НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сулейман-стальского районного суда (Республика Дагестан) от 12.08.2022 № 2А-519/2022

Дело № 2а-519/2022

УИД: 05RS0039-01-2021-001920-03

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Шахвеледова А.Г., при секретаре судебного заседания Селимове Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по РД к ФИО1 о взыскании суммы задолженности по НДФЛ за 2017-2018 гг. по ОКТМО 82647445 в сумме 56103 руб. и пени в сумме 547,97 руб.; по ЕНВД по ОКТМО 82647000 в сумме 139091 руб. и пени в сумме 266.32 руб.; по УСН по ОКТМО 82647000 в сумме 14122 руб. и пени в сумме 71.72 руб.; по страховым взносам в ПФ РФ в страховую часть по ОКТМО 82647000 в сумме 211101 руб. и пени в сумме 4555.59 руб.; по страховым взносам в ФСС по ОКТМО 82647000 в сумме 25737 руб. и пени в сумме 568.05 руб.; по страховым взносам в ФФОМС работающего населения по ОКТМО 82647000 в сумме 48937 руб. и пени в сумме 1056.98 руб.; по страховым взносам в ПФ РФ в фиксированном размере по ОКТМО 82647000 в сумме 48934.62 руб. и пени в сумме 422.75 руб.; по страховым взносам в ФФОМС в фиксированном размере по ОКТМО 82647000 в сумме 4374.44 руб. и пени в сумме 79.30 руб., всего на общую сумму 555968 руб. 74 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №2 по РД обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании суммы задолженности за 2017-2018 гг.: по НДФЛ по ОКТМО 82647445 в сумме 56103 руб. и пени в сумме 547,97 руб.; по ЕНВД по ОКТМО 82647000 в сумме 139091 руб. и пени в сумме 266.32 руб.; по УСН по ОКТМО 82647000 в сумме 14122 руб. и пени в сумме 71.72 руб.; по страховым взносам в ПФ РФ в страховую часть по ОКТМО 82647000 в сумме 211101 руб. и пени в сумме 4555.59 руб.; по страховым взносам в ФСС по ОКТМО 82647000 в сумме 25737 руб. и пени в сумме 568.05 руб.; по страховым взносам в ФФОМС работающего населения по ОКТМО 82647000 в сумме 48937 руб. и пени в сумме 1056.98 руб.; по страховым взносам в ПФ РФ в фиксированном размере по ОКТМО 82647000 в сумме 48934.62 руб. и пени в сумме 422.75 руб.; по страховым взносам в ФФОМС в фиксированном размере по ОКТМО 82647000 в сумме 4374.44 руб. и пени в сумме 79.30 руб., всего на общую сумму 555968 руб. 74 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что на налоговом учете в Межрайонная ИФНС России №2 по РД состоит в качестве налогоплательщика ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН , который в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.

Ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ОКВЭД: 47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах.

Ответчик являлся плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД), налог по упрощенной системе налогообложения (УСН), налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов ПФ РФ, ФФОМС и ФСС.

Налогоплательщиком за 2016, 2017 и 2018 годы представлены налоговые декларации и расчеты по ЕНВД, УСН, НДФЛ и страховым взносам в которых указано к начислению в бюджет налогов и взносов во внебюджетные фонды.

Ответчиком в установленный законом сроки начисленные им налоги и сборы не были уплачены.

Руководствуясь ст. 69 НК РФ инспекцией налогоплательщику направлены требования № 116706 от 19.03.2018, № 117535 от 11.05.2018, № 117570 от 22.05.2018, № 117935 от 06.07.2018, № 118649 от 20.08.2018г. об уплате задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам, с указанием срока добровольной уплаты задолженности.

Кроме того, вследствие несвоевременной оплаты налоговых обязательств, налогоплательщику была начислена пеня в соответствии со ст.75 НК РФ. В соответствии со статьей 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Налоговым органом меры принудительного взыскания, установленные статьями 46, 47 и 48 Налогового кодекса российской Федерации в отношении задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам указанных требованиях № 116706 от 19.03.2018, № 117535 от 11.05.2018, № 117570 от 22.05.2018, № 117935 от 06.07.2018, № 118649 от 20.08.2018г. не применялись и пропущены.

Причиной пропуска сроков принудительного взыскания задолженности по налогам и сборам с ответчика явились программные сбои при конвертации налогоплательщиков из программы ЭОД в программу АИС «Налог-3»

До настоящего времени требование в добровольном порядке не исполнено.

На основании изложенного просит восстановить срок подачи заявления о взыскании задолженности обязательных платежей и санкций и взыскать с административного ответчика ФИО1 суммы задолженности за 2017-2018 гг.: по НДФЛ по ОКТМО 82647445 в сумме 56103 руб. и пени в сумме 547,97 руб.; по ЕНВД по ОКТМО 82647000 в сумме 139091 руб. и пени в сумме 266.32 руб.; по УСН по ОКТМО 82647000 в сумме 14122 руб. и пени в сумме 71.72 руб.; по страховым взносам в ПФ РФ в страховую часть по ОКТМО 82647000 в сумме 211101 руб. и пени в сумме 4555.59 руб.; по страховым взносам в ФСС по ОКТМО 82647000 в сумме 25737 руб. и пени в сумме 568.05 руб.; по страховым взносам в ФФОМС работающего населения по ОКТМО 82647000 в сумме 48937 руб. и пени в сумме 1056.98 руб.; по страховым взносам в ПФ РФ в фиксированном размере по ОКТМО 82647000 в сумме 48934.62 руб. и пени в сумме 422.75 руб.; по страховым взносам в ФФОМС в фиксированном размере по ОКТМО 82647000 в сумме 4374.44 руб. и пени в сумме 79.30 руб., всего на общую сумму 555968 руб. 74 коп..

Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России №2 по РД будучи надлежаще извещённый о дне и времени слушания дела в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении просил рассмотреть дело без участия их представителя.

Ответчик ФИО1 будучи извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебные заседания также не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, также возражения относительных исковых требований истца в которых указал, что он не согласен с требованиями административного истца, поскольку административным истцом пропущен шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Каких либо требований указанных административным истцом в заявлении, им не были получены. В связи, с чем просил суд отказать в восстановлении срока подачи заявления и в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В силу положений ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании налога с налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года №479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Поданное за пределами шестимесячного срока, установленного частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, требование о взыскании обязательных платежей и санкций не является бесспорным, таким образом, налоговый орган вправе обратиться с административным иском в районный суд без предварительного обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа.

Как указано выше, сам заявитель в административном исковом заявлении сообщил о пропуске срока.

Как следует из материалов дела, административный ответчик ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН в качестве налогоплательщика, который в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.

Ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 20.05.2005 года по 20.12.2019 г. ОКВЭД: 47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах.

Ответчик являлся плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД), налог по упрощенной системе налогообложения (УСН), налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов ПФ РФ, ФФОМС и ФСС.

Налоговым органом меры принудительного взыскания, установленные статьями 46, 47 и 48 Налогового кодекса российской Федерации в отношении задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам указанных требованиях № 116706 от 19.03.2018, № 117535 от 11.05.2018, № 117570 от 22.05.2018, № 117935 от 06.07.2018, № 118649 от 20.08.2018г. не применялись и пропущены.

Причиной пропуска сроков принудительного взыскания задолженности по налогам и сборам с ответчика явились программные сбои при конвертации налогоплательщиков из программы ЭОД в программу АИС «Налог-3»

До настоящего времени требование в добровольном порядке не исполнено.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании налога может быть восстановлен судом (абз.4 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

При этом, обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.

Согласно материалам дела, Межрайонная ИФНС России №2 по РД обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов ПФ РФ, ФФОМС и ФСС

Настоящее административное исковое заявление датировано 15.07. 2022 г., поступило в суд 20.07.2022 г., то есть за пределами, установленного для обращения в суд срока.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Таким образом, из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного ч. 2, ч. 3 ст. 48 НК РФ следует, что необходимым условием взыскания является соблюдение налоговым органом двух сроков - как шестимесячного срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и шестимесячного срока для обращения в суд в порядке искового производства.

При оценке уважительности причин пропуска срока необходимо учитывать все конкретные обстоятельства, в том числе добросовестность заинтересованного лица, реальность сроков совершения им процессуальных действий; также необходимо оценить характер причин, не позволивших лицу, участвующему в деле, обратиться в суд в пределах установленного законом срока.

Разрешая ходатайство Межрайонной ИФНС России №2 по РД о восстановлении пропущенного срока, суд исходит из того, что срок на подачу административного искового заявления пропущен, доказательств уважительности причин пропуска срока на принудительное взыскание налогов и пени, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, не представлено.

Кроме того, административный истец является юридическим лицом, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов, а установленный законодателем срок является достаточным, в связи с чем, доводы административного истца о том, что причиной пропуска сроков принудительного взыскания задолженности по налогам и сборам с ответчика явились программные сбои при конвертации налогоплательщиков из программы ЭОД в программу АИС «Налог-3» не могут быть приняты судом во внимание.

По смыслу норм ст. 48 НК РФ, ст. 138 КАС РФ, пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с гражданина задолженности по налогам и сборам.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом в судебном заседании не представлено, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин, в связи с чем, ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска удовлетворению не подлежит.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом, являющимся специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль над сбором налогов и своевременностью их взимания, не приведено.

При указанных выше обстоятельствах, принимая во внимание, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №2 по РД к ФИО1 (ИНН ) о взыскании суммы задолженности за 2017-2018 гг.: по НДФЛ по ОКТМО 82647445 в сумме 56103 руб. и пени в сумме 547,97 руб.; по ЕНВД по ОКТМО 82647000 в сумме 139091 руб. и пени в сумме 266.32 руб.; по УСН по ОКТМО 82647000 в сумме 14122 руб. и пени в сумме 71.72 руб.; по страховым взносам в ПФ РФ в страховую часть по ОКТМО 82647000 в сумме 211101 руб. и пени в сумме 4555.59 руб.; по страховым взносам в ФСС по ОКТМО 82647000 в сумме 25737 руб. и пени в сумме 568.05 руб.; по страховым взносам в ФФОМС работающего населения по ОКТМО 82647000 в сумме 48937 руб. и пени в сумме 1056.98 руб.; по страховым взносам в ПФ РФ в фиксированном размере по ОКТМО 82647000 в сумме 48934.62 руб. и пени в сумме 422.75 руб.; по страховым взносам в ФФОМС в фиксированном размере по ОКТМО 82647000 в сумме 4374.44 руб. и пени в сумме 79.30 руб., всего на общую сумму 555968 руб. 74 коп. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Резолютивная часть решения суда объявлена 12.08.2022 года, мотивированное решение составлено 17.08.2022 года.

Судья А.Г. Шахвеледов