НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 08.10.2015 № 12-580/15

Дело № 12-580/2015

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

08 октября 2015 года г. Сургут

Судья Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Лопатнев А.В., расположенного по адресу: <адрес>, рассмотрев в открытом заседании жалобу законного представителя ООО «<данные изъяты>» Л.А.С. на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Строительная <данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

В жалобе, поданной в Сургутский городской суд, Л.А.С., представляющий интересы ООО «<данные изъяты>», выражает несогласие с вынесенным в отношении ООО «<данные изъяты>» постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что в соответствии со ст. 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Статьей 57 Трудового кодекса РФ определяют обязательные для включения в трудовой договор условия, к ним относятся: место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;

Согласно гражданского кодекса РФ под гражданско-правовым договором понимается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).

У заявителя - ООО «<данные изъяты>» заключены гражданско-правовые договоры на оказание услуг с физическими лицами: Р.О., договор от ДД.ММ.ГГГГ. и Б.А.А., договор от ДД.ММ.ГГГГ. В гражданско-правовых договорах заключенных заявителем стороны именуются «Заказчик» и «Исполнитель».

Пунктом 1.1. договоров определяется конкретный предмет договора как то: «оказать услуги по бетонированию вертикальных и горизонтальных железобетонных конструкций в количестве 620м?» (договор от ДД.ММ.ГГГГ и договор от ДД.ММ.ГГГГ), то есть задание индивидуально-определенное.

Пунктом 1.2 Договоров указывается место оказания услуг - конкретный строительный объект: «<адрес>».

Договорами предусмотрен срок начала и окончания работ (услуг): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть работа (услуга) носит временный период и постоянный работник для выполнения такой работы не требуется.

Пунктом 3.1. Договоров прописано требование о качестве выполнения работ Исполнителем.

Пунктом 3.4. Договоров предусмотрено, что исполнитель не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка Заказчика - заявителя и соответственно выполняет работу по своему усмотрению.

Согласно п. 4.2. договоров, оплата работ производится на основании актов выполненных работ, подписанных сторонами.

Пунктом 4.3. договоров предусматривается порядок приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг).

Также, договорами предусмотрена ответственность сторон за ненадлежащее выполнение условий договора (п. 5.4, 5.5, 6.1 договоров).

Таким образом, все условия характерные для гражданско-правового договора, Заказчиком - заявителем соблюдены, все вышеприведенные условия предусмотрены всеми договорами оказаниями услуг, представленными для проверки в Государственную инспекцию по труду в Ханты-Мансийском автономном округе, что однозначно указывает на их гражданско-правовой характер. Организация - заявитель вправе самостоятельно решить с кем и какой договор ей заключить.

Тарифно-квалификационные требования к профессии бетонщик определены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 № 243 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» согласно которому у бетонщика должны быть определенные навыки и знания, а при некоторых разрядах и специальное профессиональное образование.

Акты оказания услуг, являющихся приложением к представленным договорам оказания услуг, являются образцами, о чем свидетельствует надпись «ОБРАЗЕЦ» в левом верхнем углу акта. Акты выполненных услуг составляются после оказания всего объема услуг, предусмотренного каждым договором.

Согласно п. 1.3. Договоров, срок окончания работ, как указывалось ранее, ДД.ММ.ГГГГ.

Специальной формы акта сдачи-приемки работ не установлено, и она составлена сторонами в произвольной форме и утверждена для использования, путем приложения формы к договору.

Согласно п. 4.3. Договоров «в случае непредоставления исполнителем акта оказанных услуг в сроки. Согласованные договором, Заказчик вправе самостоятельно составить акт в одностороннем порядке и оплатить Исполнителю фактически оказанные услуги».

Также, в договорах предусмотрена <данные изъяты> конструкции. Соответственно, стороны заказчик и исполнитель изначально предполагали произвести расчет согласно фактически выполненного объема работ (оказанных услуг).

Учитывая вышеизложенное, считаем, что аргумент Государственной инспекции по труду в ХМАО-Югре не имеет правового основания.

Таким образом, все заключенные договоры являются исключительно гражданско-правовыми.

В судебном заседании защитник ООО «<данные изъяты>» Т.О.Н. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного органа Т.В.А. доводы жалобы считает необоснованными, так как вина общества подтверждается собранными и представленными доказательствами. По мнению Государственной инспекции обществом с работниками были заключены гражданско-правовые договоры, фактически регулирующие трудовые отношения между работником и работодателем, что согласно ст. 15 ТК РФ не допускается. В двух договорах заключенных ООО «<данные изъяты>» с Р.О. договор от ДД.ММ.ГГГГ., Б.А.А. договор от ДД.ММ.ГГГГ.указано оказание поручаемой услуги по бетонированию вертикальных и горизонтальных железобетонных конструкций, свойственной для работы по профессии «бетонщик», что указывает на индивидуально определенную работу. В актах выполненных работ также не указан объем выполненных работ (оказанных услуг). В договорах заключенных ООО «<данные изъяты>» с Р.О. договор от ДД.ММ.ГГГГ., Б.А.А. договор от ДД.ММ.ГГГГ. присутствуют условия о выполнении требований охраны труда и техники безопасности, кроме этого всем вышеуказанным работникам проведены вводный инструктаж и инструктаж по технике безопасности и охране труда на рабочем месте по профессии «бетонщик». Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушении ч. 2 ст. 15 ТК РФ с работниками были заключены договоры гражданско-правового характера подменившие собой трудовые договоры. Работодатель допустил работников бетонщиков Р.О. договор от ДД.ММ.ГГГГ., Б.А.А. договор от ДД.ММ.ГГГГ. к выполнению работ по договорам об оказании услуг по бетонированию вертикальных и горизонтальных железобетонных конструкций фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Нарушены: ст. ст. 15,16, 19.1, 67 Трудового кодекса РФ.

