Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Созыкиной Е.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Плеханова В.А.,
представителя ответчика ФИО1,
при секретаре Житковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Миндерлинского сельсовета <адрес> о возложении на ответчика обязанности по организации дорожной деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Миндерлинского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия ответчика по решению вопросов местного значения поселения в части не принятия мер по проектированию и строительству автомобильных дорог местного значения по <адрес>, Дачная, Центральная <адрес>, и возложении на ответчика обязанности в течение семи месяцев со дня вступления решения в законную силу провести проектирование и строительство автомобильных дорог местного значения по <адрес>, Дачная, Центральная <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки по коллективному обращению граждан, имеющих в собственности земельные участки, предоставленные им для жилищного строительства, расположенные по улицам: Центральная, Лесная <адрес>, об отсутствия дорожного сообщения, было установлено, что в нарушение требований ст. ст. 14, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 13, 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», администрация Миндерлинского сельсовета <адрес> работы по проектированию и строительству дорог для осуществления подъезда к земельным участкам, предоставленным гражданам в <адрес>, Дачная и Лесная не произвела. Денежные средства бюджетом Миндерлинского сельсовета на проведение работ на проектирование и строительство автомобильных дорог, предназначенных для осуществления подъезда к предоставленным земельным участкам гражданам в <адрес>, Дачная и Лесная, не запланированы. В ходе проверки установлено, что в перио<адрес> - истекший перио<адрес> по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> в <адрес> гражданам предоставлено в собственность 6 земельных участков в соответствии с ситуационным планом реализации генерального плана Миндерлинского сельсовета, кроме того, сформированы 6 земельных участков, в отношении которых главой администрации <адрес> принято решение о предоставлении их с аукциона для целей индивидуального жилищного строительства. Согласно сведениям отдела архитектуры администрации <адрес> в настоящее время гражданам выдано 7 разрешений на строительство, жилые помещение по которым в эксплуатацию не вводились. Бездействие ответчика уменьшает безопасность дорожного движения, а также ограничивает свободный доступ к вышеуказанным земельным участкам. По результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки исполнения земельного и градостроительного законодательства прокурором района в адрес главы администрации Миндерлинского сельсовета вносилось представление по факту неисполнения обязанности сельсовета по реализации генерального плана Миндерлинского сельсовета и об устранении нарушений требований законодательства об автомобильных дорогах, по результатам рассмотрения которого 1 должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности, однако мер к устранению выявленных нарушений принято не было.
В судебном заседании помощник прокурора Плеханов В.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признал, пояснил, что им не оспаривается, что законом на ответчика возложена обязанность по организации дорожной деятельности, но в указанные прокурором сроки провести проектирование и строительство автомобильных дорог местного значения по <адрес>, Дачная, Центральная <адрес> невозможно из-за отсутствия бюджетных средств на указанные цели. Бюджет Миндерлинского сельсовета на 2013 год принят и утвержден в декабре 2012 года, является дотационным на 55 %, изыскать средства в 2013 году не представляется возможным. Протяженность <адрес> составляет 1,6 км, из них 1,1 км дороги отсыпано гравием, 0,5 км – грунтовая дорога. Протяженность <адрес> составляет примерно 900 метров, <адрес> – примерно 500 метров. Полномочия по предоставлению земельных участков в <адрес> были переданы Миндерлинском сельсоветом Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>. Дороги на вышеуказанных улицах были разбиты осенью 2012 года, так как лица, получившие земельные участки, начали строительство в осенний период – период дождей, и по указанным грунтовым дорогам проходил большегрузный транспорт. В случае удовлетворения исковых требований просил установить сроки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, чтобы была возможность заложить средства в бюджет сельсовета на 2014 года на изготовление проектно-сметной документации.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, уполномоченным на решение вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка по коллективному обращению граждан ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, имеющих в собственности земельные участки, предоставленные им для жилищного строительства в <адрес> по улицам: Центральная, Лесная, об отсутствии дорожного сообщения к предоставленным участкам (л.д. 6).
Приведенные в обращении доводы в ходе проверки нашли подтверждение.
Согласно генеральному плану Миндерлинского сельсовета, <адрес> расположен в жилой зоне Миндерлинского сельсовета и предназначен для осуществления жилищного строительства.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования <адрес> и находящихся в его границах иных муниципальных образований» Миндерлинский сельсовет, с входящими в его состав сельскими населенными пунктами: <адрес> наделен статусом сельского поселения, и является самостоятельным муниципальным образованием.
Из ответа главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в <адрес> гражданам в перио<адрес> - 2012 г.г. предоставлено в собственность 6 земельных участков, администрацией <адрес> выдано 7 разрешений на строительство индивидуальных жилых домов в <адрес>, в том числе по <адрес>, Центральная, Лесная (л.д. 10).
Согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> в <адрес> сформированы 6 земельных участков и поставлены на кадастровый учет для продажи с торгов (л.д. 7).
Из ответа ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что строительство дорог в <адрес> по улицам: Центральная, Дачная, Лесная не осуществлялось, указанные улицы не соответствуют ГОСТу 50597-93. Миндерлинским сельсоветом выполнялись работы по профилированию земельных дорог в <адрес>.
Из ответа главы администрации Миндерлинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дорожное сообщение в <адрес> организовано в основном по грунтовым дорогам, гравийное покрытие имеется только на <адрес>, протяженностью 0,5 км. Денежные средства на строительство дорог в бюджете не предусмотрены, так как бюджет дотационный. Средства на содержание внутрипоселенческих дорог выделяются Министерством транспорта <адрес>, которым также в марте рассматриваются заявки от поселений на ремонт улично-дорожной сети. При положительном заключении администрация может отремонтировать только одну дорогу – такое условие предусмотрено в долгосрочных целевых программах <адрес> (л.д. 11)
Таким образом, установлено, что в нарушение указанных требований ст. ст. 14, 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 13, 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ответчиком не производились работы по проектированию и строительству дорог для осуществления подъезда к земельным участкам, предоставленным гражданам в <адрес>, Дачная и Лесная, в бюджете Миндерлинского сельсовета денежные средства на проведение указанных работ не запланированы.
Бездействие администрации Миндерлинского сельсовета <адрес> по решению вопросов местного значения поселения: по проектированию и строительству автомобильных дорог, расположенных по <адрес>, Дачная, Центральная <адрес>, привело к нарушению прав граждан, уменьшает безопасность дорожного движения и ограничивает свободный доступ к земельным участкам, расположенным на указанных улицах.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение исполнения обязанностей в натуре, другими способами.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Суд принимает доводы представителя ответчика об установлении более длительного срока для производства работ по проектированию и строительству автомобильных дорог в <адрес>, так как эти доводы подтверждены представленными ответчиком документами об утверждении бюджета Миндерлинского сельсовета на 2013 год с расшифровкой доходов и расходов, из которых следует, что из 7605,3 тыс. рублей доходов, 4177,2 тысячи рублей составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также подтверждено отсутствие запланированных средств на строительство автомобильных дорог, и считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Миндерлинского сельсовета <адрес> по решению вопросов местного значения поселения в части не принятия мер по проектированию и строительству автомобильных дорог местного значения по <адрес>, Дачная, Центральная <адрес>.
Обязать администрацию Миндерлинского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести проектирование и строительство автомобильных дорог местного значения по <адрес>, Дачная, Центральная <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом в совещательной комнате ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ______________
Копия верна:
Судья
Сухобузимского районного суда Е.А. Созыкина