НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 20.07.2022 № 12-106/2022

Копия

дело №12-106/2022

Р Е Ш Е Н И Е

город Салехард 20 июля 2022 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотина Е.Г., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «Арктик СПГ 2» Гайдамака Е.В. на постановление судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 мая 2022 года, вынесенное в отношении ООО «Арктик СПГ 2», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.3 КоАП РФ,

установил:

постановлением судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 мая 2022 года ООО «Арктик СПГ 2» привлечено к административной ответственности по ст.10.3 КоАП РФ за нарушение правил перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа размере 10 000 рублей.

В жалобе на указанное постановление судьи, защитник ООО «Арктик СПГ 2» Гайдамака Е.В. просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права. Так, п.29 ст.2 Федерального закона «О карантине растений» устанавливает, что к подкарантинной продукции относятся растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению. Требованиями ГОСТ 20562-2013 «Карантин растений. Термины и определения» к древесным упаковочным материалам относятся древесина или древесные изделия, используемые для крепежа, защиты или транспортировки товара (включая крепежную древесину), но не являющиеся товаром или частью товара. Привлекая ООО «Арктик СПГ 2» к административной ответственности, судьей не было учтено, что ввоз товаров был произведен через таможенную границу с таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которая подпадает под действие решений Комиссии таможенного союза. При этом порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе и таможенной территории ЕАЭС, а также перечень подкарантинной продукции, подлежащей такому контролю, определен в Положениях и Перечне, утвержденных Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 №318. Согласно указанному перечню, к подкарантинной продукции относятся: ящики, коробки, упаковочные клети или корзины, барабаны и аналогичная тара из древесины, кабельные барабаны деревянные, паллеты, поддоны и прочие погрузочные щиты, деревянные, обечайки деревянные, которые являются самостоятельным товаром или декларируются отдельно. Вместе с тем, деревянные барабаны (катушки), на которых осуществлялся ввоз кабеля, не являются самостоятельным товаром и самостоятельно не декларировались. В связи с чем, к объектам подкарантинной продукции, в соответствии с международными нормами права, не относятся. Согласно п.3 ст.3 Федерального закона «О карантине растений», при коллизии норм права, применяются нормы международного права. В связи с чем, у ООО «Арктик СПГ 2» не возникло обязанности по уведомлению Россельхознадзора о прибытии указанного груза, поскольку он не относится к подкарантинной продукции. При прохождении таможенного досмотра, они были осмотрены специалистами фитосанитарного надзора, проверены на наличие необходимых клейм, в связи с чем, выпушены на территорию Российской Федерации без замечаний.

В судебном заседании защитник ООО «Арктик СПГ 2» Гайдамака Е.В. доводы жалобы поддержала.

Представитель контролирующего органа о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в связи с чем, препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица не имеется.

Заслушав защитника ООО «Арктик СПГ 2», изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.10.3 КоАП РФ нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как установлено судьей и следует из материалов дела, 04.03.2022 в 14-50 часов и 17-47 часов на электронный адрес отдела фитосанитарного надзора по Республике Коми и Мурманской области Североморского межригионального Управления Россельхознадзора (далее по тексту Отдел) Е-mail: с электронного адреса Мурманской таможни: поступило письмо за подписью начальника Мурманского таможенного поста Мурманской таможни №45-20/0224 от 04.03.2022 с приложением копии международных перевозочных документов: (CMR) №9378 от 03.02.2022 и №45-20/0224 от 04.03.2022, №LS09145-2 от 23.02.2022, №GK-29.01/GE20.2/1 от 02.02.2022, из которых следовало, что 14.02.2022 в 12-14 часов из Турции на автотранспортном средстве регистрационный номер №31RAY29/31RAY30, 28.02.2022 в 23-30 часов из Литвы (происхождением Франция) на автотранспортном средстве регистрационный номер №MDS982/JG986 и 02.02.2022 в 11-43 часов из Турции на автотранспортном средстве регистрационный номер №990P626/99ZE626 в постоянную зону таможенного контроля склада временного хранения ООО «Таможенно-Логистический терминал», расположенную по адресу: г. Мурманск, ул. Шевченко, д.40, поступили товары из Турции, размещенные на 7 деревянных катушках, из Литвы, размещенные на 19 деревянных катушках, из Турции, размещенные на 8 деревянных поддонах, которые являются древесным упаковочным материалом и относятся к подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, получателем которых являлся ООО «Арктик СПГ 2». При этом, в нарушение ст.32 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ «О карантине растений» и п.3 Приказа Минсельхоза России от 28.07.2020 №425 ООО «Арктик СПГ 2», находящееся по юридическому адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Славянский, д.9, каб.117, со дня доставки вышеуказанного товара, в однодневный срок не направило в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору извещение о доставке подкарантинной продукции.