Изучив представленные материалы и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет административное наказание.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (часть 3 ст. 16 ТК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 8 и пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2, если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Судам необходимо иметь в виду, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах (если трудовым законодательством или иным нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, не предусмотрено составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров), каждый из которых подписывается сторонами (части первая, третья статьи 67 ТК РФ). Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (часть первая статьи 68 ТК РФ). Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу должен быть объявлен работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (часть вторая статьи 68 ТК РФ).

Из смысла приведенных норм следует, что к признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).

Гражданско-правовой договор характеризуется следующими признаками: исполнитель должен выполнять конкретное, заранее определенное задание; договор прекращается по факту выполнения работы; исполнитель вправе привлечь для выполнения работы третьих лиц; исполнитель не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка заказчика; исполнитель получает не заработную плату, а вознаграждение, выплачиваемое по факту выполнения отдельного задания.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной государственным инспектором труда проверки ООО «<данные изъяты>» выявлены нарушения норм трудового законодательства.

В двух договорах заключенных ООО «<данные изъяты>» с Р.О. договор от ДД.ММ.ГГГГ. и Б.А.А., договор от ДД.ММ.ГГГГ., указано оказание поручаемой услуги по бетонированию вертикальных и горизонтальных железобетонных конструкций, свойственной для работы по профессии «бетонщик», что указывает на индивидуально определенную работу. В актах выполненных работ также не указан объем выполненных работ (оказанных услуг). В договорах заключенных ООО «<данные изъяты>» с Р.О. договор от ДД.ММ.ГГГГ., Б.А.А. договор от ДД.ММ.ГГГГ. присутствуют условия о выполнении требований охраны труда и техники безопасности, кроме этого всем вышеуказанным работникам проведены вводный инструктаж и инструктаж по технике безопасности и охране труда на рабочем месте по профессии «бетонщик». Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушении ч. 2 ст. 15 ТК РФ с работниками были заключены договоры гражданско-правового характера подменившие собой трудовые договоры. Работодатель допустил работников бетонщиков Р.О. договор от ДД.ММ.ГГГГ., Б.А.А. договор от ДД.ММ.ГГГГ. к выполнению работ по договорам об оказании услуг по бетонированию вертикальных и горизонтальных железобетонных конструкций фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.

В обоснование вины общества должностным лицом представлены следующие доказательства:

- протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства (л.д. 53-56);

- распоряжение (приказ) о проведении внеплановой, выездной проверки от 19ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого должностным лицом государственной инспекции труда проведена проверка ООО «<данные изъяты>» в целях защиты прав и интересов работников (л.д. 44-45);

- акт проверки, в котором изложены обстоятельства обнаружения нарушения трудовых прав работников ( л.д. 46-50).

- копии договоров на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между ООО «<данные изъяты>» с Р.О., Б.А.А. ( л.д. 75-76, 78-79).

Вместе с тем, согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не предполагает возможность произвольной оценки судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, представленных доказательств; их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что предполагает вынесение мотивированного решения по делу об административном правонарушении (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 28-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 71-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1544-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 2118-О).

В соответствии с п. 12 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 360 Трудового кодекса РФ в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки являются обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается.

В материалах дела имеется Распоряжение руководителя Государственной

инспекции труда - Главного государственного инспектора труда в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки ООО «<данные изъяты>», в связи с рассмотрением обращения от ДД.ММ.ГГГГ-ПВ.

К материалам дела данное обращение не приложено, основания проведения проверки без согласования с органами прокуратуры не указаны.

Анализируя представленные доказательства, прихожу к выводу, что должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, их оценка основана не на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Как уже указывалось, к признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).

Гражданско-правовой договор характеризуется следующими признаками: исполнитель должен выполнять конкретное, заранее определенное задание; договор прекращается по факту выполнения работы; исполнитель вправе привлечь для выполнения работы третьих лиц; исполнитель не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка заказчика; исполнитель получает не заработную плату, а вознаграждение, выплачиваемое по факту выполнения отдельного задания.

Данные обстоятельства должностным лицом при проведении проверки у работника, руководителя общества и других работников, не выяснялись, не были истребованы акты выполненных работ.

В силу части 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей ) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Однако вопрос о назначении административного наказания с учетом этих положений закона не обсуждался.

Из материалов дела усматривается, что правонарушение совершено юридическим лицом в форме бездействия, выявлено в ходе одной проверки, по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. На основании этого акта в отношении юридического лица вынесено несколько протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства (по ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Должностным лицом этим обстоятельствам надлежащей оценки не дано, между тем, они являются существенными и заслуживают внимание.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушении, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ч.1ст. 4.1. КоАП РФ ).

Санкция ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Постановление в части назначения размера административного наказания, предусмотренного санкцией данной статьи, должностным лицом не мотивировано.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Л.А.С. удовлетворить частично.

Постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «<данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить Главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Сургутский городской суд.

Судья: подпись

Копия верна: судья А.В. Лопатнев