НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 06.03.2013 № 2-241/2013

Гражданское дело № 2-241/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 марта 2013 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Бочневич Н.Б.,

при секретаре Евдокимовой О.Я.,

с участием истца Мясникова Н.Л., представителей ответчика Жуковой О.В., Насоновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мясникова Н. Л. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г. Сургуте об оспаривании бездействий органа государственной власти,

у с т а н о в и л :

Мясников Н.Л. обратился в суд с иском к ГУ У№ПФ РФ в г. Сургуте об оспаривании бездействий органа государственной власти, указав при этом, что с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена трудовая пенсия по старости, с ДД.ММ.ГГГГ является застрахованным в системе государственного пенсионного страхования. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком была предоставлена выписка из лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-5 без указания сведений о его трудовом стаже и заработке до ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ. он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему выписки из лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ - 5 с обязательным указанием сведений о трудовом стаже и заработке до ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ. получил ответ, в котором указано, что в ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в г. Сургуте сведения о трудовом стаже по форме СЗВ-К (сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования) на заявителя отсутствуют.За получением сведений по форме СЗВ-К он в ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в г. Сургуте не обращался.Не предоставление ему выписки из лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ - 5 с обязательным указанием сведений о трудовом стаже и заработке до ДД.ММ.ГГГГ ответчиком является незаконным.ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ГПФ РФ в г. Сургуте с заявлением о предоставлении заверенных копий документов, указанных в Инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности по выплате пенсий и пособий в органах социального обеспечения, утвержденной Приказом Министерства Финансов СССР от 06 апреля 1987г. № 96 согласно п. 48,49,51,54,71, а именно:копия лицевого счета получателя пенсии Мясникова Н.Л.;сведения о работнике и территориальном участке (границы которого должны совпадать с территориями, обслуживаемыми соответствующими выплатными предприятиями связи) за которым закреплен лицевой счет получателя пенсии Мясникова Н.Л.;копия из книги-реестра пенсионных (личных) дел и лицевых счетов, в которую занесены сведения о Мясникове Н.Л, его лицевом счете и территориальном участке; копия карточки из алфавитной картотеки с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, вида пенсии, пособия и номера лицевого счета Мясникова Н.Л.;копия письменного заявления пенсионера Мясникова Н.Л., в котором указывается его адрес, номер пенсионного удостоверения, номер филиала Сберегательного банка и номер лицевого счета по вкладу, на основании которого производятся перечисления пенсий на счета по вкладам.В ответ на это заявление он получил отказ мотивированный тем, что Приказ Министерства Финансов СССР от 06 апреля 1987г. № 96 не является действующим.Приказ Министерства Финансов СССР от 06 апреля 1987г. № 96 на 13 августа 2012г. являлся действующим и действует в настоящее время.

Не предоставление сведений ответчиком, указанных в Инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности по выплате пенсий и пособий в органах социального обеспечения, утвержденной Приказом Министерства Финансов СССР от 06 апреля 1987г. № 96 согласно п. 48,49,51,54,71 заверенных копий документов является незаконным. Бездействием ГУ- Государственного пенсионного фонда РФ ему причинен моральный вред. Моральный вред, он оценивает в <данные изъяты>. Просит суд признать бездействие ГУ - УПФ РФ в г. Сургуте заключающееся в не предоставлении ему выписки из лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-5 с указанием сведений о трудовом стаже и заработке до ДД.ММ.ГГГГ незаконным.Обязать ответчика предоставить ему выписку из лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-5 с указанием сведений о трудовом стаже и заработке до ДД.ММ.ГГГГПризнать бездействие ГУ - УПФ РФ в г. Сургуте заключающееся в не предоставлении ему указанных в п. 48,49,51,54,71 инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности по выплате пенсий и пособий в органах социального обеспечения, утвержденной Приказом Министерства Финансов СССР от 06 апреля 1987г. № 96 заверенных копий документов незаконным.Обязать ответчика предоставить ему заверенные копии документов, указанные в п. 48,49,51,54,71 Инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности по выплате пенсий и пособий в органах социального обеспечения, утвержденной Приказом Министерства Финансов СССР от 06 апреля 1987г. № 96.Взыскать с ответчика в его пользу сумму морального вреда в размере <данные изъяты>., расходы на оплату юридических услуг в сумме <данные изъяты>., расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, просит суд иск удовлетворить.