По указанному факту должностными лицами отдела фитосанитарного надзора по Республике Коми и Мурманской области Североморского межрегионального Управления Россельхознадзора Демидовым А.Н. составлены протоколы об административных правонарушениях №06/М-59/2022, №06/М-63/2022, №06/М-61/2022 от 31.03.2022 в отношении ООО «Арктик СПГ2» по ст.10.3 КоАП РФ.

Привлекая ООО «Арктик СПГ 2» к административной ответственности, судья пришел к выводу, что Общество, осуществив ввоз электрического кабеля на деревянных катушках и поддонах, не исполнило обязанность, установленную п.3 Порядка немедленного извещения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 28.07.2020 №425, и не направило немедленно, но не позднее одного календарного дня со дня доставки, в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее по тексту Управление Россельхознадзора) извещение о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов (деревянных катушек).

С указанными выводами судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно п.29 ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ «О карантине растений» подкарантинной продукцией являются растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.

К древесным упаковочным материалам, согласно "ГОСТ 20562-2013. Межгосударственный стандарт. Карантин растений. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.04.2014 N332-ст),относятся древесина или древесные изделия (за исключением бумажных изделий), используемые для крепежа, защиты или транспортировки товара (включая крепежную древесину), но не являющаяся товаром или частью товара.

Согласно ч.1 ст.32 Федерального закона от 21.07.2014 N206-ФЗ «О карантине растений» граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны: выполнять карантинные фитосанитарные требования; извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

Приказом Минсельхоза России от 28.07.2020 №425 утвержден Порядок немедленного извещения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме.

Согласно п.3 Порядка заявитель либо его уполномоченный представитель обязан немедленно, но не позднее одного календарного дня со дня доставки, направить в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Управление Россельхознадзора) извещение о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов (далее - извещение) (рекомендуемый образец извещения приведен в приложении к настоящему порядку).

Из системного анализа указанных норм права следует, что основанием для направления уведомления в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, является доставка на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции.

Из транзитных деклараций, международных товарно-транспортных накладных: (CMR) №9380 от 03.02.2022 и №45-20/0224 от 04.03.2022, №LS09145-1 от 23.02.2022, № GK-29.01/GE20.2/1 от 02.02.2022 следует, что 14.02.2022 из Турции на автотранспортном средстве регистрационный номер №31RAY29/31RAY30, 28.02.2022 из Литвы (происхождением Франция) на автотранспортном средстве регистрационный номер № MDS982/JG986 и 02.02.2022 из Турции на автотранспортном средстве регистрационный номер №990P626/99ZE626 в постоянную зону таможенного контроля склада временного хранения ООО «Таможенно-Логистический терминал», расположенную по адресу: г. Мурманск, ул. Шевченко, д.40, поступили товары из Турции, и Литвы: электрический кабель, оборудование завода по производству, хранению, отгрузке сжиженного природного газа, размещенные на 7 и 19 деревянных катушках и 8 деревянных поддонах. Аналогичные сведения указаны в декларациях на товары №10511010/030322/3030370, №10511010/180222/3023440, №10511010/150222/3021491.

При этом из транзитных деклараций, международных товарно-транспортных накладных: №10801060/160222/0008066 (CMR) №GK-29.01/GE20.2.1 от 02.02.2022, №11207208/110222/0110350 (CMR) №GK-0702/22.TRLB2 от 02.02.2022 и №10803040/070222/0014795 (CMR) №9380 от 03.02.2022 следует, что данный груз прибыл на постоянную зону таможенного контроля в г. Мурманске с Витебской таможни (Белоруссия), то есть через территорию и границу Евразийского экономического союза.

29.05.2014 между Республиками Беларусь, Республиками Казахстан и Российской Федерацией был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, согласно п.3 ст.59 которого, перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов Союза и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Комиссией.

Согласно Приложение №1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №318 (ред. от 02.12.2021) «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» (вместе с «Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза», «Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза»), к подкарантинной продукции относятся: ящики, коробки, упаковочные клети или корзины, барабаны и аналогичная тара из древесины, кабельные барабаны деревянные, паллеты, поддоны и прочие погрузочные щиты, деревянные, обечайки деревянные, которые являются самостоятельным товаром или декларируются отдельно (из 4415).

