НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сухиничского районного суда (Калужская область) от 04.05.2022 № 2-2-68/2022

Дело № 2-2-68/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Сухиничи 04 мая 2022 года

Сухиничский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Гуровой Т.В., при секретаре судебного заседания Филоненко Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калужской области о включении периодов работы в страховой стаж и признании права на назначение страховой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области о включении в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и признании права на назначение страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указывает, что основной период ее трудовой деятельности приходился на период проживания в Приднестровско - Молдавской республике, которая юридически является частью р.Молдова. Ввиду отсутствия официального подтверждения страховых отчислений (страховых взносов) ответчик не включил в ее страховой стаж периоды трудовой деятельности. Вместе с тем, данные периоды трудовой деятельности подтверждаются записями трудовой книжкой, а так же справками выданными в р.Молдова, подтверждающими факт трудовой деятельности и уплаты взносов организацией, в которой она работала.

В судебное заседании стороны не явились, ответчиком - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда РФ по Калужской области представлены возражения по заявленным требованиям. Как следует из отзыва на исковое заявление, не включены в страховой стаж ФИО1 следующие периоды ее трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данные периоды трудовой деятельности имели место на территории Республики Молдова. Вопросы пенсионного обеспечения граждан РФ и Р.Молдова регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года. В соответствии с п.2 Соглашения пенсионное обеспечение граждан РФ и Р.Молдова, так же членов их семей осуществляется по закону государства, на территории которого они проживают. При этом, учитывается страховой стаж, приобретенный на территории каждой из сторон, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы, имевшие место на территории Р.Молдова после 01 января 1991 года могут быть включены в страховой стаж для определения права на страховую пенсию и ее размера при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном порядке.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах, а равенство прав и свобод (статья 19) гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В соответствии с п.п. 1,2,3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу п. 1.2 вышеназванной статьи лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В соответствии с ч.9 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона (периоды, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации), а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.

Статьей 11 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж. Частью 2 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ.

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.04 г. N 2-П при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", может производиться по нормам действовавшего на 31.12.01 г. правового регулирования.

Принцип правовой определенности состоит в возможности применения к спорным правоотношениям тех нормативных актов пенсионного законодательства, которые действовали в соответствующий период трудовой деятельности.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г. Из данного Соглашения следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения, руководствуясь статьями 2, 4 этого соглашения о создании Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государства - участника Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения, согласились о нижеследующем: для установления прав на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения, что следует из ст. 7 Соглашения.

Ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 27 мая 1993 г. "О трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств" устанавливает, что трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обеих Сторон, взаимно признается Сторонами.

В соответствии со статьей 11 указанного Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. (далее - Соглашение от 10 февраля 1995 г.) периоды работы, имевшие место на территории Республики Молдова после 1 января 1991 г. (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. N 556-1) могут быть включены в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение. Указанные периоды работы на территории Республики Молдова подтверждаются справкой компетентных органов данного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное) страхование (обеспечение).

Согласно п. 6 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 г. N 99р (ред. от 28 января 2005 г.) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на пенсию по старости, в том числе досрочную пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г.

Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи 1 Соглашения от 10 февраля 1995 г. и в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997 г., периоды работы после 1 января 1991 г. (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 г. N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются, в частности, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов (ВКС)), временно пребывающие на территории РФ.

В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Судом установлено, как подтвержденное материалами дела и пенсионного дела ФИО1, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с нормами ч.1 ст.8 Федерального Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» №400-ФЗ от 28.12.2013 г.

Решением Управления установления пенсий ОПФР Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием установленного законом страхового стажа 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 21. Периоды работы ФИО1 имели место на территории Республика Молдова. В страховой стаж не учтены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как нет подтверждения уплаты страховых взносов из Национальной Кассы Социального Страхования Республики Молдова.

Страховой стаж ФИО1 составил 8 лет 1 месяц 6 дней (требуется 12 лет), индивидуальный пенсионный коэффициент составил 51,878 ( требуется 21).

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Как следует из записей в трудовой книжке ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в <данные изъяты> Запись о приеме на работу и об увольнении внесена на основании соответствующих приказов.

По информации предоставленной Центром социального страхования и социальной защиты Дубоссарского района и города Дубоссары Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики, сведений работодателя об уплате обязательных страховых взносов в Государственный Пенсионный фонд, Государственного архива Дубоссарского района и города Дубоссары государственной администрации Дубоссарского района и города Дубоссары по архивному фонду Цыбулевского сельского Совета (<данные изъяты>), <данные изъяты>, страховые взносы в Единый государственный фонд социального страхования Приднестровской Молдавской Республики на пенсионное обеспечение Савицкой (ФИО8) ФИО3 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перечислены в полном объеме. Данные доказательства удовлетворяет требованиям относимости и допустимости и могут быть приняты в качестве доказательства в обоснование заявленных истцом требований.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что осуществление истцом трудовых обязанностей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности лаборанта <данные изъяты> подтверждается представленными суду доказательствами, а также справками, направленными по запросу Национальной Кассы Социального Страхования Республики Молдова о перечислении страховых взносов за данный период в полном объеме. Учитывая изложенное, период осуществления истцом трудовой деятельности подлежит включению в стаж, дающий истцу право на страховую пенсию по старости, поскольку соблюдены предусмотренные законодательством Российской Федерации условия включения данных периодов. В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости включения в страховой стаж истца периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности лаборанта <данные изъяты> В оставшейся части требования истца достаточными доказательствами не подтверждены.

Руководствуясь вышеуказанными положениями действующего законодательства, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд исходит из того, что на момент обращения истца к ответчику за назначением пенсии необходимый стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, у истца имелся, в связи с чем, ответчик обязан назначить истцу пенсию со дня возникновения права на указанную пенсию.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калужской области о включении периодов работы в страховой стаж и признании права на назначение страховой пенсии по старости, удовлетворить частично.

Признать решение Управления установления пенсий Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части отказа во включении ФИО1 в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности лаборанта <данные изъяты>.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Калужской области включить ФИО1 в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности лаборанта <данные изъяты>

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Калужской области назначить страховую пенсию по старости ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Сухиничский районный суд Калужской области.

Судья подпись

<данные изъяты>