Представители ответчика исковые требования не признали по основаниям указанным в приобщенном к материалам дела отзыве. Просят суд в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете и системе обязательного пенсионного страхования" каждый гражданин имеет право получить бесплатно один раз в год в органах Пенсионного фонда РФ по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете; получить бесплатно у работодателя копию сведений о себе, представленных работодателем в Пенсионный фонд РФ для индивидуального (персонифицированного) учета.

Сведения о состоянии лицевого счета предоставляются органом ПФР по форме СЗИ-5 в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Мясникову Н.Л. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с нормами Закона РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Мясников Н.Л. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, страховой .

ДД.ММ.ГГГГ истцу была предоставлена выписка из лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-5 без указания сведений о трудовом стаже и заработке до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему выписки из лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ - 5 с обязательным указанием сведений о трудовом стаже и заработке до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, в котором указано, что в ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в г. Сургуте сведения о трудовом стаже по форме СЗВ-К (сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования) на заявителя отсутствуют.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

В соответствии с пунктом 6 раздела II вышеуказанных Правил, который называется "Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж", основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца, а среднемесячный заработок подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными, муниципальными органами на основании первичных бухгалтерских документов.

С учетом изложенного, индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не содержат сведений о трудовой деятельности граждан в системе обязательного пенсионного страхования до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, так как указанные сведения подтверждаются трудовой книжкой и справками, выданными работодателями.

Таким образом, индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не содержат сведений о трудовой деятельности до регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, так как Мясников Н.Л. застрахован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, а спорные периоды трудовой деятельности истца, на которые он просит предоставить выписку, являются периодами работы до ДД.ММ.ГГГГ, то у ответчика отсутствует возможность предоставить истцу выписку из индивидуального лицевого счета с указанием сведений о трудовом стаже и заработке до ДД.ММ.ГГГГ.

Требования истца о признании бездействия ГУ - УПФ РФ в г. Сургуте заключающееся в не предоставлении ему выписки из лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-5 с указанием сведений о трудовом стаже и заработке до ДД.ММ.ГГГГ незаконным,обязании ответчика предоставить ему выписку из лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-5 с указанием сведений о трудовом стаже и заработке до ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.

В целях совершенствования методологии бухгалтерского учета, упрощения и унификации учетно-отчетной документации Министерством финансов СССР 06.04.1987 г. был издан приказ № 96 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности по выплате пенсий и пособий в органах социального обеспечения», который был введен в действие с 1 января 1988 года. Инструкция была подготовлена для упорядочения документооборота по выплате пенсий и пособий органами социального обеспечения на основании протоколов заседания комиссии по назначению пенсий и пособий либо решения исполкома районного, городского Совета народных депутатов о назначении ежемесячных пособий в соответствии с нормативными законодательными актами того времени, действовавшими на момент издания этого приказа. Делопроизводство (документоведение) осуществлялось на бумажных носителях вручную.

Так, согласно п.48 указанной Инструкции, для учета пенсий и пособий орган социального обеспечения на основании протокола заседания комиссии по назначению пенсий и пособий или решения исполкома районного, городского Совета народных депутатов о назначении ежемесячных пособий, а также пенсионного (личного) дела открывает на каждого получателя лицевой счет получателя пенсии, пособия ф. 2, заполняя в нем установленные реквизиты.

Пункт 49 Инструкции гласит: лицевые счета получателей пенсий и пособий для их ведения закрепляются за работниками по территориальным участкам, границы которых должны, как правило, совпадать с территориями, обслуживаемыми соответствующими выплатными предприятиями связи.

