проверки, по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. На основании этого акта в отношении юридического лица вынесено несколько протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства (по ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения).
Должностным лицом этим обстоятельствам надлежащей оценки не дано, между тем, они являются существенными и заслуживают внимание.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушении, в соответствии с КодексомРФоб административных правонарушениях (ч.1ст. 4.1. КоАП РФ ).
Санкция ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Постановление в части назначения размера административного наказания предусмотренного санкцией данной статьи, должностным лицом не мотивировано.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу Л.А.С. удовлетворить частично.
Постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «<данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить Главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Сургутский городской суд.
Судья: подпись
Копия верна: судья А.В. Лопатнев