НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 01.08.2023 № 12-95/2023

Копия

дело №12-95/2023

РЕШЕНИЕ

г. Салехард 1 августа 2023 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотина Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Востриковой Ю.А. на постановление судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в отношении ООО «Северная ПЛЭС»

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола №03/4-10/2023 об административном правонарушении от 24 января 2023 года ООО «Северная ПЛЭС» (далее по тексту Общество) в нарушение требований ч.ч.ч.1, 2, 3 ст.35, ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ, ст.ст.34, 39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» 17 ноября 2022 года в районе 107 км ПЭС г. Надым ЯНАО осуществляло сброс сточных вод в поверхностный водный объект - протоку реки Надым (бассейн Обской губы) по выпускам с объекта HBOC с кодом 71-0189-000715-Т в отсутствие оформленного разрешения на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты и комплексного экологического разрешения.

Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Востриковой Ю.А. действия Общества квалифицированы по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, как нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.

Постановлением судьи Надымского городского суда ЯНАО от 17 мая 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ в отношении ООО «Северная ПЛЭС» прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением судьи, Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Вострикова Ю.А. обратилась в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой, в которой просит его отменить, считая постановление незаконным.

В возражениях на жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, представитель ООО «Северная ПЛЭС» адвокат Власов С.В. считает постановление суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

В судебном заседании суда округа представитель ООО «Северная ПЛЭС» адвокат Власов С.В. доводы возражений на жалобу должностного лица административного органа поддержал, просил оставить обжалуемое постановление суда без изменения.

Государственный инспектор Росприроднадзора Вострикова Ю.А. извещались судом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявила. На основании п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя Общества, прихожу к следующим выводам.

Статьей ст.24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.1 ст.8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании ч.1 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Федеральный закон №7-ФЗ) эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно ч.ч.ч.1, 2, 3 ст.35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что на основании решения №836-рш от 7 октября 2022 года Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Северная ПЛЭС». В ходе проверки установлено, что ООО «Северная ПЛЭС» осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) - Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, 107 км, ПЭС «Надым», код объекта 71-0189-000715-Т, объект II категории. Пользование водным объектом осуществляется на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 14 марта 2018 года №89-15.03.00.001-Р-РСВХ-С-2018-05269/00 сроком с учетом продления до 5 декабря 2022 года. При этом в районе 107 км ПЭС г. Надым ЯНАО Общество осуществляло сброс сточных вод в поверхностный водный объект - протоку реки Надым (бассейн Обской губы) по выпускам с объекта HBOC с кодом 71-0189-000715-Т в отсутствие оформленного разрешения на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также при отсутствии комплексного экологического разрешения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении №03/4-10/2023 от 24 января 2023 года по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

Судья городского суда, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «Северная ПЛЭС» по существу, пришел к выводу о прекращении по нему производства ввиду отсутствия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения со ссылкой на то, что в силу ч.1.1 ст.11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон №219-ФЗ), п.1 ст.31.1 Федерального закона №7-ФЗ, п.2 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Росприроднадзора РФ от 17 августа 2020 года №1022, ООО «Северная ПЛЭС» не является субъектом, обязанным получать комплексное экологическое разрешение и разрешение на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Оснований не согласиться с приведенными выше выводами судьи первой инстанции не имеется.

Согласно п.1 ст.31.1 Федерального закона №7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (п.1 ст.31.2 Федерального закона №7-ФЗ).

Так, ООО «Северная ПЛЭС» имеет утвержденную декларацию о воздействии на окружающую среду от 26 декабря 2019 года по объекту негативного воздействия на окружающую среду II категории, с кодом 71-0189-000715-Т.

В силу п.4 ст.31.2 Федерального закона №7-ФЗ одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, которые в силу п.3 ст.22 Федерального закона №7-ФЗ являются приложением к ней.

В соответствии с п.2 ст.22 Федерального закона №7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Согласование и утверждение уполномоченными Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти нормативов допустимых сбросов, рассчитанных юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах II категории Федеральным законом №7-ФЗ, не предусмотрено.

Переходными положениями Федерального закона №219-ФЗ предусмотрена возможность утверждения и переоформления нормативов допустимых сбросов для объектов I категории с 1 января 2019 года до оформления комплексного экологического разрешения, в частности для объектов Перечня - до 2022 года и для объектов I категории - до 2025 года (ч.1.1 ст.11).

В связи с чем, проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в поверхностный водный объект - протоку реки Надым со сточными водами от охлаждения газотурбинных установок ПЛЭС - 05 (выпуски №№3, 4) был возвращен ООО «Северная ПЛЭС» письмом от 16 октября 2019 года №15-1500/19 Нижне-Обского бассейнового водного управления.

По направленной Обществом 26 декабря 2019 года в Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора декларации о воздействии на окружающую среду от 26 декабря 2019 года по объекту II категории с приложением расчетов нормативов допустимых сбросов замечаний не поступило.

При таком положении нельзя сделать безусловный вывод о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

В силу положений ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В указанных обстоятельствах, постановление судьи городского суда о прекращении производства по делу является правомерным.

Исходя из приведенных выше законодательных предписаний, вменяемое Обществу некорректное представление сведений в декларации о воздействии на окружающую среду, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, не образует.

Несогласие должностного лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судьей правовых норм, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного решения, не допущено, нормы материального права применены правильно.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в отношении ООО «Северная ПЛЭС», оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья (подпись) Е.Г. Зотина