Для контроля и справок ведется алфавитная картотека получателей пенсий и пособий. На каждого получателя пенсии или пособия заводится отдельная карточкас указанием фамилии, имени, отчества, адреса, вида пенсии, пособия и номера лицевого счета (п. 54).

В настоящее время назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий регламентированы федеральным законом Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением правительства РФ от 21.01.2002 г. № 30 «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (п.4) Минтруду России и ПФР поручалось совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом 2001 г.

В рамках исполнения указанного поручения одним из документов было издано постановление ПФР и Минтруда России от 16.02.2004 г. № 15п/18, которым утверждены Правила выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Ныне действующим порядком ведения пенсионной документации не предусмотрено ведение лицевых счетов на бумажных носителях и в той форме, которая была принята и действовала в рамках исполнения законодательства того времени (в 80-е годы) и их хранение в картотеках, включая наличие самих картотек, ведение алфавитной картотеки, разделения лицевых счетов (выплатных (пенсионных) дел) по территориальному признаку с закреплением за ними ответственных лиц, в настоящее время также не проводится.

В настоящее время с целью упорядочения процедур и действий, выполняемых территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации при установлении и выплате пенсий, устранения избыточных процедур и действий, а также сроков исполнения отдельных процедур и действий разработан Регламент по установлению и выплате пенсий территориальными органами Пенсионного фонда РФ (утвержденный постановлением Правления ПФР от 29.04.2011 г. № 142п), которым предусмотрено ведение пенсионной документации в электронном виде, поэтому предоставить запрашиваемые истцом: копии лицевого счета, заполняемого по форме № 2; сведений об участках; карточки получателя не предоставляется возможным.

Кроме того, действующим Законодательством не возложена на ГУ УПФ РФ обязанность предоставлять копии документов из пенсионного дела, а также документы внутреннего учета (карточки, реестры).

Ссылка истца на ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, в данном случае не состоятельна, поскольку ГУ УПФ РФ является государственным учреждением, а не государственным органом.

Ссылка истца на ст.ст. 14 и 16 ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996г. № 27-ФЗ, также не обоснована, поскольку она касается предоставления сведений застрахованного лица отраженных в лицевом счете, а не копий документов пенсионного дела.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания действий/бездействий ответчика, заключающихся в не предоставлении истцу указанных в п. 48,49,51,54,71 инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности по выплате пенсий и пособий в органах социального обеспечения, утвержденной Приказом Министерства Финансов СССР от 06 апреля 1987г. № 96 заверенных копий документов незаконным. А также, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу заверенные копии документов, указанные в п. 48,49,51,54,71 Инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности по выплате пенсий и пособий в органах социального обеспечения, утвержденной Приказом Министерства Финансов СССР от 06 апреля 1987г. № 96.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий.

Исходя из толкования требований ст.ст. 151, 1011 ГК РФ, - указанные нормы права предусматривают защиту гражданами личных неимущественных прав либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

В соответствии с пунктом 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Неправомерными действиями являются действия, не соответствующие требованиям действующего законодательства.

Неправомерным бездействием следует рассматривать пассивное поведение лица в тех случаях, когда законодательство возлагает на него совершение определенных действий.

Поскольку, в судебном заседании нарушения законных прав истца в рамках настоящего дела по указанным истцом основаниям не установлено; доказательств, что действиями ответчика были нарушены его личные неимущественные права либо другие нематериальные блага истцом в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено, суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.

Поскольку суд не нашел оснований для удовлетворения основных исковых требований Мясникова Н.Л., не подлежат удовлетворению и требования о взыскании расходов по оплате услуг представителя и расходов по оплате госпошлины в силу ст.ст. 100 и 98 ГПК РФ.

На основании вышеизложенного, исковые требования Мясникова Н.Л. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Мясникова Н. Л. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г. Сургуте об оспаривании бездействий органа государственной власти отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца с подачей жалобы через Сургутский городской суд.

СУДЬЯ подпись

КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ Н.Б.БОЧНЕВИЧ