Из изложенных выше норм права усматривается, что между нормами национального законодательства, относящего к подкарантинной продукции любые виды растений, растительной продукции, тары, упаковки, в том числе упаковочные материалы, грузы, почвы, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер, независимо от того, являются ли они самостоятельным товаром или нет, и нормами права Евразийского экономического союза, которые к подкарантинной продукции относят ящики, коробки, упаковочные клети или корзины, барабаны и аналогичная тара из древесины, кабельные барабаны деревянные, паллеты, поддоны и прочие погрузочные щиты, деревянные, обечайки деревянные, которые являются самостоятельным товаром или декларируются отдельно, имеется коллизия.

В соответствии с ч.3 ст.3 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ «О карантине растений», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Из указанных выше деклараций усматривается, что деревянные катушки, поддоны отдельно не декларировались, в качестве самостоятельного товара таможенную границу ЕАЭС не пересекали, а пересекли таможенную границу ЕАЭС в качестве упаковочного материала основанного товара, в качестве самостоятельного товара не ввозились.

В связи с чем, руководствуясь нормами Приложения №1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №318 (ред. от 02.12.2021) «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» (вместе с «Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза», «Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза»), суд приходит к выводу, что упаковка - деревянные барабаны и поддоны, к подкарантинной продукции не относятся.

В связи с чем, обязанность по немедленному уведомлению Территориального органа Россельхознадзора о прибытии подкарантинной продукции, у ООО «Арктик СПГ2» не возникла.

В соответствии с п.п.4 п.4.3.2 «Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза», «Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза»), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №318, осмотр подкарантинной продукции проводится в целях определения наличия на древесных упаковочных и крепежных материалах маркировки по одной из форм, предусмотренных едиными карантинными фитосанитарными требованиями, подтверждающей проведение обработки этих материалов прогреванием по всей толще древесины или фумигации, а также соответствия древесных упаковочных и крепежных материалов единым карантинным фитосанитарным требованиям.

Согласно с п.4.2 Международного стандарта по фитосанитарным мерам МСФС 15 «Регулирование древесного упаковочного материала в международной торговле» Международной Конвенции по карантину и защите растений, принятого на тринадцатой сессии Комиссии по фитосанитарным мерам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) в апреле 2018 года установленные виды маркировок, наносимые на древесный упаковочный материал, обработанный в соответствии с настоящим стандартом, должны соответствовать требованиям, описанным в Приложении 2, а именно: маркировка должна быть легко читаемой, долговечной и не допускающей ее переноса; - расположенной в месте, видимом при использовании древесной упаковки, предпочтительно, как минимум на двух противоположных сторонах единицы древесного упаковочного материала.

Как следует из п.4.3.5 «Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза», «Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза»), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318, по результатам осмотра древесных упаковочных и крепежных материалов должностное лицо уполномоченного органа принимает решение о запрете их ввоза в случае, если в ходе осмотра установлено, что на этих материалах отсутствует маркировка по одной из форм, предусмотренных едиными карантинными фитосанитарными требованиями, подтверждающая проведение обработки таких материалов прогреванием по всей толще древесины или фумигации, или древесные упаковочные и крепежные материалы не соответствуют единым карантинным фитосанитарным требованиям.

Как следует из деклараций на товары, электрические кабели на деревянных барабанах (катушках) при пересечении таможенной границы ЕАЭС были досмотрены, прошли все виды контроля, включая карантинный фитосанитарный контроль, по результатам которых таможенным органом принято решение о разрешении выпуска товаров на территорию Российской Федерации, соответственно все имеющиеся маркировки, предусмотренные едиными карантинными фитосанитарными требованиями, подтверждающие проведение обработки таких материалов прогреванием по всей толще древесины или фумигации, на деревянных барабанах имелись, упаковочный материал соответствовал единым карантинным фитосанитарным требованиям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Как указывалось выше, у ООО «Арктик СПГ 2» отсутствовала обязанность по направлению уведомления о прибытии подкарантинной продукции в территориальный орган Россельхознадзора, поскольку упаковочные деревянные барабаны (катушки), поддоны не относятся к подкарантинной продукции, соответственно в действия ООО «Арктик СПГ 2» отсутствует событие административного правонарушения, поскольку отсутствует факт нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.

При таких обстоятельствах постановление судьи Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 27 апреля 2022 года в отношении ООО «Арктик СПГ 2» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.3 КоАП РФ, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Арктик СПГ 2» по ст.10.3 КоАП РФ, прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

решил:

постановление судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 мая 2022 года, вынесенное в отношении ООО «Арктик СПГ 2» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении в отношении ООО «Арктик СПГ 2» прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья (подпись) Е.Г. Зотина