НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сунженского районного суда (Республика Ингушетия) от 22.03.2019 № А-38/19

РЕШЕНИЕ дело а-38\2019

Именем Российской Федерации

Судья Сунженского районного суда Республики Ингушетия Наурузов А.И. с участием представителя административного истца ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению войсковой части 3718 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> (далее по тексту Управление Росприроднадзора по <адрес>) о признании незаконным и отмене представления Управления Росприроднадзора по <адрес> об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Войсковая часть 3718 обратилась в Сунженский районный суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> (далее по тексту Управление Росприроднадзора по <адрес>) о признании незаконным с момента издания и принуждении административного ответчика отменить представления Управления Росприроднадзора по <адрес> об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований административный истец указал что, ДД.ММ.ГГГГ в адрес войсковой части 3718 поступило представление Управления Росприроднадзора по <адрес> об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ. Из данного представления следует, что войсковая часть 3718 осуществляет добычу пресной воды в отсутствие соответствующей лицензии, что является нарушением требований Закона о недрах (требования статьи 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах»). Управление Росприроднадзора по <адрес> данным представлением также обязывает войсковую часть принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, и требует представить в течение одного месяца со дня получения представления информацию о принятых мерах, а также предупреждает, что непредставление сведений, влечет административную ответственность по ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ. Указанное представление административный истец считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Постановлением Управления Росприроднадзора по РИ от ДД.ММ.ГГГГ, войсковая часть 3718 признана виновной в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования в области охраны собственности, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 1 ст. 7.3. КоАП РФ, а именно в правонарушении выразившимся в пользовании недрами без лицензии на право пользования недрами - добыча пресной подземной воды (ППВ) с артезианской скважины расположенной на территории войсковой части 3718, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением войсковая часть 3718 обжаловала его в Сунженский районный суд Республики Ингушетия. ДД.ММ.ГГГГ дело передано по территориальной подсудности в Магасский районный суд для рассмотрения по существу. В материалах дела отсутствуют безусловные доказательства того, что войсковая часть 3718, осуществляет добычу подземных вод не для собственных нужд и из водоносных горизонтов, являющихся источниками централизованного водоснабжения. Использование войсковой частью 3718 добываемой воды в предпринимательской либо иной деятельности материалами дела не подтверждено. При этом при рассмотрении данного дела не был установлен водоносный горизонт, из которого осуществлялась добыча подземных вод, а из приобщенных в материалы дела доказательств с очевидностью не следует, что технологически система подачи воды, функционирует именно от собственной водозаборной (артезианской) скважины. Таким образом, требование административного органа, содержащееся в представлении , о принятии мер по получению лицензии на добычу пресной воды, являются необоснованными, поскольку такая обязанность в рамках производства по административному делу по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, Управлением не установлена.

Представитель административного истца ФИО3 в суд явился, административный иск поддержал.

О времени и месте рассмотрения дела административный ответчик - Управление Росприроднадзора по <адрес> извещен, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

При таких данных суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика в соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ.

Исследовав материалы административного дела, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Абзацем 5 ст.9 Закона N 2395-1 предусмотрено, в случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 19 указанного закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что, по инициативе 216 военной прокуратурой гарнизона, войсковая часть 04062 с привлечением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> в отношении войсковой части 3718 проведена проверка соблюдения требований земельного и экологического законодательства. При осмотре территории войсковой части в 17 часов 38 минут 12.09. 2018 установлен факт пользования недрами без лицензии на право пользования недрами, то есть добыча пресной подземной воды с артезианской скважины, расположенной на территории части.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении войсковой части 3718 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и составления протокола об административном правонарушении от 25.09. 2018.

Постановлением и.о. заместителя начальника отдела геологического надзора и охраны недр, надзора за особо охраняемыми природными территориями, земельными и водными ресурсами Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - войсковая часть 3718 - признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 800 000 (восьмисот тысяч) рублей.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО4 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Из представления следует, что войсковая часть 3718 осуществляет добычу пресной воды в отсутствие соответствующей лицензии, что является нарушением требований Закона о недрах (требования статьи 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах»), в связи с этим государственный инспектор ФИО4 обязал войсковую часть 3718 принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, представить в течение одного месяца со дня получения представления информацию о принятых мерах.

Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ постановление Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении войсковой части 3718 прекращено по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Как установлено судом в указанном представлении отсутствуют сведения о причинах и условиях совершения административного правонарушения, которые подлежат устранению. Так, с учетом названных норм закона представление не содержит данных подтверждающих извлечение войсковой частью 3718 подземных вод, в объёме превышающих 100 кубических метров в сутки, также не содержит данных об установлении водоносного горизонта, из которого производят извлечение подземных вод и использовании добываемой воды в предпринимательской либо иной деятельности.

В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, представление Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по получению лицензии на добычу пресной воды, является незаконным, поскольку вынесено в отношении войсковой части 3718 при отсутствии достаточных оснований.

При таких условиях требования административного истца о признании незаконным и отмене представления Управления Росприроднадзора по <адрес> об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 89, 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление войсковой части 3718 удовлетворить.

Признать незаконным представление и.о. ведущего специалиста-эксперта отдела геологического надзора и охраны недр, надзора за особо охраняемыми природными территориями, надзора за земельными ресурсами, надзора за водными ресурсами, экологического надзора Управления Росприроднадзора по <адрес>, государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по <адрес>ФИО4 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ.

Представление и.о. ведущего специалиста-эксперта отдела геологического надзора и охраны недр, надзора за особо охраняемыми природными территориями, надзора за земельными ресурсами, надзора за водными ресурсами, экологического надзора Управления Росприроднадзора по <адрес>, государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по <адрес>ФИО4 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении войсковой части 3718 отменить.

По вступлении в законную силу настоящего решения суда в законную силу отменить принятые на основании определения Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ меры предварительной защиты административного иска войсковой части 3718 в виде приостановления действия представления Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решение по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия, через суд, вынесший решение, в течение одного месяца, со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

копия верна, судья

Сунженского районного суда РИ А.И. Наурузов

Поступило

ДД.ММ.ГГГГ

Принято к производству

ДД.ММ.ГГГГ

Назначено

ДД.ММ.ГГГГ

Начато рассмотрение

ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрено

ДД.ММ.ГГГГ

Срок рассмотрения

Строка стат.отчета