НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 08.10.2021 № 12-188/2021

УИД 89RS0006-01-2021-000527-32

первая инст. № 12-188/2021

апел. дело № 7-379/2021

судья Русина Л.Г.

копия

Р Е Ш Е Н И Е

08 октября 2021 года город Салехард

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Семейкина С.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Сизова Е.Б. на решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2021 года, вынесенное в отношении юридическое лицо АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением №123/Н от 15 сентября 2017 года начальника отдела - лесничего отдела Ноябрьского лесничества управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа - лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах Сизова Е.Б. юридическое лицо АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 101 000 рублей.

Решением судьи судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2021 года постановление отменено, производство по делу прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В жалобе государственный инспектор Сизов Е.Б. просил решение суда отменить, считая решение судьи незаконным. В обоснование жалобы настаивал, на том, что факт совершения административного правонарушения Обществом полностью доказывается материалами дела, а неправомерные действия неустановленных лиц, осуществивших несанкционированную врезку в трубопровод, не могут являться безусловным правовым основанием для освобождения Общества от установленной частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности.

Представитель АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Добров В.С. в возражениях на жалобу полагал решение суда законным.

Должностное лицо Сизов Е.Б., АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», извещались судом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявили, в связи с чем на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в загрязнении лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) ином негативном воздействии на леса.

Как усматривается из материалов дела, постановлением по делу об административном правонарушении от 21 мая 2021 года, юридическое лицо АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с тем, что 14 апреля 2021 года на земельном участке, расположенном на землях лесного фонда в квартале № 229 выдел № 11 Муравленковского участкового лесничества обнаружен разлив нефтесодержащей жидкости, общей площадью загрязнения земель лесного фонда 0,4316 га.

Судья, рассматривая жалобу представителя Общества на указанное постановление о назначении административного наказания, сделал вывод об отсутствии достаточных доказательств подтверждающих данный факт, что влечет за собой прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Выводы суда соответствуют требования закона.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность такого лица в совершении административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что 14 апреля 2021 года в 07 часов 50 минут от ЕДДС поступил звонок об обнаружении порыва на трубопроводе в районе полигона ТБО г. Муравленко. В 08 часов 10 минут, по прибытии на место, работниками АО «Газпромнефть-ННГ» обнаружена разгерметизация на напорном трубопроводе.

Обнаружен был разлив нефтесодержащей жидкости, на лесном участке в квартале № 229 Муравленковского участкового лесничества (Муравленковское урочище) Ноябрьского лесничества, на 333 километре автомобильной дороги Сургут-Салехард в районе МО г. Муравленко, ориентир поворот на полигон ТБО, на расстоянии 100 метров (координатная точка привязки WGS84 N63°46"50.5" Е74°37"54.9"). В ходе осмотра места утечки обнаружена несанкционированная врезка в трубопровод. На место происшествия были вызваны представители МВД. По результатам камеральной обработки данных, полученных в результате обследования лесного участка 19 апреля 2021 года, общая площадь загрязнения участка составляет 0,4316 га (4316м ), из них: в границах земель лесного фонда 0,4316 га (4316м2). Размер вреда в результате загрязнения земель нефтепродуктами, составил 9 044 126 руб.

Согласно документам, представленным АО «Газпромнефть-ННГ» в рамках проверки контролирующим органом (исх. № 13/2/004869 от 06.04.2021), Обществом проводились пусконаладочные работы (ПНР) напорного нефтепровода ЦПС Муравленковского м/р - НПС Суторминского м/р, диаметр 720*10мм., L-54015 м., 1983 г., ст. 17Г1С, выведенного в бездействие 16.01.2013 года, по определению включения трубопровода в список на демонтаж или в список эксплуатации как резервной нитки. В рамках проведения пуска наладочных работ (ПНР) проводилась дополнительная очистка полости напорного нефтепровода поршнем путем повышения давления компрессором. В процессе ПНР снижение давления на компрессоре и на трубопроводе не наблюдалось. Согласно паспорта на межпромысловый трубопровод Муравленковского м/р цех ППН установка УУН №537 ЦПНН ТПДН МН-НПС «Холмы» (инв. 86276081) Муравенковского месторождения общая протяженность трубопровода составляет 54015 м, рабочая среда - нефть, год ввода в эксплуатацию - сентябрь 1983 года.

В период 2018 - 2020гг. на данном трубопроводе с целью определения технического состояния и дальнейшей эксплуатации трубопроводу проводились ежегодные работы по текущему обслуживанию, ремонту, осмотру, ревизии трубопровода и пробная эксплуатация на протяжении 72 часов. В январе 2021 года на нефтепроводе проведены пневматические испытания на прочность и плотность 13 апреля 2021 года проведена очистка внутреннего диаметра, очистка ОУ; 14 апреля 2021 года - зафиксирована разгерметизация трубопровода, установлено ВГУ.

Обществом разработан и утверждён План производства работ по рекультивации нефтегазового участка ННП ЦПС Муравленкоского месторождения Суторминского месторождения, согласно которому завершение технического этапа рекультивации запланировано на 30 июня 2021 года, биологического этапа - на 15 августа 2021 года

Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации определены основные принципы лесного законодательства, к которым отнесены: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду: использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В части 3 статьи 55 названного кодекса указано, что правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ N 414 от 29 июня 2007 года, при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Частью 2 статьи 46 названного федерального закона установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Согласно ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 08 января 2002 года N 2-ст, нефть является природным жидким токсичным продуктом. Нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды.

Согласно сложившейся правоприменительной практике нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнении, высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой. Последствием разлива нефти на участке лесного фонда является причинение экологического вреда (негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов), поскольку в условиях лесного биогеоценоза каждый компонент природной среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и оказывает влияние на окружающее пространство.

Доказательств того, что именно АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» были нарушены экологические требования, допущено загрязнение лесов нефтепродуктами материалы дела не содержат.

Судом верно указано, что в данном случае вина АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в загрязнении лесов отсутствует, наступившие последствия обусловлены действиями неустановленных лиц, осуществивших незаконную врезку в подземный нефтепровод, вследствие прорыва присоединенного ими резинового рукава.

С учетом фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и неустранимых сомнений, производство по делу судьей правомерно прекращено.

Несогласие должностного лица административного органа с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей правовых норм, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При наличии таких обстоятельств, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2021 года, вынесенное в отношении юридического лица АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу должностного лица Сизова Е.Б. - без удовлетворения.

судья /подпись/ С.А. Семейкина